г. Владимир |
|
26 декабря 2008 г. |
Дело N А39-2679/2008 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рубис Е.А.,
судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Францева Юрия Григорьевича на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 16.09.2008, принятое судьей Ситниковой В.И., по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия о взыскании с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Францева Юрия Григорьевича финансовых санкций в сумме 13 847 рублей 30 копеек, с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Мордовия.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 20.11.2008 объявлялся перерыв до 27.11.2008.
В соответствии со статьями 158, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание откладывалось с 27.11.2008 на 26.12.2008.
Участвующие в деле лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участие полномочных представителей в судебном заседании не обеспечили.
Рассмотрев материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия (далее - государственное учреждение, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о взыскании с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Францева Юрия Григорьевича (далее - Францев Ю.Г., страхователь) финансовых санкций в сумме 13 847 рублей 30 копеек за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных в органе Пенсионного фонда Российской Федерации лицах.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к рассмотрению дела привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Мордовия (далее - инспекция, налоговый орган).
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 16.09.2008 заявленные требования государственного учреждения удовлетворены; с главы крестьянского (фермерского) хозяйства Францева Юрия Григорьевича в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия взыскан штраф в размере 13 847 рублей 30 копеек.
Не согласившись с приятным судебным актом, Францев Ю.Г. обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой.
Страхователь, ссылаясь на Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", считает, что требование об уплате штрафа от 02.07.2008 N 5 и решение от 02.07.2008 N 5 составлены с нарушением срока.
Кроме того, по мнению Францева Ю.Г., приоритетом в данном случае являются нормы права, содержащиеся в Федеральном законе от 15.12.2008 N 167-ФЗ над соответствующими нормами Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующими порядок и сроки составления аналогичных документов.
Государственное учреждение, представив отзыв на апелляционную жалобу, считает ее доводы несостоятельными и просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а решение суда первой инстанции - без изменения.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Мордовия отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Индивидуальный предприниматель Францев Юрий Григорьевич письмом от 24.12.2008 (вх. N 3828/2008) ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Францев Юрий Григорьевич, являясь главой крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляет деятельность в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица на основании свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя от 20.02.2004, выданного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Мордовия.
Налоговым органом в период с 03.07.2006 по 31.08.2006 была проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Францева Ю.Г. по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах: правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2005 по 31.12.2005.
В ходе проверки выявлен факт занижения предпринимателем налоговой базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников в количестве 95 человек за проверяемый период, что повлекло их неполную уплату в сумме 138 473 руб.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте от 11.09.2006 N 09-08/57, на основании которого инспекцией вынесено решение от 28.09.2006 N 09-08/960, которым Францеву Ю.Г наряду с иным предложено уплатить доначисленные в ходе проверки страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 138 473 руб., соответствующие пени в сумме 22 497 руб.
Кроме того, вышеуказанным ненормативным правовым актом налогового органа предприниматель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде взыскания штрафа в размере 32 744 руб.
Индивидуальный предприниматель Францев Ю.Г., не согласившись с решением налогового органа, обжаловал его в судебном порядке, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 28.08.2007г по делу N А39-2908/2007, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Францева Юрия Григорьевича о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Мордовия от 28.09.2006 N 09-08/960 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Судебным актом Арбитражного суда Республики Мордовия по делу N А39-2908/2007, вступившим в законную силу 28.09.2007, индивидуальному предпринимателю Францеву Ю.Г. отказано в удовлетворении заявленных требований, в том числе и в части необоснованности доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 138 473 руб.
На основании решения налогового органа от 28.09.2006 N 09-08/960, представленного в орган Пенсионного фонда, государственным учреждением составлен акт от 03.06.2008 N 21 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В срок, установленный в требовании N 5 об уплате штрафа за несвоевременное (непредставление) индивидуальных сведений персонифицированного учета индивидуальным предпринимателем по состоянию на 02.07.2008, сумма финансовых санкций не уплачена, что явилось основанием обращения органа Пенсионного фонда РФ в суд.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:
1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица;
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты.
В силу статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 19.07.2007) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта, о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Страхователь представляет сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют указанные сведения в том же порядке.
За непредставление в установленный статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что 21.03.2008 в Управление Пенсионного фонда из налогового органа поступили материалы выездной налоговой проверки индивидуального предпринимателя за период с 01.01.2005г по 31.12.2005г и решение инспекции N 09-08/960 от 28.09.2006 о привлечении Францева Ю.Г. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, выездной налоговой проверкой за период с 01.01.2005г по 31.12.2005 выявлен факт занижения предпринимателем налоговой базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников за проверяемый период, что повлекло их неполную уплату в сумме 138 473 руб.
Решением налогового органа от 28.09.2006 N 09-08/960 предпринимателю наряду с иным предложено уплатить доначисленные в ходе проверки страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 138 473 руб., соответствующие пени в сумме 22 497 руб.
Кроме того, в соответствии со статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации предприниматель привлечен к налоговой ответственности за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде взыскания штрафа в размере 32 744 руб.
Факт неуплаты предпринимателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 138 473 руб. установлен вступившим в законную силу судебным актом Арбитражного суда Республики Мордовии от 28.08.2007 по делу N А39-2908/2007 между теми же лицами, в связи с чем не подлежит доказыванию при рассмотрении данного дела в соответствии со статьей 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается факт непредставления предпринимателем Францевым Ю.Г. сведений о лицах, работавших у него по трудовому договору, в количестве 95 человек, на вознаграждения по которым в сумме 138 473 руб. в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Как установлено судом первой инстанции, индивидуальный предприниматель не оспорил по существу и не отрицал факт непредставления сведений о всех лицах, работавших у него по трудовому договору в период с 01.01.2005г по 31.12.2005.
Довод индивидуального предпринимателя о том, что государственное учреждение пропустило установленный Федеральным законом N 167-ФЗ срок для взыскания штрафа, правомерно отклонен судом первой инстанции.
В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Названный Закон не регламентирует порядок взыскания недоимок, пеней и штрафов, за исключением указания на судебный порядок их взыскания.
Следовательно, к спорным правоотношениям подлежат применению соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно статье 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Как установлено судом первой инстанции в материалах дела отсутствуют сведения (доказательства) об обнаружении Управлением Пенсионного фонда совершенного предпринимателем Францевым Ю.Г. правонарушения ранее 21.03.2008 - даты фактического обнаружения несвоевременного представления сведений ввиду получения Францевым Ю.Г. решения налогового органа от 28.09.2006 N 09-08/960 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Срок давности взыскания налоговой санкции следует исчислять с момента фактического обнаружения правонарушения и составления акта.
С соответствующим заявлением в арбитражный суд Управление Пенсионного фонда обратилось 07.08.2008, то есть до истечения шестимесячного срока, установленного пунктом 1 статьи 115 НК РФ.
Кроме того, в пункте 1 статьи 115 НК РФ не предусмотрено исчисление срока давности взыскания санкции со дня, когда правонарушение должно быть или могло быть обнаружено. Обязанность органов Пенсионного фонда РФ по проведению проверок по окончании срока сдачи индивидуальных сведений по застрахованным работникам и физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, законодательством также не установлена.
На основании рассмотренных материалов дела суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о непредставлении Францевым Ю.Г. сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Арбитражный суд Республики Мордовия на основании рассмотренных материалов дела пришел к обоснованному выводу о своевременном взыскании Управлением Пенсионного фонда штрафных санкций за непредставление индивидуальным предпринимателем в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Доказательств уплаты индивидуальным предпринимателем штрафа в добровольном порядке не установлено.
На основании рассмотренных материалов арбитражный суд первой инстанции обоснованно признал правомерным привлечение индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности.
При этом, принимая во внимание обстоятельства, смягчающие ответственность за совершенное нарушение, такие как: незначительный период просрочки, представление сведений, отсутствие негативных последствий, Арбитражный суд Республики Мордовия правомерно счел возможным снизить размер взыскиваемых штрафных санкций до суммы 13 847 рублей 30 копеек, обосновав свое право нормами статей 112 (подпункт 3 пункта 1), 114 (пункт 3) Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", по результатам оценки характера совершенного правонарушения.
Арбитражный суд Республики Мордовия полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на главу крестьянского (фермерского) хозяйства.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 16.09.2008 по делу N А39-2679/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Францева Юрия Григорьевича - без удовлетворения.
Возвратить главе крестьянского (фермерского) хозяйства Францеву Юрию Григорьевичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 227 (Двести двадцать семь) рублей, перечисленную по платежному поручению N 12 от 16.10.2008, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Е.А. Рубис |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-2679/2008
Истец: УПФ в Ковылкинском муниципальном районе РМ
Ответчик: Францев Юрий Григорьевич
Третье лицо: МИФНС N5 по Республике Мордовия
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2008 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3828/08