г. Ессентуки |
А20-3463/2007 |
|
Дело N |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 июня 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2008 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Луговой Ю.Б.,
и судей: Баканова А.П., Сулейманова З.М.
при ведении протокола с/з судьей Луговой Ю.Б.
С участием в заседании представителей:
от истца
Келеметов О.А. - представитель по доверенности (копия в деле)
от ответчиков:
Минфин КБР:
Правительство КБР:
Минстрой КБР:
Фотова Л.Х. - представитель по доверенности (копия в деле);
Тамазова Н.В. - представитель по доверенности (копия в деле);
Макоев А.Б. - представитель по доверенности (копия в деле);
3-е лицо:
Хасиков Н.А. - представитель по доверенности (копия в деле)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.03.2008 (судья Шокумов Ю.Ж.)
по иску индивидуального предпринимателя Шадова А.А.
к Кабардино-Балкарской Республике в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики;
Правительству Кабардино-Балкарской Республики;
Министерству строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики
о взыскании в порядке субсидиарной ответственности 12.240.133 руб.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Шадов А.А. (далее - предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Кабардино-Балкарской Республике в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики о привлечении к субсидиарной ответственности и взыскании 12.240.133 руб.
Определением суда к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Правительство Кабардино-Балкарской Республики и Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики (далее - Минстрой, апеллянт), также в качестве 3-его лица, не заявляющего самостоятельные требования привлечена ликвидационная комиссия ГУ КБР "Республиканский фонд жилищного строительства Кабардино-Балкарской Республики" (далее - учреждение, фонд).
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.03.2008 по делу А20-3463/207 производство в части исковых требований к Правительству Кабардино-Балкарской Республики прекращено, поскольку Правительство не является юридическим лицом. В порядке субсидиарной ответственности по обязательствам ГУ "Республиканский фонд жилого строительства КБР" с Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики за счет средств казны Кабардино-Балкарской Республики в пользу предпринимателя Шадова А.А. взыскано 12.240.133 руб. Суд отказал в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики.
При вынесении решения суд пришел к выводу, что субсидиарную ответственность по долгам ГУ "Фонд жилищного строительства КБР" должен нести собственник имущества учреждения - Кабардино-Балкарская Республика в лице главного распорядителя средств бюджета, которым является Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики.
Не согласившись с таким решением, Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.03.2008, в которой просит решение суда изменить, исключив из пунктов 3 и 4 резолютивной части решения слова в лице Министерства строительства и архитектуры КБР.
Податель жалобы полагает, что при рассмотрении данного спора судом неправильно применены нормы статей 120 Гражданского кодекса РФ и статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, поскольку в соответствии с названными правовыми нормами главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации правомочным выступать в суде от имени субъекта по искам к последнему, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам бюджетных учреждений, является Министерство финансов КБР.
Апеллянт указывает, что Республиканский фонд жилищного строительства не входит в структуру Министерства строительства и архитектуры, следовательно, последний не является главным распорядителем средств республиканского бюджета КБР в отношении основного должника.
Предприниматель Шадов А.А. представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой выражает не согласие с доводами ее подателя, полагает, что суд первой инстанции правильно применил нормы права и вынес обоснованное решение.
От других лиц, участвующих в деле, отзывы на жалобу в суд не поступили.
Судебное заседание, назначенное на 19.05.2008, в порядке ст. 158 АПК РФ откладывалось для истребования дополнительных документов.
В судебном заседании представитель Министерства строительства и архитектуры поддержал апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в ней. На вопрос судебной коллегии пояснил, что согласен на проверку решения суда первой инстанции только в обжалованной части.
Представители предпринимателя Шадова А.А., Минфина КБР и Правительства КБР высказали позиции аналогичные отзывам на жалобу, просили суд апелляционной инстанции оставить решение суда от 11.03.2008 без изменения, а жалобу - без удовлетворения. Не возражали о проверке решения только в обжалуемой части.
Представитель третьего лица - ГУ КБР "Республиканский фонд жилищного строительства" высказал мнение о необходимости привлечения в порядке субсидиарной ответственности по долгам учреждения Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики. Суду пояснил, что финансирование Фонда происходило непосредственно через Министерство Финансов КБР по смете расходов, утвержденной Правительством.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в соответствии с требованиями 09903 100790 4294967294 3764582560 40394781 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации#S, выслушав по.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.03.2008, в порядке ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверяется только в обжалуемой части, поскольку лица, участвующие в деле, не заявили возражений об этом.
Материалами дела установлено, что Арбитражным судом Кабардино-Балкарской Республики определениями от 11.09.2007 по делу N А20-812/20071 и от 21.09.2007 по делу N А20-2540/2007, вступившими в законную силу, утверждены мировые соглашения между Учреждением и ИП Шадовым А.А., по условиям которых Учреждение признает частично требования Шадова А.А. на общую сумму 12.240.133 руб. и обязуется включить их в реестр требований кредиторов (л.д. 19-23).
Во исполнение мировых соглашений, Учреждение включило в реестр требований кредиторов требования Шадова А.А. на сумму 12.240.133 руб., что подтверждается уведомлением от 08.10.2007 (л.д. 16). Этим же уведомлением Учреждение обязалось погасить указанную задолженность до 22.10.2007.
