г. Чита |
Дело N А19-2597/08-14 |
04АП-3251/2008
"06" ноября 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Г.Г. Ячменёва при ведении протокола судебного заседания судьей Желтоуховым Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Хмуровой Оксаны Николаевны, на решение арбитражного суда Иркутской области от 25 августа 2008 года по делу N А19-2597/08-14, принятое судьей Ушаковой О.В.,
при участии:
от заявителя, индивидуального предпринимателя Хмуровой Оксаны Николаевны: не было;
от заинтересованного лица:
Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области: не было;
Ольхонского районного МО в лице администрации Ольхонского районного МО: не было;
Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области: не было;
ГУ "Прибайкальский национальный парк": не было;
и установил:
Заявитель, индивидуальный предприниматель Хмурова Оксана Николаевна, обратился с требованием:
о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области от 13.12.07 за N 09-36626 в государственной регистрации договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, местность "Камыши-1", кадастровый номер 38:13:060703:0360, N 25 от 01.11.05 заключенного между Ольхонским районным муниципальным образованием в лице мэра Ольхонского района и индивидуальным предпринимателем Хмуровой О.Н.;
о понуждении Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области зарегистрировать договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, местность "Камыши-1", кадастровый номер 38:13:060703:0360, N 25 от 01.11.05 заключенного между Ольхонским районным муниципальным образованием в лице мэра Ольхонского района и индивидуальным предпринимателем Хмуровой О.Н. на основании документов, указанных в расписке от 13.06.07 (запись N 01/076/2007-340), расписке от 09.07.07 (запись N 120/2007, N 91), расписке от 05.12.07г. (запись N 01/094/2007, N 810).
Решением суда первой инстанции от 25 августа 2008 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Суд первой инстанции, оценивая письмо N 503 от 27.11.07 ГУ "Прибайкальский национальный парк" адресованное ИП Хмуровой О.Н. (л.д. 43, т. 1) и письмо N 3199 от 13.12.07 Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области адресованное заместителю руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области и УОБАО, в соответствии с п. 3, 4, 5 ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о достоверности содержащихся в них сведений.
Таким образом, следует считать установленным, что земельный участок, предоставленный Постановлением мэра администрации Ольхонского районного муниципального образования N 402 от 01.11.05 (л.д. 86, т. 1) и являющийся объектом договора аренды земельного участка N 25 от 01.11.05, расположен в границах территории, включенной в состав Прибайкальского национального парка, согласно Постановления СМ РСФСР N 71 от 13.02.86.
Отсутствие формирования земель ГУ "Прибайкальский национальный парк" с целью создания земельного участка, как объекта гражданских отношений, отсутствие кадастрового учета и государственной регистрации прав на земли Прибайкальского национального парка не меняет правовой статус и категорию этих земель, поскольку они включены в состав ГУ "Прибайкальский национальный парк" и в соответствии со ст. 95 Земельного кодекса РФ, являются землями национальных парков.
В соответствии с п. 1 ст. 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель (п. 6 ст. 95 ЗК РФ).
Согласно п. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса).
В силу п. 4 ст. 15 ФЗ от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, ограничиваются расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Режим использования этих земель определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится конкретный национальный парк, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Таким образом, земли ГУ "Прибайкальский национальный парк" федеральным законом отнесены к землям федеральной собственности. Доводы заинтересованного лица - администрации Ольхонского районного МО о том, что Администрация имела полномочия на распоряжение спорным земельным участком, как землями, собственность на которые не разграничена, не соответствуют закону и не могут быть признаны обоснованными.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 9 ЗК РФ к полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков.
В соответствии с п. 1. ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Администрация Ольхонского районного МО не относится к органам государственной власти, уполномоченным осуществлять распорядительные функции относительно земельного участка, от имени Российской Федерации.
Индивидуальный предприниматель Хмурова О.Н., не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель индивидуального предпринимателя в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 6642357, 6642333.
Представленным ходатайством, предприниматель просит отложить рассмотрение дела в связи с болезнью, в подтверждение чего была представлено медицинское заключение ВКК N 297 от 30 октября 2008 г.
Оценив представленный документ, суд апелляционной инстанции определил отклонить данное ходатайство, в связи с тем, что данный документ не свидетельствует о нетрудоспособности заявителя и его невозможности явиться в судебное заседание.
Из апелляционной жалобы предпринимателя следует, что суд не применил норму процессуального права подлежащую применению п. 3 ст. 133 АПК РФ.
Суд не применил норму материального права подлежащую применению, а именно ст. 4 ГК РФ которая гласит, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Суд не применил норму материального права подлежащую применению, а именно ст. 422 ГК РФ которая гласит, что Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 6642296. Представленным ходатайством, Управление просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Из отзыва на апелляционную жалобу, следует, что Управление не согласно с апелляционной жалобой и просит в ее удовлетворении отказать.
Представитель Ольхонского районного МО в лице администрации Ольхонского районного МО в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 6642326. Представленным ходатайством МО просило отложить рассмотрение дела в связи с невозможностью обеспечить явку представителя.
Суд апелляционной инстанции, оценив указанное ходатайство, определил в его удовлетворении отказать, в связи с не представлением доказательств невозможности обеспечения явки представителя в судебное заседание.
Из представленного отзыва следует, что администрация Ольхонского районного МО не согласна с решением суда и просит удовлетворить апелляционную жалобу заявителя.
Представитель Российской Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области в судебное заседание не явился, уведомление N 6642302.
Представитель ГУ "Прибайкальский национальный парк" в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 6642319. Представленным ходатайством, Учреждение просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что Учреждение не согласно с решением суда первой инстанции, и просит удовлетворить апелляционную жалобу предпринимателя, поскольку на предоставленные Прибайкальскому национальному парку земли право собственности Российской Федерации не зарегистрировано по причине отсутствия землеустроительных документов и в связи с чем невозможно указать находится ли спорный земельный участок на территории национального парка до установления его границ.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ.
Согласно п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует что, 15.03.05 Главой администрации Ольхонского района утвержден акт выбора и согласования земельного участка для строительства туристической базы Хмуровой О.Н., площадью 1 га, в местности "Камыши-1" Куркутского залива, Ольхонского района (л.д. 94-96,т. 1) .
Согласно протоколу N 20 аукциона (торгов) (л.д. 84 т. 1) 25.10.05 администрацией Ольхонского района проведены торги на право аренды земельного участка на 49 лет, площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, местность "Камыши-1", победителем признана Хмурова О.Н. Протоколом N 20 предписано в течении 10 дней, после подписания настоящего протокола, покупателю и продавцу подписать договор аренды земельного участка.
Во исполнение итогов аукциона, 01.11.05 Постановлением мэра администрации Ольхонского районного муниципального образования N 402 (л. д. 86, т. 1) предпринимателю Хмуровой О.Н. предоставлен в аренду на 49 лет земельный участок, общей площадью 1000 кв.м., кадастровый номер 38:13:060703:0360, из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, местность "Камыши-1", предназначенный для строительства туристической базы с дальнейшим переводом данного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
01.11.05г. Ольхонское районное муниципальное образование, в соответствии с постановлением мэра района от 1 ноября 2005 года N 402, заключило договор аренды земельного участка N 25 с ИП Хмуровой О.Н. (л.д. 77-83, т. 1), согласно которого, предметом Договора является земельный участок, в дальнейшем "Участок", кадастровый номер 38:13:060703:0360, площадь 1000 кв.м. имеющий адресные ориентиры: Иркутская область, Ольхонский район, местность "Камыши-1", предоставляемый в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, для строительства туристической базы (п. 1.1. Договора). Договор заключен сроком на 49 календарных лет с 01 ноября 2005 г. по 01 ноября 2054г. и вступает в силу со дня регистрации в Главном управлении федеральной регистрационной службы по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (п. 2.1. Договора).
13.06.07г. Хмуровой О.Н. поданы документы на регистрацию договора аренды на земельный участок, кадастровый номер 38:13:060703:0360, расположенный по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, местность "Камыши-1" (л.д. 15, т. 1).
09.07.07г. УФРС по Иркутской области и УОБАО принято решение о приостановлении государственной регистрации договора аренды на земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, местность "Камыши-1" (л.д. 16, т. 1) 05.12.07г. Хмуровой О.Н. в УФPC по Иркутской области и УОБАО предоставлены дополнительные документы для проведения государственной регистрации договора аренды на земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская область, Ольхонский район, местность "Камыши-1" (л.д. 17, т.1).
12.12.07 сообщением N 01/076/2007-340 (л.д. 12-14, т. 1) заявителю было отказано в государственной регистрации договора аренды, в связи с тем, что правоустанавливающие документы по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абз. 4 п. 1 ст. 20 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), а именно, лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимости (абз. 6 п. 1 ст. 20 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Как правильно установил суд первой инстанции, согласно представленных в дело документов, земельный участок заявителя, предоставленный ему по договору аренды земельного участка N 25 от 01.11.05, расположен в границах земель совхоза "Еланцинский" (обозначен в экспликации уч. N 3), который находится в границах ГУ "Прибайкальский национальный парк" (уч. N 12), что следует из карты схемы Прибайкальского национального парка Иркутской области, утвержденной первым заместителем Руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России Гиряевым М.Д. 21.02.00г., и согласованной:
1. начальником Управления особо охраняемых лесных территории Федеральной службы лесного хозяйства";
2. председателем государственного комитета по охране окружающей среды Иркутской области Малевским А. Л.;
3. начальником управления лесами Иркутской области Чеховым В. Ф. ;
4. заместителем главы администрации Иркутской области Жеребцовым Г.А.
Согласно указанной схеме, земли совхоза "Еланцинский" включены в состав ГУ "Прибайкальский национальный парк" и спорный земельный участок расположен на этих землях и в границах Прибайкальского национального парка.
Суд апелляционной инстанции считает, правомерным вывод суда первой инстанции о том, что письмо N 503 от 27.11.07г. ГУ "Прибайкальский национальный парк" адресованное ИП Хмуровой О.Н. (л.д. 43, т. 1) и письмо N 3199 от 13.12.07г. Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области адресованное заместителю руководителя Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области и УОБАО, в соответствии с п. 3, 4, 5 ст. 71 АПК РФ, содержат достоверную информацию относительно земельного участка.
В связи с указанным, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что земельный участок, предоставленный Постановлением мэра администрации Ольхонского районного муниципального образования N 402 от 01.11.05 (л.д. 86, т. 1) и являющийся объектом договора аренды земельного участка N 25 от 01.11.05, расположен в границах территории, включенной в состав Прибайкальского национального парка, согласно Постановления Совета Министров РСФСР N 71 от 13.02.86 г.
Отсутствие формирования земель ГУ "Прибайкальский национальный парк" с целью создания земельного участка, как объекта гражданских отношений, отсутствие кадастрового учета и государственной регистрации прав на земли Прибайкальского национального парка не меняет правовой статус и категорию этих земель, поскольку они включены в состав ГУ "Прибайкальский национальный парк" и в соответствии со ст. 95 Земельного кодекса РФ, являются землями национальных парков.
В соответствии с п. 1 ст. 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель (п. 6 ст. 95 ЗК РФ).
Согласно п. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса).
В силу п. 4 ст. 15 ФЗ от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на землях, включенных в границы национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, ограничиваются расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Режим использования этих земель определяется положением, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится конкретный национальный парк, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что земли ГУ "Прибайкальский национальный парк" федеральным законом отнесены к землям федеральной собственности.
Между тем в компетенцию муниципальных образований не входит право на распоряжение земельными участками, относящимися к землям национальных парков.
Кроме того, Ольхонское районное муниципальное образование не представило доказательств изъятия земельного участка, для предоставления его предпринимателю, в связи с чем не прекращено право ГУ "Прибайкальский национальный парк" на спорный земельный участок.
На основании указанного, суд апелляционной инстанции считает, правомерным вывод суда первой инстанции о том, что регистрирующий орган правомерно отказал заявителю в регистрации договора аренды, поскольку в компетенцию данного органа входит проверка законности сделок с объектами недвижимости.
По мнению суда апелляционной инстанции, ссылка суда первой инстанции на п. 1 ст. 3.1. ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. от 17.04.2006) не привело к принятию им неправильного решения, в связи с чем ссылка заявителя в апелляционной жалобе на нарушение судом ст. 4, 422 ГК РФ, не может быть принята как основание для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со ст. 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции нет законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Иркутской области от "25" августа 2008 года по делу N А19-2597/08-14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Хмуровой Оксане Николаевне из федерального бюджета 50 руб. излишне уплаченной государственной пошлины, выдав справку.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2597/08
Заявитель: Хмурова Оксана Николаевна
Ответчик: УФРС по Иркутской области
Третье лицо: Территориальное управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области, ГУ "Прибайкальский национальный парк", Администрация Ольхонского районного муниципального образования