Профессиональная этика в подготовке профессиональных бухгалтеров
Со следующего года начнут действовать международные образовательные стандарты подготовки профессиональных бухгалтеров*(1), разработанные Международной федерацией бухгалтеров (МФБ). Это глобальная организация в сфере учетных профессий. В ее состав входят 158 организаций из 118 стран мира, и она объединяет 2,5 млн человек, которые работают в различных секторах и отраслях экономики: в торговле и промышленности, правительственных организациях, системе образования и т.д. Федерация включает в себя национальные профессиональные организации из различных стран мира, членами которых являются профессиональные бухгалтеры. Крупнейшие представительства имеют США, Великобритания, Бразилия, Канада, Индия, Австралия, Италия, Китай, Турция, Аргентина, Германия, Франция.
Российская Коллегия аудиторов (РКА), созданная в 1992 г., является ассоциированным членом МФБ в России с 2000 г. По своей организационно-правовой форме она представляет собой общероссийское общественное профессиональное объединение. Ее члены - физические лица - аттестованные аудиторы, а также общественные объединения физических лиц. РКА имеет региональную сеть, состоящую из 54 региональных отделений. Руководящими органами являются Съезд, Совет, состоящий из руководителей региональных отделений и председателей комитетов, президиум Совета и председатель Совета. В числе девяти комитетов РКА функционирует комитет по профессиональной этике, спорам и апелляциям.
Приоритетные направления деятельности МФБ - разработка международных стандартов учета и аудита, усиление значимости кодекса профессиональной этики, внедрение системы международных стандартов подготовки профессиональных бухгалтеров. Международные образовательные стандарты МФБ представляют собой комплекс обязательных требований и включают в себя следующие стандарты:
IES 1 "Начальные требования к программе профессионального бухгалтерского образования";
IES 2 "Содержание программ образования профессиональных бухгалтеров";
IES 3 "Профессиональные навыки;"
IES 4 "Профессиональная этика, ценности и профессиональное отношение";
IES 5 "Требования к практическому опыту; "
IES 6 "Оценка профессиональных способностей и компетенции; "
IES 7 "Продолжение профессионального развития."
Международный стандарт "Профессиональная этика, ценности и
профессиональное отношение"
Образовательный стандарт МФБ устанавливает требование, согласно которому бухгалтер должен овладеть профессиональной этикой в период обучения и освоения образовательной программы, ведущей к получению квалификации. Данный стандарт гарантирует, что все члены МФБ будут надлежащим образом подготовлены в области профессиональной этики, и это позволит им работать в качестве профессиональных бухгалтеров. МФБ установила этический кодекс*(2), который является инструментом для реализации основной цели МФБ - развивать и укреплять учетную профессию во всем мире таким образом, чтобы обеспечить высокое качество профессиональных услуг в интересах всего общества. Этот кодекс должны соблюдать все члены федерации - представители многих стран мира, несмотря на то, что учетные профессии существуют в различных правовых и культурных условиях.
Во всех странах общество возлагает большие надежды на профессиональных бухгалтеров. От организаций, входящих в состав МФБ, ожидают того, что их участники владеют соответствующими знаниями и хорошо понимают принципы профессиональной этики и те ограничения, которые она возлагает на их поведение. Мнение профессиональных бухгалтеров имеет огромное значение при принятии решений. Такие специалисты обязаны предвидеть потенциальные этические последствия своего поведения для того, чтобы принимать профессиональные, управленческие решения, решать сложные этические дилеммы.
Стандарт отводит должное место профессиональной этике в системе обучения, предотвращая стремление поместить этот предмет на периферию основной образовательной программы, рекомендует вводить его как отдельный учебный курс. Стандарт подчеркивает необходимость раннего развития профессиональной этики и ценностей в образовании профессионального бухгалтера и их дальнейшего укрепления в процессе развития карьеры. Во время обучения будущие бухгалтеры должны понять, что профессиональная этика имеет систематический, а не фрагментарный характер, т.е. является неотъемлемой частью непрерывного обучения в течение всей профессиональной жизни специалиста.
Минимальные требования к содержанию подготовки в области
профессиональной этики
Программа профессионального обучения в области учета должна обеспечивать будущего бухгалтера знанием профессиональной этики и ценностей с тем, чтобы он мог формировать профессиональные суждения этическим образом, т.е. в интересах общества и профессии. Международный стандарт устанавливает минимальные требования к содержанию учебного курса, которые нацелены на развитие таких профессиональных свойств, как приверженность общественным интересам и восприимчивость к социальной ответственности, стремление к непрерывному обучению и постоянному совершенствованию знаний; следование таким этическим ценностям, как надежность, ответственность, своевременность, вежливость и уважение, соблюдение законов и регулирующих актов.
Признавая, что в каждой образовательной программе может формироваться особый подход, отражающий национальные особенности и культурную среду, стандарт выделяет те проблемы, которые обязательно должны включаться в содержание каждой программы. Это, во-первых, сущность и природа этики. Во-вторых, различие между двумя подходами к этике: с одной стороны, подход, основанный на детальных правилах, с другой - на принципах и общем порядке, а также их преимущества и недостатки. В-третьих, приверженность основным этическим принципам, таким как порядочность, объективность, профессиональная компетентность и надлежащее исполнение, конфиденциальность. Кроме того, стандарт рассматривает соотношение понятий этика и право. Специально изучается вопрос о последствиях неэтичного поведения для индивида, для профессии и для всего общества в целом. Отдельно выделены темы, посвященные этике в контексте бизнеса и надлежащего управления, а также этике и поведению профессионального бухгалтера, включая такие проблемы, как сигнализаторство, конфликт интересов, этические дилеммы и их разрешение.*(3)
Рекомендации международного стандарта в области методики
преподавания
По мере роста профессиональных знаний необходимо выделять этические аспекты и при изучении специальных дисциплин. Это позволит выявлять и рассматривать этические аспекты проблем, изучаемых в конкретных профессиональных областях.
Преподавание должно быть построено таким образом, чтобы оно способствовало развитию понимания того, что профессиональная этика и ценности имеют систематический характер и присутствуют во всем, что делает бухгалтер, что они способствуют росту доверия к специалисту и его профессии со стороны участников рынка. В процессе обучения нужно последовательно освещать как общие для всех и наиболее типичные проблемы, так и те сложные ситуации, которые возникают в особой культурной среде.
Студентам необходимо разъяснять роль и значение этических кодексов, а также тех позитивных профессиональных начинаний в этой области, которые направлены на укрепление обстановки доверия и порядочности, создающей благоприятную среду для профессиональной работы. Рекомендуется изучать и обсуждать этические инициативы других профессий, все возможные подходы к профессиональной и корпоративной этике. Например, несомненный интерес представляют этические кодексы таких международных финансовых организаций, как Международный валютный фонд и Всемирный банк, Международная торговая палата, регулирующие продвижение продаж, рекламную деятельность. Следует обратить внимание и на корпоративные кодексы.
В образовательном стандарте МФБ подчеркивается, что механическое изучение кодексов и последующее тестирование заученного наизусть материала не приносит желаемого эффекта. Профессиональную этику и ценности необходимо преподносить таким образом, чтобы все студенты принимали активное участие в процессе обучения. Рекомендуются следующие методы:
рассмотрение многоаспектных учебных примеров;
использование ролевых игр;
обсуждение избранных литературы и видеоматериалов;
анализ реальных деловых ситуаций, связанных с этическими дилеммами;
обсуждение новейших инициатив и изысканий в данной области;
проведение семинаров с участием специалистов, имеющих опыт принятия решений в области корпоративного управления либо в профессиональной сфере.
Активные методы обучения позволят более полно осознать природу потенциальных конфликтов, а также этические последствия сложных управленческих решений для каждого человека и организации в целом. Эффективность обучения повысится, если оно будет опираться на собственный этический опыт студентов. Стандарт рекомендует предоставлять им возможность обдумывать этот опыт при рассмотрении конкретных ситуаций из их жизни, выявляя как положительные, так и отрицательные моменты, а также формируя определенную линию поведения на случай повторения такой ситуации.
Стандарт уделяет особое внимание методике обучения профессиональных бухгалтеров без отрыва от производства. В МФБ принимаются только те, кто прошел соответствующую подготовку в вопросах этики, тогда обучение совмещается с работой. Это создает благоприятные предпосылки для того, чтобы более полно использовать личный опыт для освоения профессиональной этики. Обучение должно быть направлено на то, чтобы помочь выявить этические аспекты и потенциальные конфликты на конкретном рабочем месте, сформировать предварительную точку зрения по поводу сложных этических ситуаций и обсудить их с непосредственными руководителями и наставниками. Кроме того, можно проводить собеседования по проблемам этики с сотрудниками организации. Большой эффект приносят обсуждения ситуаций, имеющих ощутимые последствия, например конфликты интересов, если в этих обсуждениях участвуют и работодатели.
С такой категорией обучаемых необходимо более углубленно изучить следующие вопросы:
ответственность профессионального бухгалтера в его конкретной работе (в том числе ответственность, которой его наделила организация, где он работает, и непосредственные начальники), с одной стороны, и профессиональная ответственность (в том виде, в котором она сформулирована в кодексе профессиональной этики), с другой;
конфиденциальность информации и пределы конфиденциальности;
структура и цели профессиональных ассоциаций (включая лоббирование интересов их членов);
различные способы, которые профессиональный бухгалтер может использовать для разрешения конфликтов интересов;
обращение к какому-либо авторитетному источнику по месту работы либо в профессиональной организации при возникновении этической проблемы и потенциального конфликта интересов, а также сомнений по поводу этических аспектов, линии поведения в сложных ситуациях.
Профессиональная этика в российских программах подготовки
бухгалтеров
Обучение является главным каналом передачи профессиональных ценностей и профессиональной этики. Соответствующие учебные курсы должны занимать надлежащее место в образовательной программе наряду с такими специальными дисциплинами, как "Финансовый учет и отчетность," "Управленческий учет и контроль," "Налогообложение", "Правовое обеспечение предпринимательской деятельности", "Аудит", "Финансы и финансовый менеджмент," "Информационные технологии контроля профессиональных знаний и профессиональной компетентности."
В России в правительственной Программе реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (утверждена Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283) в качестве одного из основных направлений реформы выделено кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета). Большой вклад в выполнение этой Программы вносят высшие учебные заведения и институты подготовки профессиональных бухгалтеров. Однако пока еще проблемы профессиональной этики не получили должного отражения в системах подготовки специалистов в области учета.
Например, учебно-методический центр Российской коллегии аудиторов предлагает следующие учебные курсы:
"Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности;"
"Западная система учета (стандарт GAAP)";
"Практические аспекты деятельности по всем видам аудита";
"Международные стандарты аудита";
"Финансы и налоговая система;"
"Управление финансами";
"Управленческий и финансовый учет;"
"Трансфертное ценообразование";
"Стратегическое управление и организационное развитие;"
"Аутсорсинг";
"Методы принятия управленческих решений";
"Инвестиционный менеджмент";
"Бизнес-планирование";
"Лизинговые операции";
"Методы привлечения инвестиций";
"Управление персоналом";
"Логистика";
"Маркетинг";
"Информационные технологии";
"Имидж руководителя";
"Инновационный менеджмент";
"Гражданское и трудовое законодательство;"
"Международное законодательство";
"Основы внешнеэкономической деятельности";
"Основы ведения делопроизводства".
Несмотря на то что эта профессиональная организация является ассоциированным членом МФБ, она, так же как и другие российские профессиональные организации, не уделяет достаточного внимания в своих программах вопросам профессиональной этики.
В России программы подготовки профессиональных бухгалтеров крайне редко содержат соответствующий учебный курс. Относительно высшей школы необходимо отметить, что Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит "включает в качестве федеральной компоненты учебную дисциплину "Деловое общение". Она имеет следующую структуру.
1. Этика делового общения: личность, психологические типы, архетип, взаимодействие, коммуникация, конформизм, нонконформизм, референтная группа, идентификация, рефлексия, стереотипы, вербальная и невербальная коммуникации, конфликт, этические нормы общения; национально-психологические типы; универсальные этические и психологические нормы и принципы; психология и общество; психология и труд; экономическая, правовая психология; модели политической психологии: федеральный и региональный аспекты; профессиональная психология.
2. Деловые переговоры: их характер, определение целей, организация, методы и навыки ведения деловых переговоров; способы оценки достигнутых в процессе переговоров соглашений.
3. Документационное обеспечение делового общения: документирование управленческой деятельности; документирование договорно-правовых отношений экономической деятельности; общие правила оформления документов.
При сравнении российского стандарта с международными требованиями обнаруживаются существенные различия в понимании важности и значимости профессиональной этики, ее сущности, глубины этических проблем в учетных профессиях. Содержание российского стандарта сводится главным образом к изучению психологии общения, в то время как многие серьезные этические проблемы учетных профессий остаются за пределами учебного курса. Это объясняется несколькими причинами.
Во-первых, проблемы социальной ответственности и хозяйственной этики имеют долгосрочный характер и в условиях российской экономики, для которой свойственно преобладание краткосрочных ожиданий и ценностей, пока еще не получили надлежащего значения в ряду других социально-экономических проблем. Во-вторых, в России не развита такая предметная область, как хозяйственная этика. Она является прикладной отраслью философии морали и носит междисциплинарный характер. Опираясь на философское знание, в хозяйственной этике присутствуют элементы различных наук (политологии, социологии, юридической и экономической науки, менеджмента и т.д.). Еще одна проблема заключается в том, что часто хозяйственная этика заменяется психологией управления, хозяйственным правом, религиоведением, этикой делового общения (этикетом), документоведением и т.д.
Следуя современным тенденциям в области учетных профессий, которые находят свое отражение в деятельности международных профессиональных организаций, руководствуясь их научными и учебно-методическими разработками, и в России нужно больше внимания уделять вопросам профессиональной этики в образовательных и обучающих программах. Для этого следует разрабатывать как общие проблемы хозяйственной этики, так и специфические вопросы, характерные для российской хозяйственной и деловой практики.
Опираясь на опыт международного профессионального сообщества, в образовательных программах и программах подготовки профессиональных бухгалтеров необходимо усилить компоненту, которая направлена на изучение профессиональных этических ценностей, выработку навыков по решению сложных этических проблем, возникающих в профессиональной деятельности. Это приведет к улучшению качества профессиональных услуг в области учета, росту доверия к отечественным бухгалтерам и аудиторам и укреплению их конкурентоспособности на рынке деловых услуг.
Источники:
Кодекс этики аудиторов России - http://www.rka.org.ru/download/KE-auditorov_RF-7-030921.doc
Жить в соответствии с нашими ценностями. Кодекс профессиональной этики - http://www.worldbank.org/ethics
Российская коллегия аудиторов - http://www.rka.org.ru
Принятые нормы. Кодекс этики и деловых отношений компании Lockheed Martin (с дополнениями 1999 г.) - http://www.lockheedmartin.com/about/ethics/standards/russian.pdf
Учебно-методический центр Российской коллегии аудиторов - http://www.rka.org.ru/umc/umc.html
Ethics. Code of Ethics for Professional Accountants - http://www.ifac.org/Ethics/index.tmpl
International Federation of Accountants - http://www.ifac.org
International Educational Standards for Professional Accountants: IES 4 Professional Values, Ethics and Attitudes - http:/ /www.ifac.org
Ethics. Code of Ethics for Professional Accountants - International Federation of Accountants - http://www.ifac.org/Ethics/index.tmpl
IMF Code of Conduct for Staff. July 31, 1998 - http://www.imf.org/external/hrd/code.htm
ICC International Code of Sales Promotion - Commission on Marketing and Advertising, International Chamber of Commerce, May 2002 - http://www.iccwbo.org/home/statements_rules/statements/2002/code_of_sales _promotion.asp
ICC International Code of Advertising Practice. Commission on Marketing, Advertising and Distribution, International Chamber of Commerce, April 1997 - http://www.iccwbo.org/home/statements_rules/rules/1997/advercod.asp
И.П. Гурова,
зав. кафедрой мировой экономики и истории экономических учений
Ульяновского государственного университета, доктор экон. наук,
О.П. Махонько,
аспирантка Ульяновского государственного университета
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 18, сентябрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) International Education Standards for Professional Accountants (IES).
*(2) Подробнее см.: Гурова И.П., Махонько О.П. Международные стандарты этики учетных профессий // Финансовые и бухгалтерские консультации. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. - Вып. 10 (107).
*(3) Подробнее см.: Гурова И.П., Махонько О.П. Указ. соч.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru