г. Чита |
Дело N А10-439/2007 |
"27" января 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е. В. Желтоухова, Г. Г. Ячменёва,
при ведении протокола судебного заседания судьей Д. Н. Рыловым,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации г.Улан-Удэ на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 5 ноября 2008 года по делу N А10-439/2007 по заявлению индивидуального предпринимателя Екимова Александра Ивановича к Комитету по управлению имуществом администрации г.Улан-Удэ о признании незаконным решения от 13.11.2006 г. .
(суд первой инстанции судья Дружинина О.Н.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Егоров В.Г., представитель по доверенности от 26.01.2009 г.,
от заинтересованного лица: не явился,
Индивидуальный предприниматель Екимов Александр Иванович (далее заявитель, ИП Екимов А.И.) обратился в суд с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным решения Комитета по управлению имуществом администрации г.Улан-Удэ (далее заинтересованное лицо, КУИ администрации г.Улан-Удэ) от 13.11.2006 г. о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждения акта о выборе земельного участка.
Решением суда первой инстанции от 05.11.2008 г. заявленные требования удовлетворены.
Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для удовлетворения требований заявителя послужил вывод суда о том, что отказ КУИ администрации г.Улан-Удэ в предварительном согласовании места размещения объекта и утверждения акта о выборе земельного участка по основаниям п.2 ст.222 ГК РФ и п.6 ст.30 ЗК РФ является необоснованным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо - Комитет по управлению имуществом администрации г.Улан-Удэ обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта, в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представитель заявителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы, указанные в отзыве на апелляционную жалобу, указав на обоснованность решения суда первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заинтересованное лицо своего представителя в судебное заседание не направило. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, заслушав доводы представителя заявителя, пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 32 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации г.Улан-Удэ N 76 от 14.02.2003 г. "О предоставлении земельных участков в аренду для размещения временных объектов мелкорозничной торговой сети" Екимову А.И. был предоставлен земельный участок площадью 110 кв.м. сроком на 5 лет.
03.03.2003 г. предприниматель Екимов А.И. обратился в Комитет по управлению имуществом администрации г.Улан-Удэ с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду площадью 110 кв.м., расположенного в Советском районе вблизи пересечения улиц Смолина и Партизанской для размещения закусочной по проекту, согласованному с Управлением архитектуры и градостроительства сроком на пять лет.
11.03.2003 г. между КУИ администрации г.Улан-Удэ и Екимовым А.И. был заключен договор аренды N 176, согласно которому для размещения закусочной в пользование заявителя на срок с 14.02.2003 г. по 13.02.208 г. был передан земельный участок площадью 110 кв.м., расположенный по адресу: г.Улан-Удэ, вблизи пересечения улиц Смолина и Партизанской.
26.06.2003 г. земельный участок площадью 110 кв.м. сформирован и поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 03:24:011202:0032.
Управлением градостроительства и архитектуры Администрации г.Улан-Удэ 20.10.2003 г. выдано разрешение на строительство временных зданий и сооружений. Инспекцией Государственного архитектурно-строительного надзора по г.Улан-Удэ 27.10.2003 г. выдано разрешение N 96 на выполнение строительно-монтажных работ.
04.05.2005 г. Межведомственная комиссия оценив возможность предоставления земельных участков решила возможным предоставление земельного участка для строительства закусочной по адресу: г.Улан-Удэ, пересечение ул.Смолина и ул.Партизанская.
Комитету по управлению имуществом было предложено опубликовать информацию о возможном и предстоящем предоставлении земельного участка в газете "Бурятия".
25.05.2005 г. в газете "Бурятия" была опубликована информация о предстоящем предоставлении данного участка под строительство закусочной, как социально значимого объекта.
26.07.2005 г. Комитетом городского хозяйства и строительства Администрации г.Улан-Удэ выдано разрешение N 85 на строительство.
31.10.2005 г. предприниматель Екимов А.И. обратился в КУИ администрации г.Улан-Удэ о согласовании акта выбора земельного участка для строительства закусочной.
08.11.2005 г. КУИ администрации г.Улан-Удэ дан ответ предпринимателю о том, что вопрос о согласовании акта выбора земельного участка для строительства будет рассмотрен только после освобождения земельного участка от самовольной постройки.
Считая, что данный ответ нарушает законные права, предприниматель обжаловал бездействие КУИ в суд.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 сентября 2006 г. по делу А10-1617/06 бездействие КУИ г.Улан-Удэ по разрешению заявления Екимова А.И. о выборе земельного участка и о предварительном согласовании места размещения объекта для строительства, расположенного на пересечении ул.Смолина и ул. Партизанская, признано незаконным. Данное решение вступило в законную силу.