Уведомлением от 25.10.2007 Учреждение сообщило ИП Шадову А.А. о невозможности исполнения своих обязательства в установленный срок в связи с отсутствием денежных средств и предложило обратиться в суд о привлечении к субсидиарной ответственности собственника имущества - Правительства Кабардино-Балкарской Республики (л.д. 15).
В соответствии с ч. 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) (в редакции Федерального Закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ) бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Из приведенной статьи следует, что для привлечения собственника бюджетного учреждения к дополнительной (субсидиарной) ответственности необходимо наличие двух условий: основной должник должен являться бюджетным учреждением и у него отсутствуют денежные средства для исполнения обязательств.
Суд первой инстанции на основании учредительных документов Фонда установил, что Республиканский Фонд жилищного строительства является государственным учреждением (л.д. 24-26). Факт отсутствия у Фонда денежных средств для удовлетворения требований ИП Шадова А.А. подтверждается уведомлением ликвидационной комиссии от 25.10.2007, бухгалтерским балансом Фонда за 1 квартал 2008 года и отчетом о прибылях и убытках за тот же отчетный период.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о необходимости привлечения к субсидиарной ответственности по долгам учреждения собственника его имущества, является правомерным и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
В соответствии с частью 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьей 296 ГК РФ учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника. Таким образом, от имени собственника бюджетного учреждения по гражданскому законодательству выступает лицо, определяющее для него задания. Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств определяет главный распорядитель бюджетных средств. Следовательно, главный распорядитель должен выступать от имени собственника бюджетного учреждения.
Подобный подход к определению субсидиарного должника закреплен в пункте 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2005 года N 197-ФЗ).
Согласно статьям 120, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" и постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного учреждения в порядке субсидиарной ответственности судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ с учетом положений статьи 120 Гражданского кодекса РФ учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование.
Как видно из Устава Фонда его имущество принадлежит на праве собственности Кабардино-Балкарской Республике.
Пунктом 1 Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" установлено, что согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодек Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распределитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу, что главным распорядителем средств бюджета по обязательствам Фонда является Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики. Однако судебная коллегия находит указанный вывод ошибочным.
Так, в соответствии с пунктами 1, 3 - 8 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главным распорядителем средств бюджета субъекта, местного бюджета является орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право: распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям; определять задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат; утверждать сметы расходов и доходов подведомственных учреждений; составлять бюджетную роспись, распределять лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств; на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями; осуществлять контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств.
Согласно Уставу, учредителем Фонда является Правительство Кабардино-Балкарской Республики, которое утверждает состав наблюдательного совета Фонда, назначает директора Фонда, а также принимает решение о реорганизации и ликвидации Фонда. Следовательно, главным распорядителем средств бюджета по обязательствам Фонда должно являться Правительство КБР. Однако поскольку Правительство не является юридическим лицом, то надлежащим ответчиком по иску, с учетом разъяснения Пленума ВАС РФ содержащемуся в Постановлении N 23 (абзац 3 пункт 1), является Министерство Финансов Кабардино-Балкарской Республики, как орган власти субъекта Российской Федерации, обеспечивающий осуществление полномочий последнего в области финансовой, бюджетной, налоговой политики, а также координирующим деятельность в этой сфере иных органов власти субъекта.
Тот факт, что Фонд входил в структуру Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики не является основанием для признания данного Министерства главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Фонду. Как следует из Положения, Министерство строительства и ЖКХ не обладало полномочиями, указанными в ст. 158 Бюджетного кодекса РФ в отношении государственных учреждений, входящих в его структуру.
При таких обстоятельствах решение суда от 11.03.2008 в части отказа в удовлетворении исковых требованиях к Министерству Финансов Кабардино-Балкарской Республики подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.
Судебные расходы по иску и по апелляционной жалобе, в порядке ст. 110 АПК РФ относятся на Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики и подлежит взысканию: по иску в доход федерального бюджета, по апелляционной жалобе - в пользу Министерства строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.03.2008 по делу N А20-3463/2007 в части отказа в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики отменить.
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.03.2008 по делу N А20-3463/2007 в части субсидиарной ответственности изменить.
В порядке субсидиарный ответственности по обязательствам Государственного учреждения "Республиканский фонд жилищного строительства КБР" взыскать с Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики за счет средств казны Кабардино-Балкарской Республики в пользу предпринимателя Шадова Андемиркана Аслангериевича 12.240.133 руб.
Взыскать с Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики за счет средств казны Кабардино-Балкарской Республики в доход бюджета Российской Федерации пошлину по иску в размере 3.000 руб.
Взыскать с Кабардино-Балкарской Республики в лице Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики за счет средств казны Кабардино-Балкарской Республики в пользу Министерства строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики 1.000 руб. расходов по уплате госпошлины по жалобе.
В остальной части решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 11.03.2008 по делу N А20-3463/2007 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо- Кавказского округа в двух месячный срок через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Председательствующий |
Луговая Ю.Б. |
Судьи |
Баканов А.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-3463/2007
Истец: Шадов Андемиркан Аслангериевич
Ответчик: Правительство Кабардино-Балкарской Республики, Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики , Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики
Третье лицо: Ликвидационная комиссия ГУ КБР "Республиканский фонд жилищного строительства КБР"
Хронология рассмотрения дела:
02.09.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А20-2544/2008
09.06.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А20-3463/2007
06.04.2009 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-842/08
06.02.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А20-3463/2007
19.06.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-842/08