г. Владимир |
|
22 августа 2008 г. |
Дело N А43-4489/2008-13-217 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.08.2008.
Полный текст постановления изготовлен 22.08.2008.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М., судей Белышковой М.Б., Рубис Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лебедевой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "СГ-транс" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.06.2008, принятое судьей Соколициной В.П. по заявлению открытого акционерного общества "СГ-транс" о признании незаконными действий Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области по отказу в государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения Федерального государственного унитарного предприятия "СГ-транс", перехода права собственности от Российской Федерации к открытому акционерному обществу "СГ-транс" и права собственности открытого акционерного общества "СГ-транс" на объект недвижимого имущества, а также об обязании зарегистрировать указанные права на объект недвижимого имущества, с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "СГ-транс" - Филюшкин И.П. по доверенности от 19.12.2007 N 004 сроком действия до 31.12.2008.
В судебное заседание представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
В судебное заседание представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил:
открытое акционерное общество "СГ-транс" (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области (далее по тексту - Управление) по отказу в государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения Федерального государственного унитарного предприятия "СГ-транс", перехода права собственности от Российской Федерации к открытому акционерному обществу "СГ-транс" и права собственности открытого акционерного общества "СГ-транс" на объект недвижимости - универсальное хранилище N 8, литер 9, 1968 года постройки, общей площадью 738,9 кв. м, расположенный по адресу: Нижегородская область, Володарский район, поселок Центральный, ул. Школьная, д. 6, а также об обязании зарегистрировать указанные права на объект недвижимого имущества.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2003 N 470-р и распоряжением Министерства имущества России от 01.07.2003 N 2880-р Министерство имущественных отношений Российской Федерации распоряжением от 26.12.2003 N 7235-р приняло решение о приватизации Федерального государственного унитарного предприятия "СГ-транс" путем преобразования в открытое акционерное общество "СГ-транс" с уставным капиталом 2 763 144 200 рублей, утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия, перечь которого указан в приложении N1.
Имущество, перечисленное в указанном приложении к распоряжению, по передаточному акту от 27.01.2004 передано обществу, в том числе в разделе 4.2. этого акта под номером 122 значатся объект - универсальное хранилище N 8 общей стоимостью 218 372 руб. 17 коп.
Объект "универсальное хранилище N 8" общей площадью 738, 9 кв. метра, расположенный по адресу: Нижегородская область, Володарский район, поселок Центральный, ул. Школьная, д. 6, был закреплен на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным предприятием "СГ-транс", о чем свидетельствует запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.12.2003 N 52-01 /5-14/2003-36 (л.д. 43).
26.11.2007 общество обратилось в регистрирующий орган с заявлениями о государственной регистрации права собственности общества на объект - "универсальное хранилище N 8" общей площадью 738, 9 кв. метра, расположенный по адресу: Нижегородская область, Володарский район, поселок Центральный, ул. Школьная, д. 6, и государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения на объект - "универсальное хранилище N 8" общей площадью 738, 9 кв. метра, расположенный по адресу: Нижегородская область, Володарский район, поселок Центральный, ул. Школьная, д. 6 (л.д. 72).
Одновременно 27.11.2007 с заявлением о регистрации перехода права собственности на тот же объект обратилось Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по г. Москве (л.д. 70).
В качестве правоустанавливающих документов для регистрации прав заявителями представлен, в том числе передаточный акт от 27.01.2004.
Право федеральной собственности на этот объект зарегистрировано в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о чем свидетельствует выписка, выданная Володарским филиалом Управления федеральной регистрационной службы по Нижегородской области от 18.03.2008 N 07/003/2008-3314 (л.д.44).
Управление, руководствуясь статей 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", приостановило государственную регистрацию прекращения права хозяйственного ведения, перехода права и права собственности на объект на срок до 29.12.2008, предложив заявителю устранить недостатки с целью идентификации объекта, указав, что заявления на государственную регистрацию поданы в отношении объекта, расположенного в поселке Центральный Володарского района, тогда как данный объект в правоустанавливающих документах отсутствует.
29.12.2007 Управление отказало заявителям в государственной регистрации прекращения права хозяйственного введения, перехода права и права собственности на объект - "универсальное хранилище" общей площадью 738,9 кв. метра, расположенного по адресу: Нижегородская область, Володарский район, поселок Центральный, ул. Школьная, д. 6, указав, что заявителями не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для регистрации прав.
Посчитав отказ в государственной регистрации прав необоснованным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании действий Управления незаконными.
Решением суда от 27.06.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель считает, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Общество отмечает, что им подано на регистрацию прав на объект заявление с правоустанавливающими документами, в том числе, заявление о регистрации права Российской Федерации и перехода данного права к обществу.
По мнению заявителя, несмотря на отсутствие адресных ориентиров в одном из правоустанавливающих документов (передаточном акте), регистрирующий орган имел возможность идентифицировать сооружение по всем предоставленным на государственную регистрацию документам. В числе прочих документов, на регистрацию права Российской Федерации был подан договор купли-продажи сооружения, в которых указаны наименование сооружения и все его характеристики.
Принимая во внимание, что помещенные в регистрационное дело при регистрации права Российской Федерации документы содержат исчерпывающие характеристики объекта "универсальное хранилище N 8", а передаточный акт только наименование и промежуточную стоимость сооружения, общество полагает, что ряд признаков сооружения в данных документах совпадают и идентифицировать сооружение по данным признакам регистрирующим органом было возможно.
В апелляционной жалобе заявитель также отмечает, что, несмотря на то, что объект "универсальное хранилище N 8" передан в собственность общества, оно не имеет возможности произвести государственную регистрацию права по причине ошибочного не указания в передаточном акте адреса сооружения.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным.
Управление Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, полномочного представителя в арбитражный суд апелляционной инстанции не направило.
Третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, полномочного представителя в арбитражный суд апелляционной инстанции не направило, отзыв на апелляционной жалобу не представило.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 18.08.2008 объявлялся перерыв до 22.08.2008 до 10 час. 10 мин.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Управления и Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Согласно пункту 1 статьи 17 данного Федерального закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Частью 1 статьи 18 названного Федерального закона предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра прав, из главы третьей которых следует, что в правоустанавливающих документах должно быть указано описание каждого объекта недвижимого имущества: адрес (местоположение объекта), вид (название) объекта, его площадь, назначение или иная информация, необходимая для идентификации.
Из материалов дела усматривается, что в заявлении о государственной регистрации Общество указало на объект недвижимого имущества - универсальное хранилище N 8, расположенный по адресу: Нижегородская область, Володарский район, поселок Центральный, ул. Школьная, д. 6.
Вместе с тем в качестве правоустанавливающих документов на государственную регистрацию Обществом представлены: распоряжение Минимущества Российской Федерации от 26.12.2003 N 7235-р с приложением N 1 к нему о составе подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "СГ-транс" Министерства энергетики Российской Федерации по состоянию на 01.09.2003 и передаточный акт от 27.01.2004, в которых содержится лишь информация о наименовании объекта и его стоимости, а информация об описании объекта недвижимости, его адресе и площади отсутствует, что не позволило регистрирующему органу идентифицировать объект недвижимости как заявленный к регистрации.
При этом информация об объекте, указанная в приложении N 1 к распоряжению и передаточном акте, не позволяет соотнести его с объектом, зарегистрированным на праве хозяйственного ведения за ФГУП "СГ-транс", поскольку правоустанавливающим документом для регистрации названных прав являлся иной документ - договор купли-продажи недвижимого имущества.
Довод апелляционной жалобы о том, что представленные на государственную регистрацию документы в совокупности свидетельствуют о наличии у заявителя права собственности на спорный объект, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и противоречат действующему законодательству.
В предмет доказывания по настоящему делу не входят обстоятельства по установлению наличия у истца права собственности на заявленное недвижимое имущество, так как судом не рассматривается спор о праве. В данном случае подлежит установлению обстоятельство наличия либо отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя со стороны регистрирующего органа.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен быть решен вопрос о соответствии или несоответствии действий регистрирующего органа по вынесению отказа в государственной регистрации объекта недвижимости закону или иному нормативно правовому акту.
В статье 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации прав, к числу которых в том числе относятся: непредставление документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав; представление на государственную регистрацию прав документов, по форме или содержанию не соответствующих требованиям действующего законодательства.
Поскольку у Управления возникли сомнения для государственной регистрации прав на спорный объект, оно правомерно, руководствуясь статьей 19 Закона, приостановило государственную регистрацию прав, предоставив Обществу возможность представить необходимые для государственной регистрации документы в срок до 29.12.2007.
В силу пункта 2 статьи 19 Федерального Закона, если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав.
Поскольку Общество не устранило причины, препятствующие государственной регистрации права, суд первой инстанции, всесторонне и полно исследовав имеющиеся в деле доказательства, пришел к правомерному выводу, что представленные Обществом на государственную регистрацию документы не соответствуют требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и, соответственно, об обоснованности отказа регистрирующего органа.
Арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что Общество не лишено возможности защиты своих прав путем вторичного обращения в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный объект и приложением дополнительных документов, позволяющих однозначно идентифицировать его.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области, полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на общество.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.06.2008 по делу N А43-4489/2008-13-217 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "СГ-транс" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.М.Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-4489/2008-13-217
Истец: ОАО "СГ-транс" г.Москва
Ответчик: УФРС по Нижегородской обл.
Третье лицо: ТУ ФАУФИ по Нижегородской области
Хронология рассмотрения дела:
22.08.2008 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2538/08