г. Пермь
05 декабря 2008 г. |
Дело N А71-6127/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 декабря 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Карповой Т. Е.
судей Глотовой Г.И., Рубцовой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шилонцевой В.А.
при участии:
от истца (ОАО "Территориальная генерирующая компания N 5" в лице Удмуртского филиала): Балобанов Я.В. - доверенность N 19-08-109 от 16.05.2008г
от ответчика (Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска): не явился
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца - ОАО "Территориальная генерирующая компания N 5"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 26 сентября 2008 года
по делу N А71-6127/2008,
принятое судьей Кожевниковой А.В.
по иску ОАО "Территориальная генерирующая компания N 5"
к Управлению земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска
об изменении договора аренды земельного участка в части установления базового коэффициента для расчета арендной платы в размере 0,1%
установил:
ОАО "Территориальная генерирующая компания N 5" в лице Удмуртского филиала обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском о понуждении Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска к заключению дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 03.11.1994г N 297, на котором расположена надземная теплотрасса (по улице 10 лет Октября от мебельной фабрики до улицы Серова), в части установления базового коэффициента для расчета арендной платы в размере 0,1%.
В ходе судебного разбирательства истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил исковые требования, попросив изменить заключенный Управлением земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска и ОАО "Территориальная генерирующая компания N 5" договор аренды земельного участка от 03.11.1994г N 297 в части установления базового коэффициента для расчета арендной платы в размере 0,1%.
Уточнение исковых требований принято судом.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 сентября 2008 г. истцу в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец с решением суда не согласился, в связи с чем подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 сентября 2008 года отменить, исковые требования удовлетворить. По мнению истца, суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), ограничившись ссылкой на формальное несоблюдение совокупности предпосылок, предусмотренных статьей 451 ГК РФ. Истец полагает, что объекты ОАО "ТГК-5" относятся к системе коммунальной инфраструктуры, в связи с чем арендная плата за земельные участки, занятые указанными объектами, определяется пунктом 9.6 Приложения N 1 к Положению о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", утвержденному Постановлением Правительства УР от 06.11.2007г N 172, и рассчитывается по базовой ставке арендной платы за земельный участок 0,1%.
Ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласился. Обжалуемое решение суда считает законным и обоснованным, поскольку отсутствует совокупность условий, необходимых для изменения условий договора аренды (п. 2 ст. 451 ГК РФ). По мнению ответчика, объекты истца, расположенные на арендуемом земельном участке, не относятся к системе коммунальной инфраструктуры, в силу чего пункт 9.6 Приложения N 1 к Положению, утвержденному Постановлением Правительства УР от 06.11.2007г N 172, неприменим.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 03 ноября 1994 г. Исполком Ижевского городского Совета народных депутатов и акционерное общество энергетики и электрификации открытого типа "Удмуртэнерго" заключили Договор N 297 о предоставлении земельного участка площадью 11 243 кв.м. в аренду для размещения существующей надземной теплотрассы по ул. 10 лет Октября - от мебельной фабрики до ул. Серова, принадлежащей тепловым сетям (л.д. 31-37).
Постановлением Администрации города Ижевска от 26 марта 2007 г. N 140/35 открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 5" сроком на 49 лет предоставлен земельный участок площадью 2 214,54 кв.м., сформированный в установленном порядке, с адресным ориентиром: по улице 10 лет Октября - от мебельной фабрики до ул. Серова в Индустриальном районе, для обслуживания надземной теплотрассы протяженностью 2 245,9 м. (л.д. 47-49).
03 июля 2007 г. земельный участок площадью 2 214,54 кв.м. по результатам межевания поставлен на кадастровый учет (л.д. 54).
17 июля 2007 г. Администрация г. Ижевска и ОАО "Территориальная генерирующая компания N 5" подписали Соглашение N 297 об аренде земельного участка общей площадью 2 214,54 кв.м., расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. 10 лет Октября - от мебельной фабрики до ул. Серова, состоящего из земельных участков площадью 119,22 кв.м. с кадастровым номером 18:26:020165:0035, площадью 815,24 кв.м. с кадастровым номером 18:26:020166:0021, площадью 1 280,08 кв.м. с кадастровым номером 18:26:020167:0472 (п. 1.1 соглашения). Участки предоставлены для обслуживания надземной теплотрассы протяженностью 2 245,9 м. (п. 1.5 соглашения). Срок действия договора - до 26.03.2056 г. (п. 2.1 соглашения) (л.д. 38-39).
В Расчете арендной платы на 2007 год, согласованном сторонами (Приложении N 2) указано, что размер арендной платы определен в соответствии с Постановлением Администрации города Ижевска от 27 декабря 2005 г. N 598 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки на территории муниципального образования "город Ижевск" и рассчитывается исходя из площади земельного участка и его кадастровой стоимости с применением процента от кадастровой стоимости 1,15 (л.д. 46).
Согласно указанному Расчету, арендная плата за пользование земельным участком площадью 2 214,54 кв.м. составляет 48 566 руб 31 коп. в год.
06 ноября 2007 г. Правительством Удмуртской Республики принято Постановление N 172 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", которым изменена базовая ставка арендной платы и порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (л.д. 80-81).
Согласно п. 3 "Положения о порядке определения арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", утвержденного вышеназванным постановлением, годовая арендная плата рассчитывается как произведение базовой ставки арендной платы за земельный участок и соответствующего коэффициента (от 0,5 до 1 в зависимости от назначения земельного участка.
Значение базовых арендных ставок определены в Приложении N 1 к Постановлению Правительства Удмуртской Республики N 172 от 06.11.2007г. в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков и направления деятельности арендатора.
ОАО "ТГК-5", относя надземную теплотрассу к системе коммунальной инфраструктуры, полагает, что арендная плата за земельный участок, на котором указанная теплотрасса расположена, должна рассчитываться по п. 9.6 Приложения N 1, т.е. с применением базовой ставки арендной платы 0,1%.
30 июня 2008 г. ОАО "ТГК - 5" направило в адрес Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска предложение об уменьшении размера арендной платы, которая по расчету ОАО "ТГК-5" должна с 16.06.2008г взиматься в сумме 4 223 руб 16 коп в год (л.д. 51-52).
Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска с предложением об изменении размера арендной платы не согласилось, что послужило основанием для обращения ОАО "ТГК - 5" в суд с настоящим иском.
Арбитражный суд Удмуртской Республики отказал истцу в удовлетворении исковых требований.
Оснований для отмены решения суда по настоящему делу суд апелляционной инстанции не находит.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
При заключении Соглашения N 297 от 17.07.2007г стороны руководствовались Постановлением Администрации города Ижевска N 598 от 27.12.2005г "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки на территории муниципального образования "город Ижевск", согласно которому годовой размер арендной платы рассчитывался как произведение ставки земельного налога, установленного представительным органом местного самоуправления муниципального образования "Город Ижевск" на текущий год, и площади земельного участка.
При расчете арендной платы стороны применили ставку земельного налога, установленную в отношении земельных участков, занятых промышленными объектами, и составляющую 1,15% от кадастровой стоимости земельного участка (Решение Городской думы города Ижевска N 24 от 23.11.2005г "Об установлении земельного налога на территории муниципального образования "Город Ижевск").
Таким образом, при заключении Соглашения N 297 от 17.07.2007г стороны исходили из того, что передаваемые в аренду ОАО "ТГК-5" земельные участки заняты промышленными объектами (надземной теплотрассой).
Базовая ставка 0,1%, установленная пунктом 9.6 Приложения N 1 к Положению, утвержденному Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 172 от 06.11.2007г, применяется к земельным участкам, на которых расположены объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.
Определения понятия "объект коммунального хозяйства" действующее законодательство не содержит.
ОАО "ТГК-5" полагает, что общество является организацией коммунального комплекса, а надземная теплотрасса входит в систему коммунальной инфраструктуры.
С указанным доводом ОАО "ТГК-5" нельзя согласиться.
Согласно статье 2 ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса" под организацией коммунального комплекса понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, а под системой коммунальной инфраструктуры понимается совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд этих муниципальных образований.
В Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению. Исполнителем коммунальных услуг является лицо, предоставляющие коммунальные услуги, производящее или приобретающие коммунальные ресурсы. Юридическое лицо, осуществляющее продажу коммунальных ресурсов (холодная вода, горячая вода и т.д.), именуется ресурсоснабжающей организацией (п. 3 Правил).
Из указанных определений можно сделать вывод о том, что организация коммунального комплекса - это организация непосредственно осуществляющая эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, т.е. производственных объектов (в том числе трубопроводов и электропроводов), для оказания коммунальных услуг (электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод и (или) утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов). Коммунальные ресурсы могут быть приобретены у ресурсоснабжающей организации.
Статьей 3 Устава ОАО "ТГК-5" определено, что общество осуществляет деятельность по получению (покупке) и поставке (продаже) электрической и тепловой энергии, обеспечивает энергоснабжение потребителей, подключенных к электрическим и тепловым сетям общества, в соответствии с заключенными договорами.
Из имеющегося в материалах дела Договора теплоснабжения, заключенного ОАО "ТГК-5" с МУ "ГЖУ-Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска", следует, что ОАО "ТГК-5" является энергоснабжающей организацией, продающей тепловую энергию в горячей воде на объекты теплопотребления. Передача тепловой энергии производится на границе балансовой принадлежности тепловых сетей.
Поскольку вышеизложенные обстоятельства не позволяют сделать вывод о том, что надземная теплотрасса, принадлежащая ОАО "ТГК-5", является объектом коммунального хозяйства, расчет арендной платы за земельный участок, на котором указанная теплотрасса размещается, не может быть произведен с применением п. 9.6 Приложения N 1 к Положению, утвержденному Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 172 от 06.11.2007г.
В силу вышеизложенного ссылка истца на наличие установленных статьей 451 ГК РФ совокупности предпосылок, позволяющих внести изменения в договор аренды земельного участка, несостоятельна.
Кроме того, следует указать, что если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (ч. 2 ст. 422 ГК РФ).
Принимая во внимание вышесказанное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Удмуртской Республики по настоящему делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 сентября 2008 года по делу N А71-6127/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Т. Е. Карпова |
Судьи |
Г. И. Глотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6127/2008-Г8
Истец: ОАО "Территориальная генерирующая компания N 5"
Ответчик: Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска, Администрация г. Ижевска