Изменения в части первой НК РФ
В июле Государственная Дума приняла Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 95-ФЗ). Рассмотрим поправки, которые были внесены в часть первую НК РФ. Одни из них продиктованы необходимостью обновить текст Налогового кодекса Российской Федерации и привести его в соответствие с законодательством, а другие носят технический характер.
Какие налоги мы будем платить
Законодатели пересмотрели перечень федеральных, региональных и местных налогов и значительно его сократили.
К федеральным отнесены 10 видов налогов и сборов, в том числе НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, государственная пошлина, водный налог, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.
По сравнению с прежней редакцией ст. 13 НК РФ список федеральных налогов заметно уменьшился. Из него исключены:
таможенная пошлина и таможенный сбор;
налог на пользование недрами;
налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
налог на доходы от капитала;
налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
лесной налог;
экологический налог;
федеральные лицензионные платежи.
В то же время состав федеральных налогов пополнился налогом на добычу полезных ископаемых и налогом на наследование или дарение, который "перекочевал" из группы местных налогов.
Подоходный налог на доходы физических лиц заменен на налог на доходы физических лиц, а взносы в государственные социальные внебюджетные фонды - на единый социальный налог.
К региональным отнесены всего три налога вместо семи: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог (ст. 14 НК РФ), а к местным - два - земельный налог и налог на имущество физических лиц (ст. 15 НК РФ).
Теперь при введении региональных и местных налогов законодательные органы субъектов РФ и представительные органы муниципальных образований должны будут установить только три элемента налогообложения: налоговые ставки, порядок уплаты налога и сроки его уплаты.
Следовательно, в будущем региональным и местным властям не придется разрабатывать формы налоговых деклараций, определять порядок их заполнения и представления в налоговые органы.
В новой редакции ст. 12 НК РФ нет ни слова о льготах по налогам и сборам. Но это вовсе не означает, что льготы отменены. Дело в том, что все положения, связанные с льготами по налогам и сборам, собраны теперь в ст. 56 НК РФ. Законом N 95-ФЗ в нее включен дополнительный п. 3, согласно которому льготы по федеральным налогам и сборам вводятся и отменяются только Налоговым кодексом Российской Федерации, по региональным - законами субъектов РФ о налогах, а по местным - нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах, в том числе законами городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга).
Особенности местного налогообложения
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вступит в силу 1 января 2006 г.
В соответствии с этим законом территория субъектов РФ делится на муниципальные образования. Под муниципальным образованием понимаются:
поселение (городское или сельское);
муниципальный район;
городской округ;
внутригородская территория города федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга).
Первый уровень структуры местного самоуправления представляют сельские и городские поселения, а также внутригородская территория города федерального значения.
Сельское поселение - один или несколько сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и др.), объединенных общей территорией.
Городское поселение - город или поселок с прилегающей к нему территорией. В состав городского поселения может входить сельский населенный пункт, который не является сельским поселением.
В городских и сельских поселениях функции местного самоуправления выполняет непосредственно население, через выборные или иные органы местного самоуправления.
Города Москва и Санкт-Петербург находятся на особом положении. Они являются субъектами РФ и поэтому имеют федеральное значение. Часть территории этих городов, в пределах которой действует местное самоуправление, называется внутригородской территорией города федерального значения.
Следующий уровень системы местного самоуправления - муниципальные районы и городские округа.
Городские и сельские поселения объединяются в муниципальные районы, которые включают в себя и межселенные территории (те, которые находятся вне границ поселений).
Городские поселения, которые не входят в состав муниципальных районов, становятся городскими округами.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов решают вопросы местного значения межпоселенческого характера. Таким органам власти могут быть переданы отдельные государственные полномочия на основании федеральных законов и законов субъектов РФ.
В состав органов местного самоуправления муниципального образования входит представительный орган, который состоит из депутатов, избранных на муниципальных выборах. Муниципальные образования вправе издавать муниципальные правовые акты, которые обязательны на территории муниципального образования.
Законодательство о местных налогах и сборах строится на нормативных правовых актах органов муниципальных образований, которые принимаются представительными органами этих образований. Такое уточнение внесено в п. 5 ст. 1 НК РФ.
Таким образом, представительные органы муниципальных образований могут устанавливать местные налоги. Они вводятся в действие нормативными правовыми актами муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (п. 4 ст. 12 НК РФ).
Новой редакцией Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены два вида местных налогов - земельный и налог на имущество физических лиц. С 1 января 2006 г. эти налоги будут устанавливаться, вводиться в действие и отменяться нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов) и городских округов о налогах и сборах. Эти налоги будут обязательны к уплате на территории соответствующих поселений (межселенных территориях) и городских округов.
В Москве и Санкт-Петербурге местные налоги определяются, вступают в силу и прекращают свое действие на основании законов этих субъектов РФ о налогах и сборах.
Специальные налоговые режимы
Законом N 95-ФЗ изменен список специальных налоговых режимов. Законодатели привели его в соответствие со второй частью Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно новой редакции ст. 18 НК РФ к таким режимам относятся:
система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
упрощенная система налогообложения;
система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
В пункте 7 ст. 12 НК РФ теперь подчеркивается, что эти специальные налоговые режимы предусматривают освобождение от уплаты некоторых федеральных, региональных и местных налогов, перечисленных в ст. 13-15 НК РФ, и одновременно вводят новые федеральные налоги, которые не указаны в ст. 13 НК РФ. Имеется ввиду единый сельскохозяйственный налог, единый налог, который уплачивают те, кто применяет упрощенную систему налогообложения, единый налог на вмененный доход.
Перечисление банками налогов и сборов
На банки возлагается обязанность перечислять налоги и сборы в бюджеты различных уровней по поручению налогоплательщиков. Причем это поручение должно быть выполнено банком в течение одного операционного дня (п. 2 ст. 60 НК РФ), иначе банк будет привлечен к ответственности.
Однако на практике не всегда можно выполнить это требование. Например, если обособленное подразделение банка, куда налогоплательщик - физическое лицо представил поручение на уплату налогов, не имеет корреспондентского счета. В этом случае, прежде чем перечислить деньги в бюджет, необходимо сначала переслать платежный документ в то подразделение банка, у которого есть корреспондентский счет. В нашей стране существует проблема со связью, сделать это в один день не представляется возможным.
В связи с этим законодатели внесли изменения в п. 2 ст. 60 НК РФ, согласно которым срок, отведенный банку для исполнения поручения физического лица на перечисление налога, продлевается на время доставки, но не более чем на пять операционных дней.
Работа над ошибками
Не так давно был принят Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (далее - Закон N 58-ФЗ), который подкорректировал текст Налогового кодекса Российской Федерации с учетом изменений в структуре и функциях государственных органов исполнительной власти в сфере налогообложения. Принимая этот закон, депутаты допустили некоторые неточности и технические ошибки, которые поспешили исправить, выпустив Закон N 95-ФЗ.
В частности, согласно поправкам в п. 4 ст. 1 НК РФ законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит только из законов. Иные нормативные правовые акты субъектов РФ не включаются в состав налогового законодательства.
До внесения изменений в ст. 9 НК РФ участниками налоговых отношений являлись МНС России (налоговые органы) и ГТК России (таможенные органы).
Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" МНС России преобразовано в Федеральную налоговую службу, а ГТК - в Федеральную таможенную службу.
Теперь налоговые органы и таможенные органы обозначаются в НК РФ (в редакции Закона N 58-ФЗ) соответственно как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела.
Однако слова "по контролю и надзору" в некоторых статьях по неизвестной причине выпали из названия налоговых и таможенных органов, поэтому законодателям пришлось вносить необходимые поправки в НК РФ (Закон N 95-ФЗ).
Изменение сроков уплаты налогов и сборов
Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита (п. 3 ст. 61 НК РФ).
Для того чтобы изменить срок уплаты федеральных налогов и сборов, раньше налогоплательщики обращались в Минфин России. Оформлением отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита по региональным налогам занимались финансовые органы субъектов РФ. Разрешение на изменение срока уплаты местных налогов и сборов давали финансовые органы муниципальных образований. Такая норма действовала до 1 июля 2004 г.- даты вступления в силу ст. 63 НК РФ (в редакции Закона N 58-ФЗ).
Теперь такие вопросы решают налоговые органы, т.е. Федеральная налоговая служба (ФНС России).
Предоставить отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит по региональному налогу или сбору вправе региональный налоговый орган с согласия финансового органа субъекта РФ, а по местному налогу - местный налоговый орган по согласованию с муниципальными финансовыми органами.
В то же время в тексте ст. 66 НК РФ осталось положение, позволяющее финансовым органам субъекта РФ переносить срок уплаты налога на прибыль организаций в части, поступающей в бюджет субъекта РФ. Чтобы устранить противоречие, возникшее в отношении региональной части налога на прибыль, законодатели исключили этот абзац из п. 1 ст. 66 НК РФ.
Сроки уплаты ЕСН налоговые органы могут изменять по согласованию с органами соответствующих внебюджетных фондов (п. 5 ст. 63 НК РФ в редакции Закона N 58). Это требование введено Законом N 95-ФЗ в порядок принятия решений о предоставлении отсрочки или рассрочки (п. 6 ст. 64 НК РФ), а также инвестиционного налогового кредита (п. 5 ст. 67 НК РФ).
Законами субъектов РФ могут быть установлены дополнительные основания и условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате региональных налогов, а нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований - основания и условия предоставления отсрочки и рассрочки по уплате местных налогов (п. 12 ст. 66 НК РФ).
В текст ст. 67 НК РФ внесено уточнение о том, что форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается тем уполномоченным органом, который принимает решение о его предоставлении.
В некоторых случаях Налоговый кодекс Российской Федерации не разрешает изменять срок уплаты налога (ст. 62 НК РФ). В частности, такой запрет распространяется на налогоплательщика, в отношении которого ведется производство по делу о налоговом правонарушении. Кроме того, согласно дополнениям, внесенным в подп. 2 п. 1 ст. 62 НК РФ, налогоплательщику откажут в переносе срока уплаты налогов или сборов, если он допустил нарушения в области таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
О.А. Курбангалеева,
главный бухгалтер ООО "Экоскан"
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 18, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru