г. Пермь
14 января 2008 г. |
Дело N А50П-942/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 января 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ясиковой Е. Ю.
судей Осиповой С. П., Мещеряковой Т. И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тухватуллиной Э. Р.
при участии:
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Ярослав": Захваткин В. Е. по доверенности от 11.01.2008 г., паспорт
от ответчика - Государственной инспекции по охране окружающей среды Пермского края: Нечаева О. С. по доверенности от 10.01.2008 г., паспорт
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Ярослав"
на решение Постоянного судебного присутствия в г. Кудымкаре Арбитражного суда Пермского края
от 20 ноября 2007 года
по делу N А50П-942/2007,
принятое судьей Фроловой Н.Л.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ярослав"
к Государственной инспекции по охране окружающей среды Пермского края
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ярослав" (далее Общество, заявитель) обратилось в Постоянное судебное присутствие в г. Кудымкаре Арбитражного суда Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N 203 от 22.10.2007г., вынесенного Государственной инспекцией по охране окружающей среды Пермского края, которым заявитель был привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 35 000 руб.
Решением арбитражного суда от 20.11.2007г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, оспариваемое постановление признать незаконным.
Доводы жалобы сводятся к тому, что осуществление предпринимательской деятельности без лицензии не образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ; на сбор собственных отходов не требуется наличие лицензии, утверждение лимита; юридическое лицо невиновно в ненадлежащем оформлении паспортов опасных отходов, поскольку на день их составления отсутствовали нормативные акты, содержащие прямое указание на требование по согласованию паспорта опасных отходов в Министерстве природных ресурсов Российской Федерации. Представитель общества поддержал позицию, изложенную в отзыве, представив письменное заявление о дополнительных доводах, которое было приобщено судом к материалам дела.
Государственная инспекция по охране окружающей среды Пермского края представила отзыв на жалобу, в котором с жалобой не соглашается, полагая, что допущенные нарушения экологических требований правомерно квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ. Представитель инспекции в заседании поддержала доводы отзыва.
По собственной инициативе суд приобщил к материалам дела документы, подтверждающие порядок привлечения к ответственности: определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 30.08.2007 г. с копией уведомления о вручении определения обществу, копии уведомлений о вручении обществу вызовов на составление протокола и постановления, служебную записку от 26.09.2007 г. о продлении срока административного расследования до 30.10.2007 г.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Государственная инспекция по охране окружающей среды Пермского края провела проверку ООО "Ярослав", по результатам которой составила Акт по результатам проверки соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды от 12.07.2007г., протокол об административном правонарушении в области охраны окружающей среды от 08.10.2007г. и 22.10.2007г. постановлением N 203 привлекла Общество к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, назначив наказание в виде штрафа в сумме 35 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество оспорило постановление в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции мотивировал решение тем, что факт совершения заявителем правонарушения подтвержден материалам административного дела, Обществом допущено виновное несоблюдение требований законодательства об охране окружающей среды.
Согласно постановлению N 203 от 22.10.2007г. о привлечении к административной ответственности в вину заявителю вменено совершение правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ, выразившееся в осуществлении деятельности по сбору, временному хранению и транспортировке опасных отходов от производственной деятельности ООО "Ярослав" без лицензии, паспортов опасных отходов, установленного лимита на размещение опасных отходов.
Из представленной в материалах дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что основным и дополнительными видами деятельности Общества являются распиловка и строгание древесины, пропитка древесины; лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области; оптовая торговля несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом (л.д. 31).
В акте проверки от 12.07.2007г. зафиксировано, что Общество арендует земельный участок площадью 12758мI из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенный в с. Ленинск Кудымкарского района Пермского края для размещения пилорамы. В процессе предпринимательской деятельности на территории ООО "Ярослав" образуются опасные отходы 2-5 классов опасности, а именно: масла автомобильные отработанные, обтирочный материал, загрязненный маслами, аккумуляторы свинцовые отработанные с неслитым электролитом, мусор от бытовых помещений организаций несортированный, покрышки отработанные, опил натуральный чистой древесины, отходы горбыля, рейки из натуральной чистой древесины, лом черных металлов в кусковой форме. Предприятием не получена лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. У заявителя отсутствует проект нормативов предельно-допустимых выбросов, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не согласованы в установленном порядке паспорта опасных отходов, находящихся в обращении. Плата за загрязнение окружающей среды вносится заявителем сверх установленного лимита.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрено применение административной ответственности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в числе которых нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение (п.1 ст. 22 ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
В соответствии с требованиями ст.18 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N 89-ФЗ) в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000г. N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
В соответствии с пунктом 4 Правил индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, на основании методических указаний Министерства природных ресурсов Российской Федерации разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представляют их на утверждение в территориальные органы Министерства.
Пунктами 1, 2 ст. 19 Закона N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны: вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии со статьей 14 Закона N 89-ФЗ опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности.
Согласно п. 1 Инструкции по заполнению формы паспорта опасного отхода, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов России от 02.12.2002г. N 785, паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом Министерства природных ресурсов России по соответствующему субъекту Российской Федерации.
Под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (ст.1 Закона N 89-ФЗ). В соответствии со ст. 9 Закона N 89-ФЗ деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу подпункта 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 09.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что при осуществлении деятельности по сбору, временному хранению и транспортировке опасных отходов от производственной деятельности ООО "Ярослав", у заявителя отсутствовали лицензия, лимиты на размещение отходов, паспорта опасных отходов, согласованные с территориальными органами Министерства природных ресурсов России по соответствующему субъекту Российской Федерации. Доказательств обратного заявителем не представлено. Отсутствие лицензии в рассматриваемом случае является нарушением экологических требований к обращению с опасными отходами и квалифицируется по ст. 8.2 КоАП РФ, так как не связано с осуществлением предпринимательской деятельности.
Таким образом, в ходе осуществления производственной деятельности Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства, то есть, допущено виновное несоблюдение указанных требований.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правильный вывод о совершении Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку аналогичные доводы были заявлены в суде первой инстанции, были предметом подробного исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Материалами дела подтверждается соблюдение административным органом предусмотренной КоАП РФ процедуры привлечения Общества к административной ответственности. О времени и месте составления протокола и рассмотрения административного дела общество было извещено, при вынесении постановления присутствовал законный представитель общества.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Постоянного судебного присутствия в г. Кудымкаре Арбитражного суда Пермского края от 20 ноября 2007 года по делу N А50П-942/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Ярослав" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Постоянное судебное присутствие в г. Кудымкаре Арбитражного суда Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Е.Ю. Ясикова |
Судьи |
С. П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50П-942/2007
Истец: ООО "Ярослав"
Ответчик: Государственная инспекция по охране окружающей среды Пермского края
Хронология рассмотрения дела:
14.01.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9033/07