Пока Минюст России просит,
права военнослужащих на регистрацию по месту жительства
по адресам воинских частей в городе Москве продолжают нарушаться
Проблемные вопросы, связанные с регистрацией военнослужащих по месту жительства по адресам воинских частей неоднократно поднимались автором настоящей статьи на страницах научно-практического журнала "Право в Вооруженных Силах". После получения ответа от заместителя директора Департамента государственной политики в сфере федеральной юстиции М.В. Контарева, который приведен в статье "Два юриста, три мнения, а закон один", я пришел к выводу, что эта проблема, вынесенная на уровень Министерства юстиции Российской Федерации, будет оперативно должностными лицами разрешена.
Вместе с тем, учитывая то, что поручение по принятию соответствующих мер по приведению в соответствие с федеральным законодательством п. 2.3 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве, утвержденных постановлением правительства Москвы от 6 апреля 2004 г. N 189-ПП, было поручено Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу, я обратился к его руководителю Б.П. Маркову с просьбой сообщить о том, какие меры приняты по восстановлению нарушенных прав военнослужащих.
В январе 2006 г. за N 4-4/5702 от 28 декабря 2005 г. руководитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации Б.П. Марков сообщил, что "действительно в письме заместителя директора Департамента государственной политики в сфере федеральной юстиции Министерства юстиции Российской Федерации высказана позиция о несоответствии пункта 2.3 Правил федеральному законодательству, и при этом Главному управлению Минюста России по ЦФО (далее - Главное управление) рекомендовано провести повторную юридическую экспертизу вышеназванного постановления Правительства Москвы и принять меры по приведению его в соответствие с федеральным законодательством.
Вместе с тем Главное управление с высказанной Департаментом государственной политики в сфере федеральной юстиции позицией по этому вопросу не согласно, поскольку считаем, что в данном спорном случае пункт 2.3 Правил не противоречит действующему законодательству.
Свое мотивированное возражение нами направлено в Минюст России, и до его рассмотрения Главное управление проводить повторную экспертизу по постановлению Правительства Москвы не будет, поскольку оснований не имеется.
Ранее Вам разъяснялось, и я повторно напоминаю, что в соответствии с главой 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации "Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или частично" Вы вправе обратиться в суд с заявлением о признании названного постановления Правительства Москвы противоречащим закону полностью или частично, если считаете, что этим нормативным правовым актом нарушены Ваши права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами".
В связи с тем, что права военнослужащих не были восстановлены я вынужден был дважды обращаться к министру юстиции Российской Федерации.
Министру юстиции
Российской Федерации
Ю.Я. Чайка (лично)
Уважаемый Юрий Яковлевич!
26 января 2006 года мною направлено лично в Ваш адрес обращение по принятию мер к должностным лицам Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу и принятию мер по устранению нарушений закона в пределах Вашей компетенции. Однако до настоящего времени ответа в установленные законом сроки я так и не получил. В связи с чем вынужден обратиться к Вам повторно.
20 сентября 2005 года я обращался к Вам по вопросу проверки соответствия федеральному законодательству пункта 2.3 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 6 апреля 2004 года N 189-ПП (далее - Правила).
В ответе за подписью заместителя директора Департамента государственной политики в сфере федеральной юстиции N 01-3215 от 28.10.2005 г. М.В. Контарева мне сообщено, что пункт 2.3 Правил противоречит части 1 статьи 27, пункту "б" части 1 статьи 72, частям 2, 5 статьи 16 Конституции Российской Федерации, пункту 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункту 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713.
Главному управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу поручено принять соответствующие меры по приведению в соответствие с федеральным законодательством пункта 2.3 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 6 апреля 2004 года N 189-ПП.
Несмотря на это, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу поручение Минюста России игнорирует, в связи с чем в настоящее время продолжают нарушаться законные права и интересы военнослужащих, проходящих военную службу в городе Москве. Сложившаяся ситуации одновременно подрывает авторитет Министерства юстиции Российской Федерации, так как позволяет прийти к выводу о его неспособности защитить права и законные интересы российских граждан.
В связи с тем, что в соответствии с положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, именно одной из основных задач Минюста России является обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина, прошу Вас лично взять на контроль разрешение создавшейся ситуации по приведению нормативного правового акта города Москвы в строгое соответствие с федеральным законодательством.
Одновременно уведомляю Вас о том, что я намерен обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации о привлечении должностных лиц Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу к ответственности, предусмотренной действующим законодательством, так как их некомпетентность не позволяет оперативно восстановить нарушенные права российских военнослужащих.
Приложение: копия ответа заместителя Департамента государственной политики в сфере федеральной юстиции от 28.10.2005 г., копия ответа Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 28.12.2005 г. только в 1 адрес.
С уважением,
П.И. Гаврюшенко
В мае 2006 г. мною получен ответ из Министерства юстиции Российской Федерации, который приводится ниже:
Министерство Юстиции Российской Федерации
12.05.06 N 01-1534
------------- ------------------
Москва
--------------------------------
В связи с Вашим повторным обращением в Министерство юстиции Российской Федерации по вопросу соответствия федеральному законодательству абзаца второго пункта 2.3. Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 6 апреля 2004 г. N 189-ПП (далее - Правила), сообщаем, что Министерством юстиции Российской Федерации проведена повторная юридическая экспертиза указанной нормы Правил, по результатам которой в Правительство Москвы направлено письмо о выявленных несоответствиях федеральному законодательству с просьбой принять меры по их устранению.
Приложение: на 3 л.
Директор Департамента государственной политики
в сфере федеральной юстиции | О.В. Сердюк |
Министерство Юстиции Российской Федерации
12.05.06 N 01 - 1527
------------- ---------------
Москва
--------------------------------
В связи с обращением гражданина П.И. Гаврюшенко в Министерстве юстиции Российской Федерации проведена юридическая экспертиза абзаца второго пункта 2.3 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 6 апреля 2004 г. N 189-ПП (далее - Правила).
В результате проведенной юридической экспертизы установлено следующее.
Абзац второй пункта 2.3 Правил предусматривает, что регистрация по месту пребывания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и назначенных в установленном порядке для ее прохождения в город Москву, а также членов их семей с согласия заявителя может оформляться по адресу дислокации воинских частей до получения ими жилой площади.
Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не должны противоречить федеральным законам, регулирующим вопросы совместного ведения (часть 1 статьи 27, пункт "б" части 1 статьи 72, части 2, 5 статьи 76).
В соответствии с Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Пунктом 23 указанных Правил установлено, что военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
Порядок регистрации военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту, а также офицеров, проходящих военную службу по призыву, и членов их семей до получения ими жилых помещений установлен в Федеральном законе "О статусе военнослужащих".
Согласно пункту 3 статьи 15 указанного Федерального закона военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
По месту пребывания регистрация военнослужащих осуществляется только при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения (пункт 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713).
Таким образом, как следует из вышеперечисленных положений федерального законодательства, регистрация военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту, а также офицеров, проходящих военную службу по призыву, и членов их семей до получения ими жилых помещений осуществляется по месту жительства, а не по месту пребывания, как предусмотрено рассматриваемой нормой постановления Правительства Москвы.
Следовательно, абзац второй пункта 2.3 рассматриваемых Правил ограничивает право военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту, а также офицеров, проходящих военную службу по призыву, и членов их семей до получения ими жилых помещений на регистрацию по месту жительства.
Вместе с тем согласно Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом (часть 3 статьи 55).
Кроме того, как указано Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 4 апреля 1996 г. N 9-П, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать правила регистрационного учета, не изменяя, однако, его правового режима и не допуская ограничения прав и свобод граждан.
На основании изложенного в абзаце втором пункта 2.3 Правил выявлены противоречия части 1 статьи 27, части 3 статьи 55, пункту "б" части 1 статьи 72, частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, пункту 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пункту 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713.
Просим принять меры по приведению рассматриваемого положения постановления Правительства Москвы от 6 апреля 2004 г. N 189-ПП "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве" в соответствие с федеральным законодательством и о результатах сообщить в Министерство юстиции Российской Федерации.
Директор Департамента государственной политики
в сфере федеральной юстиции | О.В. Сердюк |
В соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина;
2) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу.
Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
Лица, виновные в нарушении федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с вышеназванным Законом гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
Указанный Федеральный закон официально опубликован 5 мая 2006 г. и вступает в силу по истечении 180 дней после его официального опубликования.
А пока Минюст России просит правительство Москвы принять меры по приведению рассматриваемого положения постановления Правительства Москвы от 6 апреля 2004 г. N 189-ПП "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве" в соответствие с федеральным законодательством, права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в городе Москве, продолжают нарушаться.
От редакции: 25 августа 2006 г. исполнится год с того момента, как автор данной статьи пытается, пока безуспешно, восстановить нарушенные права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в городе Москве, на регистрацию по месту жительства по адресам воинских частей. Мы намерены в дальнейшем информировать читателей журнала "Право в Вооруженных Силах" о том, как разрешится ситуация по данному вопросу.
П.И. Гаврюшенко,
начальник отдела военного законодательства
(Военно-воздушных сил),
кандидат юридических наук, полковник юстиции
"Право в Вооруженных Силах", N 8, август 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пока Минюст России просит, права военнослужащих на регистрацию по месту жительства по адресам воинских частей в городе Москве продолжают нарушаться
Автор
П.И. Гаврюшенко - начальник отдела военного законодательства (Военно-воздушных сил), кандидат юридических наук, полковник юстиции
"Право в Вооруженных Силах", 2006, N 8