г. Пермь
07 февраля 2008 г. |
Дело N А50-13190/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Нилоговой Т.С., Мещеряковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя - ОАО "Сорбент": Позднякова О.Ю., паспорт 5704 N 499738, доверенность от 23.01.2008г., Марьюсик С.В., паспорт 5701 N 814611, доверенность от 29.12.2007г., Семенова Е.А., паспорт 5791 N 083570, доверенность от 23.01.2008г.
от заинтересованного лица - ИФНС России по Кировскому району г. Перми: Сицилицин А.А., удостоверение УР N 067239, доверенность в материалах дела,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица-
ИФНС России по Кировскому району г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 20 ноября 2007 года
по делу N А50-13190/2007,
принятое судьей Власовой О.Г.,
по заявлению ОАО "Сорбент"
к ИФНС России по Кировскому району г. Перми
о признании незаконным решения,
установил:
ОАО "Сорбент" (далее- заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России по Кировскому району г.Перми (далее-заинтересованное лицо, налоговый орган) от 18.06.2007г. N 1981 "О привлечении к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату земельного налога в виде штрафа в размере 245031 руб., предложении уплатить недоимку по земельному налогу 1225157 руб. и пени 115045 руб.".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 20.11.2007г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ИФНС России по Кировскому району г.Перми обратилась с апелляционной жалобой, по указанным в ней мотивам просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель заинтересованного лица в суде апелляционной инстанции настаивал на требованиях и доводах апелляционной жалобы, усматривает неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, судом не учтено, что спорные земельные участки, являющиеся санитарно-защитной зоной, находятся в кадастровом квартале земель поселений под промышленными объектами, площадь подтверждена соответствующим расчетом, согласована в установленном порядке, кадастровая стоимость определяется исходя из площади, указанной в постановлении Администрации г.Перми от 16.08.2004г. N 2389 и удельного показателя кадастровой стоимости земель под промышленными объектами в оценочной зоне, доначисление земельного налога произведено правильно.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции, возражая против доводов апелляционной жалобы, указал, что утверждения налогового органа о законности и обоснованности решения о доначислении земельного налога, начислении пени и привлечении к штрафу не основаны на действующем законодательстве и фактических обстоятельствах дела, общество не является плательщиком земельного налога на земельный участок, выделенный под санитарно-защитную зону, поскольку не расположено на земельном участке, установленном в качестве санитарно-защитной зоны, не владеет им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения и не использует его для осуществления хозяйственной деятельности.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее АПК РФ).
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Инспекция ФНС России по Кировскому району г.Перми решением от 18.06.2007г. N 1981 (л.д.10-18) по результатам камеральной налоговой проверки, оформленным актом N 186 от 20.04.2007г. (л.д.67-73), с учетом письменных возражений ОАО "Сорбент" N 107-16-23юр от 25.05.2007г. привлекла общество к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату сумм земельного налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 245031 руб., начислила пени по земельному налогу по состоянию на 18.06.2007г. в сумме 115045 руб., предложила уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 1225157 руб., начисленные суммы штрафа и пени (л.д.17-18).
Камеральная проверка проведена налоговым органом по уточненной декларации, поданной налогоплательщиком в инспекцию 14.02.2007г. по налогу на землю за 2006 год (л.д.61-63).
Налоговым органом в ходе проверки установлено, что общество не исчислило налог с земельного участка площадью 157328,62 кв.м, занятого санитарно-защитной зоной по адресу г.Пермь, ул.Гальперина, 6, выделенный постановлением Администрации г.Перми N 2389 от 16.08.2004г.(л.д.31). Размер налога исчислен на основе данных об утверждении постановлением Администрации г.Перми N 2389 от 16.08.2004г. (пункт 2 постановления) проекта границ земельных участков санитарно-защитной зоны ОАО "Сорбент" без сторонних землепользователей общей площадью 269197,59 кв.м за вычетом земель общего пользования ( 269197,59 кв.м - 111868,97 кв.м = 157328,62 кв.м) и данных кадастровой стоимости квадратного метра по аналогичному земельному участку.
Суд первой инстанции, удовлетворив требования заявителя, посчитал, что земли санитарно-защитной зоны должны включаться в налоговую базу для исчисления земельного налога, но налоговым органом не доказан как размер объекта налогообложения земельным налогом, так и размер налоговой базы по спорному земельному участку.
Данные выводы суда, за исключением недоказанности налоговым органом размера объекта налогообложения, являются законными и обоснованными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии со ст.ст.65, 66 Земельного кодекса РФ использование земли в РФ является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи Земельного кодекса РФ. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Указом Губернатора Пермской области от 01.09.2004г. N 312 "О кадастровой стоимости земель поселений Пермской области" утверждена кадастровая стоимость земель поселений Пермской области (за исключением земель г.Березники) по оценочным зонам, совмещенным с границами кадастровых кварталов на момент оценки, по четырнадцати видам функционального использования земли, которая применяется для целей налогообложения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.04.2003г. N 38 на основании Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000г. N 554, с 15 июня 2003 г. введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов СанПиН 2.2.1/22.1.1.1200-03".
В соответствии с пунктом 2.6 данных Санитарных Норм и Правил предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами (далее - СЗЗ).
Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Использование площадей СЗЗ осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и настоящими нормами и правилами.
Анализ вышеназванных норм позволяет сделать вывод о том, что земли санитарно-защитной зоны должны включаться в налоговую базу для исчисления земельного налога.
Согласно ст.389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки в пределах муниципального образования.
Постановлением Администрации г.Перми от 16.08.2004г. N 2389 утвержден проект границ санитарно-защитной зоны ОАО "Сорбент" площадью 1 548 593 кв.м., а также проект границ земельных участков санитарно-защитной зоны без сторонних землепользователей 269 197 кв.м. (в том числе земли общего пользования, находящиеся в санитарно-защитной зоне площадью 111868,97 кв.м).
Пунктом 3 названного постановления обществу предложено оформить договор аренды санитарно-защитной зоны сроком на 11 месяцев.
Во исполнение постановления заявитель неоднократно обращался в Департамент имущественных отношений администрации г. Перми с просьбой заключить договор аренды земли на земли санитарно-защитной зоны, однако ему в этом было отказано по причине некорректности формулировок постановления N 2389. Однако данное обстоятельство не может служить основанием для освобождения заявителя от платы за пользование земельным участком.
При определении размера объекта налогообложения земельным налогом налоговый орган правильно исчислил площадь санитарно-защитной зоны ОАО "Сорбент" 157328,62 кв.м в соответствии с пунктом 2 постановления Администрации г.Перми N 2389 от 16.08.2004г..
В силу п.1 ст.391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Вместе с тем, налоговым органом на основании ст.31 НК РФ кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по аналогии с земельным участком заявителя, занятым производственными объектами, на основе предположения, что оба земельных участка находятся в одном и том же кадастровом квартале (оценочной зоне) 59 : 01 : 17 1 7115.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном случае применение аналогии недопустимо, а доказательств отнесения земельного участка, занятого санитарно-защитной зоной предприятия, к кадастровому кварталу (оценочной зоне) 59 : 01 : 17 1 7115, налоговым органом не представлено.
Как следует из материалов дела, а именно: проекта границ санитарно-защитной зоны ОАО "Сорбент" по ул.Гальперина,6 в Кировском районе г.Перми, площадью 1548593 кв.м, и сообщения ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Пермской области N 164-ОАС от 04.05.2006г., в санитарно-защитную зону ОАО "Сорбент" входят земельные участки в соответствии с Указом Губернатора Пермской области от 01.09.2004г. N 132 различных кадастровых номеров и оценочных зон (л.д.32, 122-123).
Земли санитарно-защитной зоны ОАО "Сорбент" расположены в различных кадастровых кварталах: 59 : 01 : 17 1 7041 (г.Пермь, ул.Гальперина, 17б), 59 : 01 : 17 1 7042 (г.Пермь, ул.Причальная, 2), 59 : 01 : 17 1 7043 ( г.Пермь, ул.Гальперина,7а), 59 : 01 : 17 1 3089 (г.Пермь, ул.Кировоградская,3), 59 : 01 : 17 1 7115 ( г.Пермь, ул.Гальперина, 4, 6, 6а, 8, ул.Причальная, 1а, 3, 5, 11).
Удельная кадастровая стоимость 1 кв.м земель по видам функционального использования "земли под промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, объектами материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, под объектами транспорта, связи" с учетом наименования оценочной зоны (номера кадастрового квартала) по кадастровым кварталам земельных участков, расположенных в санитарно-защитной зоне ОАО "Сорбент", различная:
номер кадастрового квартала 59 : 01 : 17 1 3089 - 1280,30 руб.,
номер кадастрового квартала 59 : 01 : 17 1 7041 - 1736,99 руб.,
номер кадастрового квартала 59 : 01 : 17 1 7042 - 1394,21 руб.,
номер кадастрового квартала 59 : 01 : 17 1 7043 - 1850,37 руб.,
номер кадастрового квартала 59 : 01 : 17 1 7115 - 519,16 руб.
Земельный участок под санитарно-защитную зону ОАО "Сорбент" не имеет кадастровой стоимости, кадастрового номера и плана. Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена налоговым органом по аналогии с земельным участком, занятым под производственными объектами кадастрового квартала 59 : 01 : 17 1 7115.
Согласно ст.87 Земельного кодекса РФ в состав земель промышленности, могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Между тем, для налогообложения имеет значение не присвоение категории земель в соответствии с Земельным кодексом РФ, а установленные для целей оценки кадастровой стоимости виды функционального использования земельным участком.
Согласно п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 3 указанной статьи налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Положениями п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, которые определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления, не позднее 1 марта этого года.
Поскольку данных о том, что кадастровая стоимость земельного участка, занимаемого санитарно-защитной зоной предприятия, компетентным государственным органом определена, не имеется, следовательно, отсутствует возможность исчислить земельный налог, подлежащий уплате за данный земельный участок.
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства финансов РФ от 18.07.2006, которым разъяснено, что при возникновении спорных ситуаций, аналогичных рассматриваемой в настоящем деле, исчисление налога производится путем подачи согласно ст. 81 Налогового кодекса РФ уточненной налоговой декларации по земельному налогу после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода.
Этим же письмом предложено налоговым органам, получившим информацию о кадастровой стоимости земельных участков, доведенную до них официально органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, доводить ее до сведения налогоплательщиков, подавших "нулевую" декларацию.
Изложенные обстоятельства не позволяют признать доказанным налоговым органом налоговой базы по спорному земельному участку, вследствие чего нельзя признать правомерным и обоснованным размер исчисленных налоговым органом налоговых обязательств заявителя по земельному налогу по спорному земельному участку под санитарно-защитной зоной за 2006 год.
Вывод суда первой инстанции о том, что согласно представленной налогоплательщиком уточненной декларации земельный налог за 2006 год в сумме 4 441 364 руб. исчислен и своевременно уплачен заявителем (по авансовым расчетам и первичной декларации), что подтверждается выпиской из лицевого счета представленной налоговым органом, применительно к предмету рассмотрения является ошибочным, поскольку данная декларация подана налогоплательщиком в сторону уменьшения земельного налога не по спорным земельным участкам, а по иным земельным участкам. Однако данный вывод не влечет отмену постановленного решения.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм права и удовлетворению не подлежат, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 258, 256, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый Арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Пермского края от 20 ноября 2007 года по делу N А50-13190/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИФНС России по Кировскому району г. Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www. fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Т.С.Нилогова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-13190/2007-А18
Истец: ОАО "Сорбент"
Ответчик: ИФНС России по Кировскому району г. Перми
Хронология рассмотрения дела:
07.02.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-23/08