Устраняя допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Екимова А.И. Комитет по управлению имуществом администрации г. Улан-Удэ вынес решение от 13.11.2006г. N У01 об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка.
Считая, что вынесенное решение не соответствует законодательству и нарушает права, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
В соответствии с частями 4, 5 ст. 200 АПК РФ в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, государственных органов, входит их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа на их принятие (совершение), а также наличие нарушений ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания указанных обстоятельств и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) лежит на органе, принявшем решение.
Для признания оспариваемого ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие закону ли иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст.29, 31 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта.
Как следует из оспариваемого решения, основанием отказа в предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка КУИ администрации г.Улан-Удэ указал п.6 ст.30, п.2 ст.31 Земельного кодекса РФ, п.2 ст.222 ГК РФ, п.4.7.6 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г.Улан-Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.10.2006 г. N 272-32.
Пункт 2 ст.31 ЗК РФ и п.4.7.6 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан- Удэ, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.10.2006 N 272-32, устанавливают порядок и полномочия органов местного самоуправления и предписывают обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства по заявлению гражданина или юридического лица.
Следовательно, обжалуемым решением отказано в предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка на основании п.6 ст.30 ЗК РФ и п.2 ст.222 ГК РФ.
Согласно п.6 ст.30 ЗК РФ в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подп.3 и 4 п. 4 настоящей статьи.
В соответствии с подп.3 и 4 п.4 Кодекса предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Как следует из материалов дела, на момент обращения Екимова А.И. с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, спорный земельный участок уже был сформирован, о чем свидетельствуют представленный кадастровый план земельного участка и возведение и эксплуатация заявителем здания.
Условие подп.3 п.4 ст.30 ЗК РФ также было выполнено - 25.05.2005 г. в газете "Бурятия" была опубликована информация о предстоящем предоставлении данного участка под строительство закусочной, как социально значимого объекта.
Судом апелляционной инстанции установлено, что заявителем представлены документы, необходимые для выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта. Эти документы соответствуют требованиям ст.31 ЗК РФ.
Таким образом, ссылка КУИ администрации г.Улан-Удэ в решении от 13.11.2006 г. на п.6 ст.30 ЗК РФ является необоснованным.
Согласно п.2 ст.222 ГК РФ лицо, осуществляющее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности и не вправе распоряжаться постройкой.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев предусмотренными п.3 настоящей статьи.
Судом первой инстанции правомерно указано, что отказ КУИ администрации г. Улан - Удэ в предварительном согласовании места размещения объекта и утверждения акта о выборе земельного участка по основаниям п.2 ст.222 ГК РФ является необоснованным.
Арбитражный суд Республики Бурятия 17.12.2007 г. по делу N А10 - 859/06 отказал в удовлетворении требований Комитета по управлению имуществом г. Улан - Удэ к индивидуальному предпринимателю Екимову А.И. об освобождении земельного участка и о сносе самовольно возведенного строения (закусочной), расположенной по адресу: г. Улан - Удэ, вблизи пересечения улиц Смолина и Партизанской. Данное решение вступило в законную силу.
В соответствии с ч.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 декабря 2007 года по делу N А10 - 859/06 имеет преюдициальное значение для данного дела, следовательно, отказ КУИ по тем основаниям, что на испрашиваемом земельном участке предприниматель возвел самовольную постройку, также является необоснованным.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что КУИ администрации г.Улан-Удэ не представлены доказательства, свидетельствующие о несоблюдении предпринимателем Екимовым А.И. условий, установленных подп.1 п.5 ст.30, пп.1, 2, 5 ст.31 ЗК РФ, в связи чем, у КУИ отсутствовали основания для принятия решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта.
После исследования всех доказательств по делу в совокупности, суд апелляционной инстанции установил, что действия КУИ администрации г.Улан-Удэ нарушают права заявителя на получение в аренду земельного участка для строительства, создают препятствий для осуществления заявителем предпринимательской деятельности, поскольку Комитет не выполнил возложенную на него процессуальную обязанность доказать наличие обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий, выразившихся в принятии решения от отказе в предварительном согласовании места размещения объекта.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со ст.71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
Проанализировав все собранные по делу доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 5 ноября 2008 года по делу N А10-439/2007, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 5 ноября 2008 года по делу N А10-439/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е. В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-439/07
Заявитель: Екимов Александр Иванович
Ответчик: Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ
Хронология рассмотрения дела:
27.01.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4012/08