Налоговое обозрение
Венгрия
С сентября 2006 г. в Венгрии увеличивается размер максимальной (с 20 до 23%) и средней (с 15 до 17%) ставок НДС. По оценкам экспертов в правительстве Венгрии, повышение на 1% средней ставки НДС позволит увеличить налоговые поступления примерно на 35 млрд форинтов в год, а максимальной - на 45 млрд форинтов. Предполагается, что увеличение НДС снизит остроту вопроса о необходимости повышения налогов на доходы и на фонд заработной платы.
Увеличение ставок НДС вошло в противоречие с пятилетней программой снижения налогов, осуществляемой в Венгрии с прошлого года в целях выполнения условий Европейского союза по переходу на валюту евро. Согласно этим условиям к 2008 г. бюджетный дефицит в стране должен составить не более 3% ВВП. Если это требование будет выполнено, то Венгрия будет готова к переходу на евро в 2010 г. В прошлом году размер бюджетного дефицита в Венгрии составил 6,1% ВВП. Цель программы снижения налогов - сократить к 2010 г. объем налоговых сборов с 38 до 35% ВВП и обеспечить "защищенность налоговой системы" за счет предсказуемости налогового законодательства в пятилетней перспективе.
Канада
С 1 июля этого года размер ставки налога на товары и услуги в Канаде снижен с 7 до 6%. Хотя большинство канадских покупателей отнеслись к столь незначительному сокращению налога весьма скептически, в торговле рассчитывают на увеличение объемов продаж.
Одновременно примерно 655 тыс. канадцев с низкими доходами были освобождены от уплаты подоходного налога. На протяжении ближайших двух налоговых лет численность таких налогоплательщиков будет расти. Вместе с тем с 1 июля минимальная ставка подоходного налога увеличена с 15 до 15,5%.
Федеральное правительство стало предоставлять налоговую скидку в размере до 500 долл. на доходы в виде заработной платы всем наемным работникам, а с 1 января будущего года размер кредита возрастет до 1 тыс. долл. Канадцы, которые пользуются месячными проездными билетами, получили налоговую льготу: покупающие проездные на месяц по цене 80 долл. получают скидку с федерального налога в размере около 150 долл. в год.
В целом величина сокращения налогов на протяжении двух лет составит 26 млрд долл., из которых более 90% придется на физические лица.
Франция
Как указано в отчете Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), посвященном канадской экономике, чрезмерная сложность налогообложения корпораций на уровне федерации, уровне провинций и территорий препятствует росту инвестиций, а также ведет к перекосам в случае принятия управленческих и инвестиционных решений.
По мнению экспертов, по величине усредненной эффективной ставки налогообложения инвестиций Канада занимала одно из первых мест среди государств ОЭСР. Особенно губительными, с их точки зрения, являются два аспекта налогообложения на уровне провинций. Во-первых, в шести провинциях задолженность и акционерный капитал выше определенного значения облагаются налогами на уставный капитал, а эти налоги напрямую увеличивают издержки, связанные с инвестициями крупных компаний. Во-вторых, в провинциях налоги с продаж, уплаченные фирмами в связи с приобретением ими средств производства, обычно не возмещаются. Это обстоятельство автоматически увеличивает затраты на приобретение машин и оборудования, что также не стимулирует инвестиции. Как полагают в ОЭСР, в пяти канадских провинциях переход от налога с продаж к провинциальному НДС мог бы способствовать формированию более благоприятного инвестиционного климата.
Кроме того, Канаде было рекомендовано принять меры к упрощению системы налогообложения корпораций, в которой небольшие компании облагаются по значительно меньшим ставкам, нежели крупные фирмы. Существует также множество специальных налоговых льгот. Все это приводит к тому, что бизнес-решения принимаются в пользу обрабатывающей промышленности и производства сырых материалов в ущерб сфере услуг. Вместе с тем налоговая система "наказывает" компании, перешедшие из категории "малых" в категорию "крупных".
В отчете ОЭСР в качестве положительного момента отмечаются действия властей по сокращению налога с корпораций, однако эксперты полагают, что бизнес выиграл бы больше от проведения комплексной налоговой реформы, в результате которой компании различных категорий были бы поставлены в равные условия, а налоговая база была бы расширена. Не одобряется решение правительства Канады сократить размер ставки налога на товары и услуги с 7 до 5%. Напротив, было предложено переместить центр тяжести с налогообложения корпораций на налог на товары и услуги. Как полагают в ОЭСР, обложение добавленной стоимости позволяет собирать налоги более эффективно, чем обложение доходов частных лиц и прибыли корпораций, поскольку первое обычно связано с более широкой налоговой базой и оказывает менее выраженное воздействие на труд, сбережения и инвестиции.
* * *
Во Франции расширен перечень ситуаций, когда ответственность по уплате НДС на услуги возлагается на потребителей этих услуг во Франции. Это делает ненужным регистрацию во Франции в качестве плательщика НДС иностранного поставщика услуги клиенту, находящемуся во Франции. Уплата НДС по месту совершения покупки позволяет эффективно противодействовать некоторым махинациям с этим налогом. Одновременно "упрощаются" административные издержки поставщиков, находящихся за пределами территории Франции и осуществляющих облагаемые поставки товаров и услуг потребителям, расположенным во Франции.
До сих пор система уплаты НДС не по месту регистрации компании, а по месту совершения покупки применялась во Франции относительно, в частности, "нематериальных услуг", услуг по рабочей и экспертной оценке материального движимого имущества и т.д. С 1 сентября текущего года эта система распространяется на сделки, в которых поставщиком является компания, зарегистрированная за пределами Франции, а потребителем - предприятие, зарегистрированное в качестве плательщика НДС во Франции, в части оказания следующих категорий услуг:
услуги, предоставляемые после проведения сборочно-монтажных работ;
услуги, связанные с имуществом, которое находится на территории Франции;
услуги в сфере культуры, искусства, спорта, научного обслуживания, обучения и отдыха;
другие услуги, за исключением услуг транспортного обслуживания внутри ЕС и связанных с ним услуг.
Для совершения подобных операций поставщики услуг, находящиеся за пределами Франции, могут не регистрироваться здесь в качестве плательщиков НДС, сохраняя за собой право на получение возмещения НДС в соответствии с процедурой, предусмотренной 8 и 13 директивами ЕС по НДС, при условии, однако, что они не совершают другие облагаемые операции, где они являются плательщиками НДС. Налог должен взыскать зарегистрированный во Франции клиент такого поставщика.
Е. Воловик,
государственный советник налоговой службы III ранга
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 38, сентябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71