Нарушение правил полетов или подготовки к ним (научно-практический
комментарий к ст. 351 УК РФ)
Статья 351. Нарушение правил полетов или подготовки к ним
Нарушение правил полетов или подготовки к ним либо иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, -
наказывается лишением свободы на срок до семи лет.
Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 351 УК РФ, является безопасный порядок производства полетов военных летательных аппаратов, подготовки к полетам (аэродрома, экипажа, летательного аппарата, службы безопасности обеспечения полетов) и безопасное соблюдение иных правил эксплуатации летательных военных аппаратов. Порядок полетов военных летательных аппаратов определен Воздушным кодексом Российской Федерации; Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1084; Положением о межведомственной Комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 1994 г. N 1148; Положением об организации и выполнении международных полетов (перелетов), утвержденным главнокомандующим ВВС в 1996 г.; руководствами полетами и эксплуатацией конкретных типов самолетов и вертолетов и инструкциями экипажам конкретных типов самолетов и вертолетов; наставлениями по производству полетов авиации Вооруженных Сил, штурманской службе, инженерно-авиационному обеспечению, метеорологической службе и другими актами, которые распространяются в одинаковой степени как на военную, так и на гражданскую авиацию.
Особую роль в обеспечении безопасности полетов и использовании летательных военных аппаратов непосредственно для обеспечения военной безопасности страны играют Курсы боевой подготовки авиации ВМФ на самолетах СУ-24МР 1989 г., ТУ-22М 1990 г., ИЛ-38 1990 г., АН-12-91, на вертолетах Ка-25 1991 г., МИ-14 1991 г., МИ-8 1991 г. и др.
Кроме того, правила полетов, подготовки к ним и иные правила эксплуатации военных летательных аппаратов регулируются приказами главнокомандующего ВВС по предотвращению летных происшествий, по международному обеспечению полетов, по парашютно-спасательной и десантной подготовке авиации ВВС, по эксплуатации аэродромов, по радиоэлектронному обеспечению полетов авиации и др.
Воздушный кодекс Российской Федерации возложил на Министерство обороны Российской Федерации в качестве специально уполномоченного органа в области обороны, имеющего подразделения государственной авиации:
- установление (по согласованию) порядка регистрации воздушных судов (ст. 33);
- определение правил государственного учета и государственной регистрации воздушных судов (п. 7 ст. 33);
- определение порядка нанесения обозначений на государственные воздушные судна (п. 5 ст. 34);
- установление порядка допуска к эксплуатации государственных воздушных судов (п. 3 ст. 36);
- ведение государственного реестра аэродромов государственной авиации (п. 2 ст. 41);
- принятие решений о совместном использовании аэродромов (п. 2 ст. 44);
- установление порядка допуска к эксплуатации аэродромов государственной авиации (п. 3 ст. 44);
- осуществление государственного контроля за деятельностью авиационного персонала государственной авиации (п. 2 ст. 53);
- определение перечня бортовых документов воздушного судна (п. 2 ст. 67);
- установление правил подготовки к полетам воздушных судов, их экипажей и контроля за их готовностью (ст. 68);
- выделение радиочастоты радиотехнического обеспечения (п. 1 ст. 78);
- утверждение (по согласованию) перечня предприятий, привлекаемых к обеспечению поисковых и аварийно-спасательных работ (п. 2 ст. 82).
Наличие значительного количества нормативных источников, регулирующих правила полетов военных летательных аппаратов, их подготовки к полетам и иные правила эксплуатации военных летательных аппаратов, объясняется сложностью задач, выполняемых военной авиацией как в мирное, так и в военное время, необходимостью обеспечить безопасность полетов и предупредить гибель людей и другие тяжкие последствия.
Объективная сторона рассматриваемого преступления включает в себя нарушение правил полетов, подготовки к полетам и иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов.
Под нарушением правил понимается совершение действия (бездействие), противоречащего правилам полета, подготовки к полету или иным правилам эксплуатации военных летательных аппаратов.
Полет начинается с движения по взлетной полосе под воздействием силовой установки летательного аппарата и заканчивается выключением силовой установки после посадки аппарата на аэродроме или вне его.
Под подготовкой летательного аппарата к полету понимается совокупность мер, выполняемых техническим и летным составом экипажа и всеми службами аэропорта в целях обеспечения безаварийного полета летательного аппарата на весь период выполнения задания (полета): проверка технической исправности летательного аппарата, выполнение должностными лицами руководящего состава требований положений о функциональных обязанностях должностных лиц руководящего состава объединений, соединений и частей авиации Вооруженных Сил Российской Федерации по организации и проведению полетов (приказы главнокомандующего ВВС N 45, 210 1986 г.), о выполнении обязанностей должностными лицами службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации (приказ Министра обороны Российской Федерации 1992 г. N 290); подготовка средств управления полетами; получение аэронавигационной информации (приказ главнокомандующего ВВС 1990 г. N 14) и сведений о метеорологической обстановке и доведение их до командира летательного аппарата в установленном порядке; выполнение требований Руководства по медицинскому обеспечению полетов (приказ главнокомандующего ВВС 1992 г. N 143) и др.
Под иными правилами эксплуатации следует понимать заправку самолета топливом, обеспечение боеприпасами, средствами тушения пожара в случаях возникновения его на борту самолета, укомплектование летательного аппарата штатными принадлежностями и другие меры, совершение которых предписано соответствующими нормативными актами о подготовке летательного аппарата к полету.
Невыполнение военнослужащим возложенной на него соответствующей обязанности по обеспечению безаварийного полета летательного аппарата образует бездействие как объективный признак состава данного преступления.
Совершение активного действия, противоречащего правилам полета, подготовки к полету летательного аппарата или иным правилам его эксплуатации, составляет общественно опасное действие как объективный признак состава данного преступления.
Под летательными аппаратами имеются в виду технические устройства, состоящие на вооружении (снабжении) Вооруженных Сил Российской Федерации, специально сконструированные для полета в атмосфере и космосе под воздействием входящей в устройство силовой установки: это все типы пилотируемых и беспилотных средств (самолеты, вертолеты, дирижабли, космические корабли и т.п.), летательные аппараты, поддающиеся управлению во время полета.
Выполнение военнослужащими обязанностей по обеспечению полета, подготовки к полету или иных правил эксплуатации, обеспечивающих безопасность полета летательного аппарата, в большей части фиксируется в соответствующих документах и докладывается руководителю полета.
Нарушение указанных правил полета, подготовки к полету и иных правил эксплуатации может выражаться, например, в допуске к полету в сложных метеорологических условиях неподготовленного экипажа, в неверной информации о метеорологической обстановке в районе предстоящего полета, нарушении командиром корабля высоты полета (коридора), ошибке штурмана в определении места нахождения самолета, заправке летательного аппарата некачественным топливом и т.д.
Последствие как признак объективной стороны преступления - смерть человека или иные тяжкие последствия. Иные тяжкие последствия носят оценочный характер, но они не могут быть менее опасными, чем причинение смерти человеку по неосторожности. Если в результате нарушения правил полета, подготовки к полету либо иных правил эксплуатации военного летательного аппарата наступили последствия в виде причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью даже нескольким лицам, они не могут признаваться тяжкими последствиями, предусмотренными ст. 351 УК РФ, и должны квалифицироваться как преступление против здоровья личности по ч. 2 ст. 118 УК РФ.
Иные тяжкие последствия могут выразиться, например, в гибели летательного аппарата, в причинении крупного материального вреда наземным объектам и сооружениям, принадлежащим как военному ведомству, так и иным юридическим и физическим лицам, в срыве выполнения боевого задания, нанесшем ущерб военной безопасности страны либо повлекшем возникновение международного дипломатического или военного конфликта. При определении того, можно ли наступивший вред отнести к категории "иные тяжкие последствия", следует учитывать степень отрицательного влияния вреда на боеспособность и боеготовность части, продолжительность времени, требуемого на устранение последствий, причиненных наступившим вредом, а также затраты на восстановление боеспособности части или летательного аппарата.
Причинная связь между допущенным нарушением правил полета или подготовки к нему или иных правил эксплуатации военного летательного аппарата и фактическим наступлением последствий, указанных в ст. 351 УК РФ, является обязательным признаком рассматриваемого преступления.
Наличие причинной связи в указанных случаях является единственным объективным основанием ответственности за наступившее вредное последствие.
Учитывая сложность и важность установления причин аварий, катастроф, расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации, Правительство Российской Федерации предусмотрело создание объективной независимой комиссии для расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов и постановлением от 2 декабря 1999 г. N 1329 утвердило Правила расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами Российской Федерации. Создание указанной выше комиссии возлагается на службу безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации.
Вышеназванные Правила обязывают службу безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации:
- регулировать деятельность в области расследования происшествий с государственными воздушными судами, осуществлять их классификацию и учет (ст. 3);
- информировать ФСВТ, РАКА, МАК и ЦКП федеральных органов исполнительной власти о происшествиях (ст. 29);
- организовывать и проводить расследование происшествий, в которые вовлечен авиационный персонал федеральных органов исполнительной власти (ст.ст. 4, 15);
- принимать решение о пересмотре заключения комиссии, если будет установлено нарушение правил расследования (ст. 62);
- представлять ежегодно руководителям федеральных органов исполнительной власти анализ безопасности полетов (ст. 86);
- докладывать немедленно об авиапроисшествиях дежурному по службе безопасности полетов (ст. 28);
- направлять копию письменного доклада о происшествии в течение 24 часов (ст. 30);
- представлять 1-й экземпляр дела о расследовании с актом расследования (ст. 55);
- направлять копию доклада председателя комиссии о результатах расследования (ст. 55);
- представлять окончательное заключение о причинах происшествия (ст. 65);
- направлять планы профилактических мероприятий и доклад об их выполнении (ст.ст. 81-82);
- докладывать о серьезных инцидентах и результатах их расследования (ст.ст. 96-97).
Получение акта комиссии по расследованию авиационных происшествий и заключения о причинах происшествия не освобождает правоприменительные органы от установления наличия причинной связи между допущенным нарушением правил полета, подготовки к нему и иных правил эксплуатации летательного аппарата в порядке, установленном УПК РФ. Заключение экспертов может полностью совпадать с выводами комиссии, не совпадать частично или полностью. В последнем случае суд обязан установить причины допущения ошибок комиссией по расследованию авиапроисшествия.
Методика установления наличия или отсутствия причины между имевшим место нарушением правил полетов, подготовки к ним и иных правил эксплуатации и наступившими последствиями не отличается от методики установления причин по делам о нарушении правил вождения или эксплуатации боевых, специальных и транспортных машин.
Субъектом нарушения правил полетов может быть военнослужащий, непосредственно осуществляющий управление начавшим движение аппаратом или его полетом в воздушном пространстве в порядке исполнения обязанностей по военной службе (командир корабля, член летного экипажа, руководитель полета).
В случае поднятия в воздух военного летательного аппарата военнослужащим, в обязанности по военной службе которого это действие не входило, военнослужащий подлежит уголовной ответственности за угон или захват летательного аппарата по соответствующей части ст. 211 УК РФ как посягательство на общественную безопасность.
Субъектом нарушения правил подготовки к полету может быть военнослужащий, нарушивший правила подготовки летательного аппарата к полету (технический персонал экипажа самолета).
Субъектом нарушения иных правил эксплуатации может быть военнослужащий, в обязанности которого входит заправка самолета топливом; обеспечение командира экипажа сводкой о метеообстановке; осуществление радиотехнического обеспечения полета самолета и который нарушил порядок допуска члена экипажа к полету.
Воинские должностные лица, выполняющие обязанности по подготовке к полету военных летательных аппаратов, могут по занимаемой должности выполнять иные функции, связанные с эксплуатацией военных летательных аппаратов, не направленные на обеспечение безопасности полетов летательных аппаратов (например, направление летательного аппарата на капитальный ремонт, отстранение от исполнения обязанностей техника самолета и замена его другим специалистом такого же уровня подготовки и т.п.). Все эти действия могут быть совершены с нарушением установленных правил и повлечь последствия, указанные в ст. 351 УК РФ. Лицо, чьими действиями причинен вред, не является субъектом преступления, предусмотренного ст. 351 УК РФ, поскольку эта статья представляет собой специальную норму по отношению к нормам о преступлениях против интересов государственной службы, относящимся к категории общих норм права. Поэтому при отсутствии реальной совокупности преступлений воинское должностное лицо за злоупотребления должностными полномочиями, превышение должностных полномочий и халатность в сфере управления военными летательными аппаратами, не связанные с подготовкой конкретного летательного аппарата к полету и с обеспечением его безопасности, несет ответственность только по общей статье УК РФ (ст.ст. 285, 286 или 293). Если нарушения не выходят за пределы обеспечения безопасности полетов, т.е. когда злоупотребление полномочиями, превышение полномочий или халатность были допущены в сфере обеспечения безопасности полетов и не выходили за эти пределы, то ответственность наступает только по специальной норме (ст. 351 УК РФ). Совокупность преступлений в действиях виновного имеется только тогда, когда содеянное складывается из двух самостоятельных преступлений, одно из которых направлено против государственной службы (ст.ст. 285, 286, 293), а другое - против безопасности полетов, подготовки к полетам, иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов (ст. 351 УК РФ).
Субъективная сторона нарушения правил полетов, подготовки к полетам и иных правил эксплуатации военных летательных аппаратов может выражаться только в неосторожной форме вины в виде легкомыслия или небрежности. УК РФ не дифференцирует по характеру общественной опасности деяния, совершенные по легкомыслию и небрежности (санкция единая), но совершение этого деяния по небрежности имеет менее высокую степень общественной опасности, чем совершение того же деяния по легкомыслию.
При легкомыслии лицо осознает, что нарушает правила полета, подготовки к полету или иные правила эксплуатации, но считает, что созданную им возможность наступления последствий оно предупредит предпринимаемыми мерами, которые на самом деле являются легкомысленными и объективно не способными предотвратить наступление вреда, предусмотренного ст. 351 УК РФ.
При небрежности лицо из-за непроявления необходимой внимательности и предусмотрительности не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий, которые оно должно было предвидеть и могло предотвратить.
Управление современным летательным аппаратом является весьма сложным процессом, требующим наличия хороших психофизических данных, позволяющих в любых условиях предотвратить возможность наступления указанных в ст. 351 УК РФ последствий. Однако управление полетом летательного военного аппарата нередко затрудняется неожиданной быстротой изменения обстановки, влияющей на безопасность полета. В этих условиях не исключено, что пилот хотя и предвидит возможность наступления указанных в ст. 351 УК РФ последствий, но не может предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизических качеств требованиям экстремальных условий и нервно-психическим перегрузкам. В соответствии с ч. 2 ст. 28 УК РФ такое деяние признается совершенным невиновно. Если при этом пилоту удалось спастись (в подобных случаях часто пилоты погибают), основания для привлечения его к уголовной ответственности за непринятие мер к предотвращению наступившего вреда отсутствуют.
Ф.С. Бражник,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РСФСР,
заслуженный работник высшей школы Российской Федерации
"Право в Вооруженных Силах", N 8, август 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Нарушение правил полетов или подготовки к ним (научно-практический комментарий к ст. 351 УК РФ)
Автор
Ф.С. Бражник - доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РСФСР, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации
"Право в Вооруженных Силах", 2006, N 8