Саморегулирование в профессиональной деятельности
В рыночной экономике координация экономической деятельности осуществляется рыночным механизмом; экономические агенты, изучая динамику рыночных цен, формируют предложение и спрос на товары и услуги. В современной экономической науке господствует убеждение, что нерегулируемые рынки наиболее рационально распределяют экономические ресурсы, а "невидимая рука" свободной конкуренции наиболее эффективно обеспечивает заботу об общественном благополучии. Тем не менее, широко используются "правила игры", т.е. формальные и неформальные ограничения на политическое, экономическое и социальное взаимодействие всех участников. Эти ограничения включают в себя организационные структуры, процедурные схемы, регулирующие модели, которые оказывают влияние на эффективность принимаемых решений и опираются на правовые, административные и этические принципы и нормы. В формировании правил игры в хозяйственной деятельности принимают участие государство, неправительственные организации, профессиональные ассоциации, корпорации и т.д. В зависимости от того, кто устанавливает нормы поведения, выделяют такие понятия, как государственное регулирование, сорегулирование и саморегулирование.
Саморегулируемые организации возникают в различных областях предпринимательской и профессиональной деятельности в результате роста самосознания участников рыночных отношений, что позволяет вытеснить государство из тех сфер регулирования, где его присутствие представляется излишним и неоправданным. Во многих развитых странах механизм саморегулирования и соответствующие частные институты сложились естественным образом в ходе исторического развития. Этот процесс набирает силу и в российской экономике. Для того чтобы иметь возможность обозначить границы вмешательства государства в процесс саморегулирования, выделить частную инициативу делового и профессионального сообществ и оградить ее от давления государственных институтов в России в октябре 2003 г. был принят в первом чтении проект федерального закона "О саморегулируемых организациях".
В законопроекте дано юридическое определение понятия саморегулирования. Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, содержанием которой является разработка и установление правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, а также осуществление контроля за их соблюдением.
Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов в саморегулируемые организации; это созданные в целях саморегулирования на условиях участия (членства) негосударственные некоммерческие организации, объединяющие на добровольной основе субъектов предпринимательской деятельности по признаку единства отрасли или рынка производимых товаров (работ, услуг) или объединяющие субъектов одного вида профессиональной деятельности. Законопроект устанавливает определенные признаки и требования в отношении количества участников - не менее 10 субъектов предпринимательской или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности. Еще одним критерием является наличие у саморегулируемой организации опубликованных правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми ее участниками, а также наличие механизмов обеспечения ответственности ее участников перед потребителями.
Законодатели подчеркивают, что законопроект может сыграть заметную роль в активизации процесса дебюрократизации российской экономики и поддержать формирование гражданско-правовых институтов, нацеленных на закрепление добросовестной практики ведения хозяйственной деятельности. В нем формулируется требование о том, что правила и стандарты саморегулируемых организаций должны быть направлены на соблюдение правил деловой этики и обычаев делового оборота, на устранение или снижение конфликта интересов в предпринимательской и профессиональной деятельности. Они должны устанавливать запрет на осуществление действий в ущерб заинтересованным лицам, а также устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции, совершению в отношении потребителей товаров (работ, услуг) и иных лиц действий, наносящих моральный вред и ущерб деловой репутации отдельных участников и всей саморегулируемой организации в целом. Эти положения законопроекта направлены на то, чтобы сформировать высокие стандарты хозяйственной этики в России.
Саморегулирование и профессиональная этика
Хозяйственная этика является основным инструментом саморегулирования. В саморегулировании предпринимательской деятельности используются корпоративные этические кодексы, а в профессиональной деятельности - кодексы профессиональной этики. Как корпоративная, так и профессиональная этика опираются на мораль. Мораль - это один из основных способов регулирования поведения человека в обществе с помощью норм, основанных на представлениях о добре и зле, справедливом и несправедливом отношении, правильном и неправильном поведении. Стандарты морального поведения необходимы обществу для того, чтобы согласовывать ценности и интересы людей в их взаимодействии друг с другом и тем самым поддерживать общественный порядок. Понятия "мораль" и "этика" часто используются как синонимы, но при этом необходимо учитывать, что мораль - это убеждения первого порядка о добре и зле, посредством которых мы управляем нашим поведением, в отличие от этики, которая является рефлективным осознанием наших моральных убеждений и правил поведения. Понятие "мораль" имеет более общее и фундаментальное содержание по сравнению с понятием "этика", которое применяется в более конкретном приложении к оценке принимаемых решений и действий. Профессиональная этика изучает и регулирует этические аспекты поведения при выполнении профессиональной работы, например, при консультировании, исследованиях, в рекламной деятельности, в преподавании. Основным инструментом такого регулирования является этический кодекс. Профессиональный этический кодекс - это свод правил, который управляет поведением представителей определенной профессиональной группы. Кодексы профессиональной этики опираются на опыт и принимаются профессиональными сообществами добровольно потому, что их члены согласны следовать установленным правилам, включая те ограничения, которые эти кодексы накладывают на их поведение.
Наиболее часто этические кодексы принимаются профессиональными сообществами, оказывающими профессиональные услуги в тех областях, где честность и доверительность имеют решающее значение. Врачебная, адвокатская и учетная деятельность - это примеры профессий, где этические ценности являются важными критериями профессионализма.
Профессиональное сообщество принимает этический кодекс как инструмент саморегулирования, направленный на обеспечение высокого качества профессиональных услуг. Нематериальное производство, удовлетворяющее потребности общества в услугах, - это наиболее динамично развивающийся сектор современной экономики. Во многих странах в нем занята большая часть трудоспособного населения. Сектор услуг отличается высокой степенью либерализации, как на уровне национальных экономик, так и на уровне мирового хозяйства. В условиях ослабления государственного регулирования и контроля многие профессиональные сообщества, действующие на рынке услуг, в целях поддержания высоких стандартов качества стремятся развивать саморегулирование посредством такого инструмента, как профессиональная этика, с тем, чтобы сохранить доверие общества к профессии и укрепить ее репутацию.
Доверие и репутация - это важнейшие категории современной хозяйственной деятельности. Доверие (или недоверие) - это субъективные ожидания участников хозяйственных отношений, основанные на прошлом опыте, по поводу будущего поведения одного из участников. Понятие "доверие" имеет много аспектов, связанных не только с убежденностью в добрых намерениях, но и с оценкой компетентности и надежности партнеров. Репутация - это восприятие намерений и норм поведения одного участника отношений другими.
Репутация профессиональной группы тесно связана с общественным восприятием качества производимых ею товаров (работ, услуг). Проблема заключается в том, что измерение качества товаров и услуг представляет собой определенные трудности для потребителей в силу асимметричной информации, характеризующей различия в сведениях, которыми обладают стороны при рыночной сделке (например, продавец и покупатель, как правило, имеют разный объем знаний о продукте и его качестве). С этой точки зрения можно выделить две группы товаров (работ, услуг). Первая группа включает товары, качество которых можно оценить в процессе их осмотра до покупки. Вторая группа - это товары (работы, услуги), качество которых проявляется только в процессе их потребления (например, медицинские, бухгалтерские, маркетинговые, консультационные, информационные услуги). Рациональный потребитель не будет покупать товары второй группы до тех пор, пока их производитель не вложит средства в свою репутацию. Профессиональные кодексы, принимаемые ассоциациями адвокатов, бухгалтеров и аудиторов, маркетологов, медиков, фармацевтов, можно рассматривать как своего рода инвестиции в репутацию и "предложение доверия".
Профессиональные этические кодексы имеют свои преимущества и недостатки. С одной стороны, они позволяют устанавливать идеалы и понимание ответственности профессии, осуществлять регулирование, направленное на защиту как клиентов, так и профессионалов, улучшать статус профессии, мотивировать практикующих профессионалов на добросовестную работу, обеспечивать руководство по вопросам приемлемого поведения, усиливать осознание моральных проблем в профессии, улучшать качество своей работы. С другой стороны, возникает целый ряд вопросов: имеют ли стандарты поведения обязательный для всех характер или это только пожелания; является ли кодекс реалистичным и осуществимым в профессиональной практике; являются ли этические ценности всеобщими или опираются на принцип культурного и этического релятивизма? Кроме того, существует трудность создания всеобщего свода правил из-за неоднородности профессий, а также из-за очевидной ограниченности регулирующей функции добровольного кодекса.
Необходимо подчеркнуть и то, что профессиональное саморегулирование иногда подвергается внешней критике. Высказываются опасения, что этот механизм ведет к преследованию узких профессиональных интересов, а интересы общества при этом учитываются в недостаточной степени. В связи с этим в последнее время получает распространение и такой инструмент регулирования, как сорегулирование. Сорегулирование означает привлечение к разработке стандартов поведения и к контролю над их соблюдением других заинтересованных лиц. Это могут быть государственные власти, профессиональные союзы, организации гражданского общества и др.
Тем не менее, профессиональная этика получила широкое распространение как на национальном, так и на международном уровне. Современное понимание профессии включает не только владение особыми знаниями, приобретенными в результате обучения и профессиональной практики, но и приверженность общему кодексу ценностей и поведения, принятие долга не только перед потребителями и клиентами, но и перед обществом в целом.
Саморегулирование в учетных профессиях
Саморегулирование получило широкое распространение в профессиональной деятельности на рынке учетных услуг. Профессиональная услуга в области учета - это любая услуга, выполняемая профессиональным бухгалтером, требующая бухгалтерских или сопутствующих знаний, включая учет, аудит, налогообложение, управленческое консультирование и услуги по финансовому менеджменту. Саморегулирование в учетной деятельности осуществляют профессиональные ассоциации национального и международного уровня с целью улучшения качества профессиональных услуг.
Международная политика в области учета и аудита в значительной степени определяется Международной федерацией бухгалтеров (МФБ)*(1), которая была создана в 1977 г. Она играет ведущую роль в разработке международных аудиторских стандартов, требований профессиональной этики и международных стандартов подготовки профессиональных бухгалтеров.
Международная федерация бухгалтеров представляет собой глобальную организацию в сфере учетных профессий. В ее состав входит 157 организаций из 118 стран мира. Членами МФБ являются 2,5 млн представителей этой профессии, которые работают в различных секторах и отраслях экономики: в торговле и промышленности, правительственных организациях, в системе образования и т.д. Наибольшее представительство имеют такие страны, как США, Великобритания, Бразилия, Канада, Индия, Австралия, Италия, Китай, Турция, Аргентина, Германия, Франция и др. Ассоциированным членом МФБ является и российская профессиональная организация, а именно Российская Коллегия аудиторов*(2).
Миссия МФБ заключается в том, чтобы служить интересам общества, укрепляя повсеместно бухгалтерскую профессию; содействовать развитию мирового хозяйства, утверждая и продвигая профессиональные стандарты высокого качества, способствуя международной конвергенции этих стандартов; повсеместно распространять и укреплять профессиональные ценности. В настоящее время федерация проводит некоторые реформы и преобразования в своей деятельности с тем, чтобы наиболее успешно выполнять свою миссию в условиях глобализации. В этих целях разработан стратегический план на 2004-2007 гг. Цель реформы - усилить механизмы, обеспечивающие соблюдение интересов общества, посредством разработки высококачественных стандартов и методик учета и аудита, а также усилить роль профессиональной этики. Концепция этих реформ предполагает, что федерация будет использовать смешанную систему, включающую как саморегулирование, так и сорегулирование. Это означает, что все большее внимание будет уделяться сотрудничеству с заинтересованными лицами, деятельность которых зависит от результатов труда бухгалтеров. Будут установлены более тесные отношения и скоординированы усилия в области учета и аудита с государственными организациями, регулирующими финансовые рынки.
Приоритетными направлениями деятельности МФБ являются интенсификация разработки стандартов учета и аудита, усиление значимости кодекса профессиональной этики, внедрение системы международных стандартов подготовки профессиональных бухгалтеров. В целях развития профессиональной этики Международная федерация бухгалтеров создала Комитет по этике*(3), который разрабатывает руководства по этике и способствует их распространению среди членов федерации. Он осуществляет постоянный мониторинг, а также организует обсуждение этических проблем профессионального сообщества. Комитет отчитывается о своей работе непосредственно перед Советом МФБ. В целях соблюдения ценностей в профессиональной деятельности в 1996 г. был создан международный Кодекс профессиональной этики бухгалтеров*(4). Его главная задача заключается в том, чтобы установить этическую ответственность учетных профессий в соблюдении интересов общества. Кодекс является моделью для создания национальных этических руководств и основой для разработки национальных кодексов, правил, стандартов поведения и т.д. Он устанавливает определенные этические принципы бухгалтерской профессии, а также стандарты поведения, которым необходимо следовать, чтобы не допустить нарушения этих принципов. Их обязаны соблюдать все члены федерации независимо от того, в какой стране они проживают и ведут свою профессиональную деятельность и в каком секторе экономики они работают: в промышленности, в торговле, государственном секторе, в образовании и т.д. Установленные принципы и стандарты поведения распространяются как на деятельность бухгалтеров, работающих в качестве наемных работников в организациях и учреждениях, так и на бухгалтеров, имеющих общественную практику. Основные рекомендации кодекса МФБ составили основу Кодекса этики аудиторов России, который был принят в 1997 г. Российской Коллегией аудиторов, а в 2003 г. - Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации и согласован с Координационным советом российских профессиональных объединений аудиторов и бухгалтеров.
Саморегулирование в профессиональной деятельности имеет два взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, саморегулирование представляет собой альтернативу государственному регулированию в тех вопросах, где вмешательство государства не имеет достаточных оснований; с другой стороны, оно является механизмом самоконтроля деятельности предпринимательских и профессиональных кругов в целях улучшения качества производимых товаров и услуг и завоевания доверия потребителей. На современном этапе развития саморегулирования в России преобладает первый аспект. Это находит выражение в том, что основное назначение закона о саморегулируемых организациях законодатели видят в реализации единой государственной политики по защите интересов субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности и в снижении степени давления государства на свободные рыночные предпринимательские и профессиональные отношения, так как данный закон позволит при возникновении любых конфликтов и споров заменить индивидуальное противостояние государству коллективным. Действительно, широкое распространение саморегулируемых организаций в различных отраслях и областях профессиональной деятельности позволит создать в России альтернативные механизмы разрешения споров субъектов саморегулирования и потребителей, а также субъектов саморегулирования и государства, и снизить объемы государственного регулирования. Направленный на дерегулирование рыночных отношений этот закон вместе с тем создает благоприятные предпосылки усиления ответственности субъектов рыночной экономики перед потребителями производимых товаров (работ, услуг) и для развития социальной ответственности и других этических регулятивов частной хозяйственной деятельности.
Источники
Проект закона "О саморегулируемых организациях" - http://www.rka.org.ru/download/proekt_federalnogo_zakona_sro-10-06-04.doc
Кодекс этики аудиторов России - http://www.rka.org.ru/download/KE-auditorov_RF-7-030921.doc
Российская Коллегия аудиторов - http://www.rka.org.ru
Ethics. Code of Ethics for Professional Accountants - http://www.ifac.org/Ethics/index.tmpl
International Federation of Accountants- http://www.ifac.org
International Educational Standards for Professional Accountants: IES 4 Professional Values, Ethics and Attitudes - http://www.ifac.org
И.П. Гурова,
зав. кафедрой Ульяновского государственного университета,
д-р экон. наук, профессор
О.П. Махонько,
аспирантка Ульяновского государственного университета
"Финансовые и бухгалтерские консультации", N 9, сентябрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) International Federation of Accountants, IFAC.
*(2) Российская Коллегия аудиторов (РКА), созданная в 1992 г., является ассоциированным членом МФБ в России с 2000 г. По своей организационно-правовой форме она представляет собой общероссийское общественное профессиональное объединение. Ее членами являются физические лица - аттестованные аудиторы, а также общественные объединения физических лиц. Она имеет региональную сеть, состоящую из 54 региональных отделений. Руководящими органами являются Съезд, Совет, состоящий из руководителей региональных отделений и председателей комитетов, Президиум Совета и Председатель Совета. В числе девяти комитетов РКА функционирует Комитет по профессиональной этике, спорам и апелляциям.
*(3) The Ethics Committee.
*(4) The IFAC Code of Ethics for Professional Accountants.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru