г. Ессентуки |
Дело N А25-1420/07-12 |
31 марта 2008 г. |
Вх.16АП-443/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2008 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Афанасьевой Л.В.,
судей: Мельникова И.М., Фриева А.Л. (докладчик),
при ведении протокола судьей Фриевым А.Л.,
рассмотрев апелляционную жалобу УФРС по КЧР на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28.01.2008г. по делу N А25-1420/07-12 по заявлению Зеленчукского районного Совета потребительских обществ к УФРС по КЧР о признании незаконными действий государственного органа,
при участии в заседании:
от Зеленчукского районного Совета потребительских обществ: Шуликина Л.П. - по доверенности,
от УФРС по КЧР: не явились, извещены 14.03.2008г.,
УСТАНОВИЛ
Зеленчукский районный Совет потребительских обществ (далее - заявитель, Общество) обратился с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконными действий государственного органа по отказу в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, указанного в Сообщениях об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: от 03.08.07 N 10/1431, N 10/1433; от 09.08.07 N 10/1469, N 10/1470, N 10/1471 и обязании Управления устранить допущенные нарушения прав путем принятия документов, необходимых для регистрации объектов недвижимого имущества, принадлежащих Зеленчукскому районному Совету потребительских обществ.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28.01.2008г. признано незаконными действия Управления Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике, выразившиеся в отказе Зеленчукскому районному Совету потребительских обществ в государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, указанного в Сообщениях об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: от 03.08.2007г. N 10/1431, N 10/1433; от 10.08.2007г. N 10/1469, N 10/1470, N 10/1471 - склад лит. А и склад лит. Б, расположенные по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Калинина, 161 А; магазин N 73, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Ермоловка, ул. Асфальтная, 117А; магазин N 24-25, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Леонова, 279А; магазин N 64, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Даусуз, ул. Хатуева, 48.
Обязал Управление Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике принять документы, представленные для регистрации прав на объекты недвижимого имущества, принадлежащего Зеленчукскому райпотребсоюзу, указанного в Уведомлениях о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: от 04.07.2007г. N 10/1211, N 10/1212; от 10.07.2007г. N 10/1166, N 10/1167, N 10/1168 без повторной уплаты государственной пошлины в срок до 25.02.2008г.
Не согласившись с решением суда, УФРС по КЧР подало апелляционную жалобу. Заявитель считает, данное решение является незаконным и необоснованным. Одним из оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции является неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. В связи с этим заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, отказывающий в удовлетворении требований Зеленчукского районного Совет потребителей обществ.
Представитель УФРС по КЧР в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель Зеленчукский районный Совет потребительских обществ в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28.01.2008г. проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав доводы стороны, апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28.01.2008г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.07.2007г. заявитель обратился в Управление с заявлением о регистрации права собственности на следующие объекты недвижимого имущества: склад лит. А и склад лит. Б, расположенного по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Калинина, 161А на основании решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.05.2001г.; магазин N 73, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Ермоловка, ул. Асфальтная, 117А; магазин N 24-25, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Леонова, 279А; магазин N 64, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Даусуз, ул. Хатуева, 48 на основании решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.05.2001г.
04.07.2007г. государственная регистрация права собственности на следующие объекты недвижимого имущества: склад лит. А и склад лит. Б, расположенные по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Калинина, 161А была приостановлена сроком на один месяц в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21.01.1997г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - ФЗ N 122-ФЗ) по причине несоответствия адреса объекта недвижимости в кадастровом плане адресу, указанному в техническом паспорте.
03.08.2007г. заявителю отказано в государственной регистрации права собственности по вышеуказанным объектам недвижимости на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 ФЗ N 122-ФЗ, по причине, по которой была приостановлена государственная регистрация права собственности заявителя на указанные объекты недвижимости.
10.07.2007г. по следующим объектам недвижимого имущества: магазин N 73, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Ермоловка, ул. Асфальтная, 117А; магазин N 24-25, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Леонова, 279А; магазин N 64, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Даусуз, ул. Хатуева, 48, государственная регистрация права собственности была приостановлена сроком на один месяц в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 ФЗ N 122-ФЗ.
Основанием приостановления государственной регистрации явилось следующее:
по объекту недвижимого имущества - магазин N 73, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Ермоловка, ул. Асфальтная, 117А - отсутствие постановления о присвоении почтового адреса на указанный объект недвижимости;
по объекту недвижимого имущества - магазин N 24-25, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Леонова, 279А - отсутствие правоустанавливающего документа на объект недвижимости;
по объекту недвижимого имущества - магазин N 64, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Даусуз, ул. Хатуева, 48 - отсутствие постановления о присвоении почтового адреса на указанный объект недвижимости.
09.08.2007г. заявителю отказано в государственной регистрации права собственности на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 ФЗ N 122-ФЗ по тем же причинам, по которым была приостановлена государственная регистрация прав на недвижимое имущество.
В силу пункта 1 статьи 19 ФЗ N 122-ФЗ, государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.
Согласно пункту 2 статьи 19 ФЗ N 122-ФЗ, в указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на месяц (не считая срока, указанного в пункте 3 статьи 13 настоящего Федерального закона).
Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.
Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить стороны договора о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения.
Государственный регистратор обязан в срок не более чем пять рабочих дней со дня приостановления государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях приостановления государственной регистрации прав.
Пунктом 1 статьи 20 ФЗ N 122-ФЗ предусмотрены основания отказа в государственной регистрации.
Согласно пункту 3 указанной статьи, при принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю в письменной форме в срок не более пяти дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления, направляется сообщение о причине отказа и копия указанного сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
При отказе в государственной регистрации права, уплаченная государственная пошлина за государственную регистрацию права не возвращается (пункт 5 статьи 20).
По смыслу главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, рассматривая такие дела, суд должен оценивать отказ с точки зрения его несоответствия закону и другим ненормативным актам, исходя из тех документов, которые представлялись заявителем на регистрацию, за исключением случаев, когда регистратор должен был приостановить регистрацию, а не отказывать в ней.
Как следует из заявления Зеленчукского райпотребсоюза, заявитель просит признать незаконными действия Управления Федеральной регистрационной службы по КЧР в связи с тем, что по двум объектам недвижимого имущества им не были получены уведомления о приостановлении государственной регистрации права от 04.07.2007г., а по трем объектам недвижимого имущества им были устранены причины, препятствующие регистрации и представлены документы в срок, указанный в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации от 10.07.2007г., в то время как решения об отказе в государственной регистрации приняты регистратором до истечения срока, указанного в уведомлении о приостановлении государственной регистрации.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что уведомления о приостановлении государственной регистрации прав на два объекта недвижимого имущества: склад лит. А и склад лит. Б, расположенные по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Калинина, 161 А, в адрес Зеленчукского райпотребсоюза не поступали.
В связи с этим, определением суда от 29.11.2007г. от заявителя были истребованы Журнал входящей корреспонденции за 2007 год, все заявления, поданные в Управление Росрегистрации по КЧР о регистрации права собственности по каждому объекту недвижимости с приложенными документами; все документы, дополнительно представленные в связи с приостановлением регистрации прав по каждому объекту недвижимости; от заинтересованного лица истребованы Журнал исходящей корреспонденции за период с 27.06.2007г. по 10.08.2007г., Правила внутреннего трудового распорядка, Административный регламент Управления Росрегистрации по Карачаево-Черкесской Республике. Дополнительно определением суда от 10.01.2008г. от Управления истребованы почтовые уведомления о вручении заявителю уведомлений о приостановлении государственной регистрации права и сообщений об отказе в государственной регистрации прав по пяти объектам недвижимого имущества, заявленным для регистрации права собственности.
Все представленные сторонами доказательства приобщены в материалы дела и исследованы судом первой инстанции.
Так, в Журнале исходящей корреспонденции Управления Росрегистрации по КЧР за 2007 год (дело N 10.13) 04.07.2007г. зарегистрированы уведомления о приостановлении регистрации (исх. N 10/1211 и N 10/1212), и в графе "Куда направлен документ" указано "Зеленчукский районный союз потребительских обществ" (л.д. 69).
Между тем, в Журнале входящей корреспонденции Зеленчукского районного Совета потребительских обществ за 2007 год, представленном в материалы дела, указанные уведомления не зарегистрированы (л.д. 59-63).
Кроме того, как доказательство направления заявителю уведомлений о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Управлением в материалы дела представлены копии уведомления о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.07.2007г. N 10/1211 и N 10/1212 по объектам недвижимости: склады (ст. Зеленчукская, ул. Калинина, 161 А) (л.д. 98-99); копии почтовых квитанций с реестрами на отправку уведомлений о приостановлении государственной регистрации прав и сообщений об отказе в государственной регистрации прав по пяти объектам недвижимости, заявленным Зеленчукским райпотребсоюзом (л.д. 100-108).
Пунктом 14 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним (далее по тексту - Административный регламент), утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 14.09.2006г. N 293 установлено, что информация о приостановлении государственной регистрации прав или об отказе в ее проведении направляется заявителю заказным письмом и дублируется по телефону или электронной почте, указанным в заявлении о государственной регистрации прав (при наличии соответствующих данных в заявлении).
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).
Из представленных суду доказательств направления в адрес заявителя уведомлений о приостановлении государственной регистрации прав и сообщений об отказе в государственной регистрации прав по пяти объектам недвижимости, заявленным Зеленчукским райпотребсоюзом следует, что указанная информация направлена в адрес заявителя заказными письмами в соответствии с требованиями пункта 14 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как следует из материалов дела, несмотря на направление Управлением заявителю уведомлений о приостановлении государственной регистрации права собственности от 04.07.2007г., от 10.07.2007г. и сообщений об отказе в государственной регистрации права собственности от 03.08.2007г., от 09.08.2007г., информация о приостановлении и отказе государственной регистрации не была продублирована Управлением по телефону, что является нарушением требований пункта 14 Административного регламента.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что у заявителя отсутствовала информация о приостановлении государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества (склады), что подтверждается Журналом входящей корреспонденции за 2007 год (л.д. 59-63), в котором отсутствуют данные о регистрации уведомлений от 04.07.2007г., поскольку в адрес заявителя не поступили уведомления о приостановлении регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.07.2007г., и указанная информация не была продублирована по телефону.
Представленные Управлением в материалы дела выписка из Журнала регистрации за 2007 год с данными о регистрации вышеуказанных уведомлений и сообщений, а также почтовые квитанции и реестры на отправку с проставлением даты отправки и отметкой органа почтовой связи об отправлении заказным письмом не подтверждают с достоверностью наличие у заявителя указанной информации о приостановлении (таким доказательством может быть почтовое уведомление с отметкой о вручении), что, в свою очередь, лишило заявителя возможности устранения недостатков, препятствующих государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества: склад лит. А и склад лит. Б, расположенных по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Калинина, 161 А.
В судебном заседании установлено, что по остальным трем объектам недвижимости: магазин N 73, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Ермоловка, ул. Асфальтная, 117А; магазин N 24-25, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Леонова, 279А; магазин N 64, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Даусуз, ул. Хатуева, 48, государственная регистрация права собственности была приостановлена сроком на один месяц в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 ФЗ N 122-ФЗ.
В уведомлениях о приостановлении государственной регистрации от 10.07.2007г., поступивших в адрес заявителя, ему предложено в срок до 10.08.2007г. устранить причины, препятствующие регистрации.
Основанием приостановления государственной регистрации явилось следующее:
по объекту недвижимого имущества - магазин N 73, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Ермоловка, ул. Асфальтная, 117А - отсутствие постановления о присвоении почтового адреса на указанный объект недвижимости;
по объекту недвижимого имущества - магазин N 24-25, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Леонова, 279А - отсутствие правоустанавливающего документа на объект недвижимости;
по объекту недвижимого имущества - магазин N 64, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Даусуз, ул. Хатуева, 48 - отсутствие постановления о присвоении почтового адреса на указанный объект недвижимости.
09.08.2007г. заявителю отказано в государственной регистрации права собственности (исх. N 310/1469, N 10/1470, N 10/1471) на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 ФЗ N 122-ФЗ по тем же причинам, по которым была приостановлена государственная регистрация прав на недвижимое имущество (л.д. 18-20).
Как пояснил в судебном заседании представитель заявителя, 08.08.2007г. представители заявителя - председатель правления и главный бухгалтер Зеленчукского райпотребсоюза привезли недостающие документы в Управление, однако в этот день в Управлении не велся прием документов в связи со сменой графика приема документов.
09.08.2007г. представители заявителя представили истребованные документы в Управление регистратору Катчиевой З.А., осуществляющей прием документов, однако в приеме документов было отказано в связи с тем, что к этому времени Управлением уже были приняты решения об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество, которые позднее были получены заявителем.
Судом установлено, что приказом Управления от 30.07.2007г. N 90 утвержден режим работы Черкесского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по КЧР, в соответствии с которым для государственных гражданских служащих Черкесского отдела (за исключением Адыге-Хабльского и Прикубанского секторов) установлена пятидневная рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику (пункт 1).
Согласно пункту 2 указанного приказа, с 06.08.2007г. для государственных гражданских служащих Черкесского отдела, осуществляющих прием заявителей установлен режим работы, в соответствии с которым среда (08.08.2007г.) - не приемный день, четверг (09.09.2007г.) - приемный день, с 10.00-13.00 - обработка документов, 13.00-14.00 - перерыв для отдыха и питания, 14.00-19.00 - прием заявителей (л.д. 91).
Опрошенный в суде первой инстанции в качестве свидетеля Байбагисов К-М. А., исполнявший обязанности начальника отдела кадров Управления Федеральной регистрационной службы в августе 2007 года, пояснил, что должностные лица Зеленчукского райпотребсоюза - председатель, заместитель председателя, главный бухгалтер и водитель обращались в августе 2007 года с просьбой отметить командировочные удостоверения. Он сделал отметки в командировочных удостоверениях о прибытии в г. Черкесск 08.08.2007г. и убытии из г. Черкесска 09.08.2007г., внес соответствующие записи в Журнал учета работников, приезжающих в служебные командировки (Дело N 14.77). На его вопрос, по какому поводу они приехали, они ответили, что для сдачи документов в Управление Регистрационной службы по КЧР.
В материалы дела приобщены следующие документы, отсутствие которых препятствовало осуществлению регистрации права собственности на три объекта недвижимости: магазин N 73, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Ермоловка, ул. Асфальтная, 117А; магазин N 24-25, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ст. Зеленчукская, ул. Леонова, 279А; магазин N 64, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, с. Даусуз, ул. Хатуева, 48:
-решение Арбитражного суда КЧР от 17.05.2001г. по делу N А25-501/01-1;
определение Арбитражного суда КЧР от 28.03.2002г. по делу N А25-501/1-1; постановление Зеленчукского районного Совета потребительских обществ от 20.12.2005г. N 60 "Об изменении нумерации магазинов Зеленчукского райпотребсоюза"; постановление Главы администрации Зеленчукского сельского поселения ль 20.06.2007г. N 149 "О присвоении почтового адреса" (магазины N 24 и N 25); постановление Главы администрации Даусузского сельского поселения от 20.06.2007г. N 43 "О присвоении милицейских номеров объектам ПО "Зеленчук" на территории Даусузского сельского поселения (магазины N 64 и N 73); расписки в получении документов на государственную регистрацию по пяти объектам недвижимости; постановление Главы администрации Зеленчукского сельского поселения от 15.12.2006г. N 205 "О присвоении нового почтового адреса в ст. Зеленчукской ул. Калинина"; справка Карачаево-Черкесского республиканского государственного унитарного предприятия "Техническая инвентаризация" об идентичности объекта недвижимости; постановление Зеленчукского райпотребсоюза от 15.12.2005г. (л.д. 32-55).
Также заявителем представлены все документы, приложенные к заявлениям о государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним: заявления, расписки в получении документов, постановления Главы Администрации Зеленчукского СП, постановления главы администрации Даусузского СП, кадастровые планы земельного участка, технические паспорта, платежные поручения, доверенность, копия решения Арбитражного суда КЧР (том приложение л.д. 1- 102).
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального закона "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" началом срока государственной регистрации прав является день подачи заявления о проведении государственной регистрации.
Регистрационные действия начинаются с момента приема документов и осуществляются в последовательности, установленной указанной статьей в месячный срок.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 192 Гражданского кодекса РФ, срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 19 ФЗ N 122-ФЗ, при возникновении у регистратора прав сомнений в наличии оснований для государственной регистрации и необходимости истребования в связи с этим дополнительных сведений и документов, регистратор в письменном виде должен известить об этом заявителя. В этом случае государственная регистрация прав может быть приостановлена на срок не более чем на месяц (не считая срока, указанного в пункте 3 статьи 13 ФЗ N 122-ФЗ). В письме регистратор должен предупредить заявителя о том, что в случае, если дополнительные сведения не будут представлены в течение месячного срока регистрации, в государственной регистрации будет отказано.
В данном случае в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 10.07.2007г. регистратор указал, что заявителю необходимо в срок до 10.08.2007г. устранить причины, препятствующие регистрации, в ином случае, ему будет отказано.
Из материалов дела следует, что, решения об отказе принято регистратором 09.08.2007г.
УФРС по КЧР пояснило, что согласно пункту 98 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным приказом Министерства юстиции РФ от 14.09.2006г. N 293, государственный регистратор принимает решение об отказе - не позднее чем за 1 день до окончания срока регистрации. В связи с этим УФРС по КЧР считает обоснованным принятие решений об отказе 09.08.2007г. согласно вышеуказанному Регламенту.
Пунктом 14 Административного регламента установлено, что информация о приостановлении государственной регистрации прав или об отказе в ее проведении направляется заявителю заказным письмом и дублируется по телефону или электронной почте, указанным в заявлении о государственной регистрации прав (при наличии соответствующих данных в заявлении).
Пунктом 98 указанного регламента установлено, что государственный регистратор принимает решение:
об отказе в государственной регистрации прав;
о приостановлении государственной регистрации прав;
о государственной регистрации прав.
Решение о приостановлении государственной регистрации прав должно быть принято государственным регистратором не позднее, чем за 5 дней до окончания срока регистрации, а решение об отказе - не позднее чем за 1 день до окончания срока регистрации.
Согласно пункту 134 Административного регламента, основанием для начала процедуры отказа в государственной регистрации прав является принятие соответствующего решения государственным регистратором.
Пунктом 136 указанного регламента установлено, что специалист готовит сообщение об отказе к отправке почтой и передает его в порядке делопроизводства для отправки. Сообщение об отказе должно быть подписано и отправлено заявителю не позднее чем через 5 дней после окончания установленного срока государственной регистрации прав, за исключением случая государственной регистрации ипотеки, сообщение об отказе в государственной регистрации которой должно быть направлено заявителю в течение срока, установленного для ее государственной регистрации.
Специалист уведомляет заявителя по телефону об отказе в государственной регистрации прав, при наличии адреса электронной почты заявителя пересылает ему электронную версию сообщения об отказе в государственной регистрации прав (пункт 137).
Таким образом, Административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, а также взаимодействие федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами (далее - заявители), но не изменяет месячный срок регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Суд первой инстанции правильно указал, что в уведомлении о приостановлении срока государственной регистрации заявителю указан срок до 10.08.2007г., в связи с чем, последний день срока исполнения государственной функции (приостановления) по смыслу статьи 192 Гражданского кодекса РФ - 10.08.2007г., в связи с чем, ссылка Управления на пункт 98 Административного регламента несостоятельна. В данном случае, в соответствии с Административным регламентом Управление должно было указать в уведомлении о приостановлении государственной регистрации дату последнего срока исполнения государственной функции - 09.08.2007г., поскольку месячный срок регистрации прав истекает 10.08.2007г.
Судом отклонён довод заинтересованного лица о том, что правильность исчисления Управлением месячного срока государственной регистрации подтверждается письмом Федеральной регистрационной службы от 16.07.2007г. N 9-2271-СВ, из смысла которого следует, что нормы Гражданского кодекса РФ, которыми регламентировано общее положение исчисления сроков не могут распространяться на сроки проведения регистрационных действий, поскольку специальными нормативными актами установлен иной срок, а именно, государственная регистрация производится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации (пункт 3 статьи 13 ФЗ N 122-ФЗ), а также приведен пример, что если документы на государственную регистрацию были представлены 15.09.2007г., то последний день срока государственной регистрации должен быть - 14.10.2007г.
В силу положений Федерального закона "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации (пункт 3 статьи 13 ФЗ N 122-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 ФЗ N 122-ФЗ в указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на месяц (не считая срока, указанного в пункте 3 статьи 13 настоящего Федерального закона), и Согласно Методическим рекомендациям о порядке исчисления сроков государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и принятии решений о приостановлении регистрации, утвержденным решением Методического совета Минюста РФ от 18.04.2000г., срок, исчисляемый месяцами, и истекает в соответствующее число последнего месяца срока, что согласуется с положениями Гражданского кодекса РФ (часть 3 статьи 192 Кодекса).
Пунктом 56 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста РФ от 01.07.2002г. N 184 (в редакции приказов от 12.11.2003г. N 288, от 19.01.2005г. N 4) установлено, что в случаях, когда государственная регистрация приостанавливается в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона, в уведомлении о приостановлении государственной регистрации рекомендуется указывать дату окончания срока приостановления государственной регистрации (пункт 2 статьи 19 Закона) и сообщать, что если до этой даты государственный регистратор не получит в результате принятых им мер или заявитель не представит дополнительные доказательства (сведения, документы) наличия оснований для проведения государственной регистрации, не будет получено подтверждение подлинности документа или достоверности указанных в нем сведений, то орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, будет вынужден отказать в государственной регистрации по основанию, предусмотренному соответствующим абзацем пункта 1 статьи 20 Закона.
Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что, когда государственная регистрация приостанавливается в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона, в уведомлении о приостановлении государственной регистрации рекомендуется указывать дату окончания срока приостановления государственной регистрации (пункт 2 статьи 19 Закона), а не дату окончания месячного срока регистрации.
Указанная норма не противоречит требованиям Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным приказом Минюста РФ от 14.09.2006г. N 293, пунктом 98 которого установлено, что государственный регистратор принимает решение об отказе не позднее, чем за 1 день до окончания срока регистрации.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что решения об отказе в государственной регистрации приняты регистратором до истечения срока, указанного в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, поскольку в уведомлениях указана дата окончания месячного срока регистрации - 04.08.2007г. и 10.08.2007г., соответственно, а не дата окончания срока приостановления регистрации, которая согласно регламенту должна была быть указана в уведомлениях, соответственно, 03.08.2007г. и 09.08.2007г. (за 1 день до окончания срока регистрации).
При таких обстоятельствах, и с учетом того, что заявитель не знал об изменении режима работы Управления, представители заявителя явились в Управление и 08.08.2007г., и 09.08.2007г., в судебном заседании установлено, что информация о приостановлении по двум объектам не получена заявителем, информация о приостановлении и отказе в государственной регистрации по всем объектам недвижимого имущества не продублирована по телефону в нарушение пункта 14 Административного регламента, суд пришёл к выводу о том, что Управление не доказало законность своих действий. При этом, как следует из обстоятельств дела, изменение графика работы УФРС по КЧР произведено с нарушением прав заявителя. Отказ УФРС по КЧР в принятии документов 08.08.2007г., представленных заявителем, не может являться обоснованным.
При изложенных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 102, 267, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
1. Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28.01.2008г. по делу N А25-1420/07-12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике - без удовлетворения.
2. Постановление может быть обжаловано в двух месячный срок со дня его изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
И.М. Мельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1420/07-12
Заявитель: Зеленчукский районный союз потребительских обществ
Заинтересованное лицо: Управление Федеральной Регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике