г. Томск |
Дело N 07АП- 180/08 (А67-4615/07) |
20 февраля 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего Л.А. Гойник
судей: Н.К. Калиниченко, И.Н. Мухиной
при ведении протокола судебного заседания судьей И.Н. Мухиной
при участии:
представителей истца: Т.Н. Гетуновой, М.А. Мерзлякова
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента недвижимости администрации города Томска на решение Арбитражного суда Томской области
от 12.12.2007 года по делу N А67-4615/07 (судья Н.В. Сердюкова)
по иску Департамента недвижимости администрации города Томска
к обществу с ограниченной ответственностью "Завод полимерных изделий"
о взыскании 42082 рублей 95 копеек,
установил:
Департамент недвижимости администрации г. Томска обратился в Арбитражный суд Томской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Завод полимерных изделий" 42082 рублей 95 копеек, суммы основного долга по договору аренды земельного участка N ТО-21-12586 от 05.02.2006 года в размере 41034 рубля 30 копеек за период с 01.04.2007 года по 30.09.2007 года, пени в размере 1048 рублей 65 копеек за период с 16.05.2007 года по 30.09.2007 года.
Исковые требования мотивированы ссылками на пункты 2.1, 2.2., 2.3. договора аренды, что ответчиком обязательства по своевременному внесению арендной платы не исполняются.
Решением Арбитражного суда Томской области от 12.12.2007 года в удовлетворении исковых требований отказано. Суд исходил из того, что согласно пункту 3.1. Положения о Департаменте недвижимости администрации г. Томска Департамент недвижимости администрации г. Томска на момент рассмотрения дела не является лицом, которое вправе представлять интересы муниципального образования "город Томск" по спорам, связанным с земельными участками и выступать в защиту земельных отношений муниципального образования.
Не согласившись с решением, Департамент недвижимости администрации города Томска в апелляционной жалобе просит его отменить, принять новое решение, удовлетворив требования истца.
В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение и истолкование норм материального права. Считает решение незаконным и необоснованным, грубо нарушающим права и охраняемые законом интересы муниципального образования "город Томск" и Департамента недвижимости администрации города Томска. Приводит следующие доводы: на основании полномочий департамента, установленных решением Думы города Томска от 30.10.2007 года N 683 и постановлением мэра города Томска от 24.02.1999 N 150, Департамент недвижимости в настоящее время является лицом, которое вправе представлять интересы муниципального образования "город Томск" по спорам, связанным с земельными участками и выступать в защиту земельных отношений муниципального образования; судом не учтен факт того, что в договоре аренды земельного участка от 05.02.2001 года в качестве Арендодателя, выступающего от имени муниципального образования "город Томск" указан Департамент недвижимости администрации г. Томска.
Ответчик ООО "Завод полимерных изделий" отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика.
В судебном заседании представители истца апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям поддержали, просили решение отменить, исковые требования удовлетворить.
Заслушав представителей истца, рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене с принятием нового судебного акта на основании пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между сторонами заключен договор аренды земельного участка от 05.02.2001 года N ТО-2112586, по условиям которого арендодателем предоставляется арендатору во временное владение и пользование земельный участок с 05.02.2001 года по 05.02.2026 года. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы предусмотрены пунктом 2 договора. Ответчиком обязательства по внесению арендных платежей исполнены ненадлежащим образом. Истец обратился в Арбитражный суд Томской области с требованием о взыскании арендной платы и договорной пени в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Решением Думы г. Томска от 30.10.2007 года N 683 "О внесении изменений в решение Думы города Томска от 24.05.2005 года N 916 "Об утверждении структуры администрации города Томска" и утверждении положений об органах администрации", функции Департамента недвижимости администрации г. Томска были ограничены. Согласно пункту 3.1. Положения о Департаменте недвижимости администрации г. Томска (приложение N 3 к решению Думы г. Томска от 30.10.2007 года N 683), Департамент недвижимости администрации г. Томска в установленном порядке управляет и распоряжается муниципальной собственностью, за исключением земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "город Томск". По вопросам своей компетенции департамент недвижимости Администрации г. Томска вправе представлять интересы муниципального образования в судах (пункт 4.8. Положения).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу, что на момент рассмотрения дела Департамент недвижимости администрации г. Томска являлся ненадлежащим истцом.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции неправомерными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Согласно статьям 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные образования в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают в качестве самостоятельных субъектов гражданского оборота. От их имени гражданские права и обязанности осуществляют органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьей 25 Устава города Томска структуру органов местного самоуправления города Томска составляют Дума города Томска, администрация города Томска, счетная палата города Томска.
На основании подпункта 1.25 пункта 1 статьи 39 Устава города Томска полномочия в части распоряжения земельными участками, расположенными в границах муниципального образования, их предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду, а также изъятия земельных участков и взимания платы за пользование земельными участками осуществляется администрацией города Томска.
Согласно статье 38 Устава города Томска департамент недвижимости администрации города Томска является отраслевым (функциональным) органом администрации города Томска, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и обладающим правами юридического лица.
В соответствии с пунктом 4 статьи 38 Устава отраслевые (функциональные) органы администрации города Томска осуществляют свою деятельность на основании положений о них. Принятие решений об учреждении органов администрации г. Томска и утверждение положений об органах администрации, являющихся юридическими лицами, относится к компетенции Думы г. Томска в соответствии с подпунктом 2.2 статьи 27 Устава.
08.11.2007 года вступило в законную силу решение Думы города Томска от 30.10.2007 года N 683 "О внесении изменений в решение Думы города Томска от 24.05.2005 года N 916 "Об утверждении структуры администрации города Томска" и утверждении положения об органах администрации, которым утверждено новое положение о департаменте недвижимости администрации города Томска (Приложение N 3 к решению Думы г. Томска). В силу указанного положения компетенция департамента недвижимости администрации города Томска в части управления и распоряжения земельными участками по сравнению с ранее действовавшим положением, утвержденным постановлением мэра города Томска от 24.02.1999 года N 350, значительно сужена.
В силу пункта 3.1 нового положения департамент недвижимости в области земельных отношений осуществляет полномочия только в части отчуждения земельных участков, занимаемых недвижимыми объектами муниципальной собственности, подлежащими приватизации.
Однако, в силу пунктов 4.9, 4.11 нового положения департамент недвижимости в случаях, предусмотренных действующим законодательством и муниципальными правовыми актами города Томска, представляют муниципальное образование "город Томск" в отношениях с другими лицами в органах государственной власти и местного самоуправления, в организациях всех форм собственности, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами Думы города Томска и мэра города Томска.
В соответствии с распоряжение мэра города Томска от 14.12.2007 года N р1184 "Об осуществлении полномочий по представлению муниципального образования "город Томск" в судебных и иных уполномоченных органах по вопросам в области земельных правоотношений" на департамент недвижимости администрации города Томска возложены полномочия по представлению интересов муниципального образования "город Томск" во всех инстанциях судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также в органах государственной власти, иных государственных органах по вопросам в области земельных правоотношений по делам, принятым к производству в судах (арбитражных судах) первой инстанции до 01.01.2008 года. Указанное распоряжение распространяется на правоотношения, возникшие с 30.10.2007 года.
Согласно пункту 1.2 Положения "Об аренде земельных участков на территории города Томска", утвержденного решением Думы города Томска от 17.02.2004 года N 577 арендодателем земельных участков от имени муниципального образования "город Томск" выступает департамент недвижимости администрации города Томска.
В соответствии со статями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Ответчик не исполнил обязательства по внесению арендной платы по договору аренды земельного участка от 05.02.2001 года N ТО-2112586. В соответствии с договором ответчику был предоставлен в аренду земельный участок площадью 1311 кв.м., расположенный в г. Томске, ул. Пушкина, 46/1, кадастровый номер 70:21:021033:05 для эксплуатации и обслуживания цеха по производству полипропиленовых шпагатов предприятия легкой промышленности.
Суд апелляционной находит подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании задолженности по договору аренды, так как требования предъявлены в пределах полномочий, основаны на договоре аренды от 05.02.2001 года N ТО-2112586.
Размер задолженности по арендной плате на день подачи иска за период с 01.04.2007 года по 30.09.2007 года составил 41034 рубля 30 копеек.
Согласно п. 5.5 договора при неуплате платежей в установленные договором сроки, на сумму недоимки начисляется пеня в размере 0,1% от установленной суммы недоимки за каждый день просрочки. Согласно расчета размер пени составляет за период с 16.05.2007 года по 30.09.2007 года 1048 рублей 65 копеек.
Судом расчет истца по взысканию суммы задолженности по арендной плате и пени проверен, признан обоснованным.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 1683 рубля 32 копейки. Расходы истца по уплате государственной пошлины в размере 1000 рублей при подаче апелляционной жалобы подлежат возмещению ответчиком.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 2 статьи 270, 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение арбитражного суда Томской области от 12 декабря 2007 года по делу N А67-4615/07 отменить.
Иск удовлетворить.
Взыскать с ООО "Завод полимерных изделий" (ИНН 7020037033) в пользу бюджетов различных уровней (код платежа 91511105011 040001120) задолженность по арендной плате в сумме 41034 рубля 30 копеек, пеню в сумме 1048 рублей 65 копеек, а всего 42082 рубля 95 копеек.
Взыскать с ООО "Завод полимерных изделий" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1683 рубля 32 копейки.
Взыскать с ООО "Завод полимерных изделий" в пользу Департамента недвижимости администрации города Томска расходы по государственной пошлине в сумме 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.А. Гойник |
Судьи |
Н.К. Калиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-4615/07
Истец: Департамент недвижимости администрации г.Томска
Ответчик: ООО "Завод полимерных изделий"
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-180/08