г. Пермь
20 февраля 2009 г. |
Дело N А71-8873/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Богдановой Р.А.,
судей Грибиниченко О.Г., Сафоновой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В.
при участии:
от заявителя (ОАО "Волгомост", г. Саратов) -не явился, извещен,
от ответчика (ИФНС России по Ленинскому району г. Ижевска) - Хамидуллина Э.Г., удостоверение УР 455384, доверенность N 319 от 14.01.2009г.,
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
ОАО "Волгомост", г. Саратов
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05 декабря 2008 года
по делу N А71-8873/2008,
принятое судьей Зориной Н.Г.
по заявлению ОАО "Волгомост", г. Саратов
к ИФНС России по Ленинскому району г. Ижевска
о признании незаконным бездействия
установил:
ОАО "Волгомост" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным бездействия ИФНС России по Ленинскому району г. Ижевска, выразившегося в отказе списать реструктуризированную задолженность в бюджет города Ижевска в размере 67310,74 руб., и об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ижевска провести списание реструктуризированной задолженности по пеням и штрафам в бюджет города Ижевска в размере 67310,74 руб. (как способ устранения нарушения прав заявителя).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.12.2008г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судом первой инстанции факт бездействия со стороны налогового органа не установлен.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. Полагает, что бездействием инспекции нарушено право налогоплательщика, предусмотренное п.5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1002 от 03.09.1999г., п.3.4. Решения Городской думы города Ижевска N166 от 18.11.1999г. "О реструктуризации задолженности организаций перед бюджетом города Ижевска", в то время как факт соблюдения обществом условий реструктуризации подтверждается письмом Межрайонной ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области N09-55/9967 от 28.11.2007г. и не оспаривается ответчиком. Ссылается на позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в Постановлении N 4775/08 от 21.10.2008г. Указывает, что заявитель обратился с письмом о списании суммы задолженности по пеням и штрафам в ИФНС по Ленинскому району г. Ижевска в связи с постановкой подразделения филиала ОАО "Волгомост" Мостоотряда N113 на налоговый учет в городе Ижевске, что согласуется с положениями, указанными в Решении Городской думы города Ижевска N166 от 18.11.1999г. Считает, что суд первой инстанции необоснованно не запросил документы, подтверждающие факт возникновения задолженности у ОАО "Волгомост" в 2001 г. по пеням и штрафам в бюджет города Ижевска.
Налоговый орган представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому против доводов жалобы возражает, просит оставить решение суда без изменения.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в заседание суда не направил, что в порядке п. 2,3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения спора в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав доводы ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции соответствует действующему законодательству, оснований для его отмены не имеется.
Как следует из материалов дела, 12.12.2005г. Межрайонной ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области принято решение о списании задолженности по пеням и штрафам ОАО "Волгомост" согласно справке от 12.12.2005г. N 6 на общую сумму 46058941,62 руб. (л.д. 49).
02.10.2007г. ОАО "Волгомост" направило в ИФНС России по Ленинскому району г. Ижевска письмо (исх. 1130) с просьбой рассмотреть вопрос о списании пеней и штрафов по филиалу Мостоотряд N 113 согласно Решению МРИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области от 12.12.2005г. N 6 (л.д. 13).
18.04.2008г. ответчик представил в Управление финансов Администрации г. Ижевска письмо с просьбой рассмотреть возможность списания суммы реструктуризированной задолженности по пени и штрафам в бюджет г. Ижевска на общую сумму 58957, 94 руб. по организации ОАО "Волгомост" - филиал Мостоотряд N 113 (л.д. 46).
Администрация города Ижевска 19.05.2008г. направила ответ в инспекцию, согласно которому задолженность организации по налоговым платежам реструктурирована в федеральный бюджет. В бюджет г. Ижевска задолженность по налоговым платежам отсутствует. Из документов не следует, что с 2001 г. организация перечисляла задолженность по пеням и штрафам в бюджет города, т.е. соблюдала условия, предусмотренные Решением Городской думы города Ижевска N 166 от 18.11.1999г. Списание реструктуризированной задолженности по пеням и штрафам в бюджет города не представляется возможным (л.д.29).
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ижевска письмом от 03.06.2008г. уведомила ОАО "Волгомост", что Администрация г. Ижевска рассмотрела пакет документов и сообщила о невозможности списания задолженности по пеням и штрафам в бюджет города Ижевска (л.д. 15).
Общество полагает, что имеет место неправомерное бездействие ИФНС России по Ленинскому району г. Ижевска, выразившееся в отказе списать реструктуризированную задолженность по пеням и штрафам в бюджет города Ижевска в размере 67310,74 руб.
При этом заявитель ссылается на выполнение обществом условий реструктуризации задолженности перед федеральным и региональным бюджетами, тот факт, что общество с реструктуризации в установленном порядке не снято. Полагает, что в силу п.5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999г. N 1002, наличие задолженности по текущим платежам в бюджет субъекта РФ и местный бюджет при отсутствии заложенности в федеральный бюджет не может быть признано основанием для отказа в списании задолженности по пеням и штрафам перед местным бюджетом, что подтверждается позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении N 4775/08 от 21.10.2008г.
Разногласий по поводу выполнения условий реструктуризации перед федеральным бюджетом и бюджетом субъекта на основании решения ИМНС РФ по Волжскому району г. Саратова N 16 РФ (л.д. 9-12) не имеется.
Из материалов дела и пояснений сторон установлено, что имелось решение о реструктуризации задолженности по пеням и штрафам, зачисляемым в местный бюджет, установлен график их погашения.
Данный факт подтверждается материалами дела: справками о состоянии расчетов, в которых отражены суммы отсроченных, рассроченных, в том числе, в порядке реструктуризации, пеней и штрафов, в частности, пени и штрафы по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в городской бюджет (л.д. 31-36); письмом ИФНС России по Ленинскому району г.Ижевска от 06.06.2008г. N 08-50/21551, в котором налоговый орган указывает, что организация должна уплатить следующие суммы пени - 4206-92, штрафа - 4-36, срок уплаты - 30.06.2008г., при заполнении платежных поручений обязательно должны быть указаны реквизиты принадлежности к реструктуризации (РТ) (л.д. 18); письмом инспекции от 18.04.2008г., согласно которому реструктурированная сумма задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль была оплачена в третьем квартале 2003 г., срок оплаты пеней и штрафов по графику наступил в четвертом квартале 2007 г., за 4 квартал 2007 г. и 1 квартал 2008 г. была оплачена реструктурированная задолженность в сумме 8442,56 руб.
На основании анализа содержания указанных доказательств суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что условие о полном и своевременном ежеквартальном внесении текущих налоговых платежей филиалом ОАО "Волгомост" - Мостоотряд N 113 соблюдено. В справке о состоянии расчетов с бюджетом N 1248 от 31.03.2004г. отражена сумма реструктурированной задолженности по пеням и штрафам перед местным бюджетом, обязанность по уплате которой согласно письму инспекции от 18.04.2008г. возникла только в четвертом квартале 2007 г. Также в письме от 19.05.2008г. Администрация города Ижевска указала на отсутствие задолженности по налоговым платежам общества перед бюджетом г. Ижевска.
Налоговый орган тот факт, что решения о реструктуризации задолженности по пеням и штрафам в бюджет г.Ижевска принималось, не оспаривает, однако представить данное решение на бумажном носителе не может.
При этом доводы жалобы о том, суд необоснованно не запросил документы, подтверждающие факт возникновения задолженности у ОАО "Волгомост" в 2001 г. по пеням и штрафам в бюджет г.Ижевска, следует признать необоснованным. В силу ст.65 АПК РФ на лице, участвующем в деле, лежит обязанность по доказыванию обстоятельств, на которые оно ссылается как на основание своих требований. Следовательно, именно заявитель обязан представить соответствующее решение.
В то же время наличие бездействия инспекции, оспариваемое стороной в указанном споре, материалами дела не подтверждается.
ИФНС России по Ленинскому району г.Ижевска на основании обращения общества по поводу рассмотрения вопроса о списании пеней и штрафов по филиалу Мостоотряд N 113 обратилась с письмом от 18.04.2008г. в Управление финансов Администрации г. Ижевска с просьбой рассмотреть возможность списания суммы реструктуризированной задолженности по пеням и штрафам в бюджет г. Ижевска на общую сумму 58957, 94 руб. по организации ОАО "Волгомост" - филиал Мостоотряд N 113. Из письма следует, что сумма реструктуризированной задолженности составляет 12 898,95 руб. (дополнительный платеж по (гор) налогу на прибыль предприятий и организаций), фактически оплата по состоянию на 17.04.2008г. -12 898,95 руб., сумма реструктуризированной задолженности по пени - 67 310,74 руб., штрафу 69,76 руб., сумма к списанию пени - 58896,90 руб., штраф - 61,04 руб. (л.д. 29).
Данные действия инспекции соответствуют порядку установленному Решением городской Думы г. Ижевска от 18.11.1999г. N 166 "О реструктуризации задолженности организаций перед бюджетом города Ижевска".
В силу п. 3.5 указанного Решения в случае проведения реструктуризации только по пеням и штрафам при своевременном и полном ежеквартальном внесении текущих налоговых платежей в бюджет города в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Администрация города по представлению инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по районам города Ижевска по месту регистрации налогоплательщика принимает решение о списании половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию) и доводит его до налоговых органом для исполнения, а в случае полного и своевременного ежеквартального внесения текущих налоговых платежей в бюджет города в течение 4 лет - о списании оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).
В силу указанной нормы на налоговом органе лежит обязанность по обращению с соответствующим представлением в Администрацию города, которая принимает решение о списании задолженности по пеням и штрафам и доводит его до налоговых органом для исполнения. Налоговый орган полномочиями по принятию решения о списании задолженности по пеням и штрафам перед бюджетом города не обладает.
При таких обстоятельствах инспекции совершила предусмотренные нормативными правовыми актами действия.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что общество, обратившись с заявлением о признании незаконным бездействия инспекции, избрало неверный способ защиты права, которое оно считает нарушенным. В настоящем случае заявитель вправе обратиться с заявлением об оспаривании действий и актов Администрации г. Ижевска - органа, уполномоченного принимать соответствующие решения.
Из материалов дела следует, что общество пыталось реализовать указанное право в рамках настоящего дела, представив 04.12.2008г. ходатайство о признании незаконным бездействия Администрации города Ижевска, выразившегося в отказе списать реструктуризированную задолженность в бюджет города Ижевска в размере 67310,74 руб., и об обязании Администрации города Ижевска провести списание реструктуризированной задолженности по пеням и штрафам в бюджет города Ижевска в размере 67310,74 руб., а также ходатайство о привлечении в качестве второго ответчика - Администрации города Ижевска (л.д.42-43).
Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении указанных ходатайств как несоответствующих требованиям арбитражного процессуального законодательства, указав, что с указанным требованием заявитель вправе обратиться в суд в самостоятельном порядке.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 05.12.2008г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Председательствующий: |
Р.А. Богданова |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-8873/2008-А19
Истец: ОАО "Волгомост", г. Саратов
Ответчик: ИФНС России по Ленинскому району г. Ижевска
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-502/09