26 декабря 2008 г. |
г. Пермь Дело N А71-7658/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Романова В. А.,
судей Казаковцевой Т. В.,
Шварц Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савельевой А. В. рассмотрев в открытом судебном заседании
апелляционную жалобу уполномоченного органа
(Федеральной налоговой службы)
на определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07 ноября 2008 года, вынесенное судьей Шаровой Л.П. в рамках дела N А71-7658/2008 о признании банкротом Сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз) "Правда"
по заявлению Государственного учреждения "Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике" о включении в реестр требований кредиторов суммы капитализированных платежей в размере 975.811 руб. 45 коп.
при участии в судебном заседании:
от уполномоченного органа: Бессонов О.С., удостовер-е, дов. от 29.09.2008,
от кредитора: Скворцов А.В., удостовер-е, дов. от 24.12.2007,
от должника: не явились, извещены,
установил:
Государственное учреждение "Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике" (далее - Отделение Фонда социального страхования) 17.10.2008 обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о включении в состав реестра требований кредиторов Сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Правда" (далее - Должник) требований в размере 975.811 руб. 45 коп. капитализированных платежей на основании ст. 71, 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.11.2008 (судья Шарова Л.П.) заявление признано обоснованным и включено в реестр требований кредиторов СПК (колхоз) "Правда" в сумме 975.811 руб. 45 коп. в состав третьей очереди с правом голоса на собрании (л.д. 43-45).
Федеральная налоговая служба (территориальное подразделение - Межрайонная инспекция N 7 по Удмуртской Республике), являющаяся уполномоченным органом, чьи требования включены в реестр требований кредиторов Должника, обжаловала определение от 07.11.2008 в апелляционном порядке. Заявитель жалобы просит определение от 07.11.2008 отменить в части включения Отделения Фонда социального страхования в реестр требований кредиторов Должника, включить вместо него в реестр с теми же требованиями Федеральную налоговую службу, поскольку только она уполномочена представлять интересы Российской Федерации в делах о банкротстве по требованиям о выплате капитализированных платежей, что следует из Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" и приложения N 2 к Положению о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства. В обоснование своей позиции заявитель жалобы также ссылается на соглашение от 16.07.2007 Федеральной налоговой службы N ММ-25-19/7 и Фонда социального страхования Российской Федерации N 02-43/07-1789П@ "О взаимодействии между Федеральной налоговой службой и Фондом социального страхования Российской Федерации по вопросам урегулирования задолженности по обязательным и капитализированным платежам" (далее - Соглашение от 16.07.2007).
Отделение Фонда социального страхования с доводами апелляционной жалобы не согласно, просит определение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Федеральной налоговой службы на доводах, изложенных в апелляционной жалобе, настаивает, просит определение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Отделения Фонда социального страхования возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, поддерживает позицию, изложенную в отзыве на жалобу.
Должник в судебное заседание не явился, отзыв на жалобу не представил.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.08.2008 Сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) "Правда" признан несостоятельным (банкротом), в отношении его имущества открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника сроком на один год, конкурсным управляющим утвержден Олин С.И.
Сведения о признании СПК (колхоз) "Правда" несостоятельным (банкротом) опубликованы 20.09.2008.
В соответствии с п. 2 ст. 255 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом. Требования Отделения Фонда социального страхования заявлены в установленный срок.
В обоснование своих требований Отделение Фонда социального страхования указало, что актами формы Н-1 о несчастном случае на производстве (л.д. 12-13, 21-22) установлена обязанность Должника перед Новиковым Алексеем Александровичем и Шихаревым Виталием Павловичем по возмещению ущерба здоровью в связи травмой на производстве.
В соответствии с актом приема-передачи дел потерпевших от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний" дела Новикова А.А. и Шихарева В.П. переданы по акту приема-передачи от 26.01.2000 Отделению Фонда социального страхования (л.д. 10).
Суд первой инстанции, рассмотрев требование Отделения Фонда социального страхования, сделал обоснованный вывод о включении требования в размере 975 811 руб. 45 коп. в реестр требований кредиторов Должника по третьей очереди с правом голоса на собрании кредиторов.
В соответствии с п. 1 ст. 135 Закона о банкротстве определение размера требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, осуществляется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В силу п. 2 ст. 23 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон о социальном страховании) при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Отделения Фонда социального страхования с соответствующим требованием в суд является правомерным.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона о социальном страховании возмещение вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении им обязанностей по трудовому договору, осуществляется путем предоставления ему в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, установленных в пункте 1 статьи 8 закона, а именно: ежемесячных страховых выплат, выплачиваемых работнику в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности и зависящих от среднего месячного заработка и степени утраты трудоспособности (пункт 3 статьи 10, пункт 1 статьи 12 Закона), а также оплаты дополнительных расходов, связанных с его медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
Фонд социального страхования Российской Федерации, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляет средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пункты 1, 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101).
В соответствии с п. 2 ст. 23 Закона о социальном страховании в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный здоровью работника, оно обязано внести отделению фонда капитализированные платежи, которые являются одним из источников доходов Фонда социального страхования Российской Федерации. При этом ликвидированная организация перестает выплачивать обязательные страховые взносы.
Согласно статье 18 Закона о социальном страховании на Фонд возложена обязанность аккумулировать платежи в случае ликвидации страхователя.
Пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57 "О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей" также установлено, что требование по капитализации платежей, основанное на норме п. 2 ст. 23 Закона о социальном страховании, должно квалифицироваться как требование кредиторов третьей очереди. Кредитором в этом случае выступает Фонд социального страхования Российской Федерации.
ФНС России от имени Российской Федерации вправе представлять в деле о банкротстве интересы граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью и которые не являются застрахованными или иными лицами, имеющими право на получение соответствующих страховых выплат по обязательному социальному страхованию, а также по требованиям застрахованных лиц в части, превышающей обеспечение по страхованию. Данное право в силу ст. 135 Закона о банкротстве переходит к уполномоченному органу с согласия гражданина и подлежит удовлетворению в первую очередь (пункты 4 и 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.11.2006 N 57).
В рамках данного дела рассматриваются требования по включению в реестр требований кредиторов в отношении лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью в связи с наступлением страхового случая. Кредитором в этом случае выступает Фонд социального страхования Российской Федерации.
Довод заявителя жалобы на соглашение от 16.07.2007 является несостоятельным, поскольку соглашение не является нормативным актом и подписано Федеральной налоговой службой и Фондом социального страхования с целью урегулирования порядка взаимодействия между сторонами в делах о банкротстве, что не исключает для отделений Фонда социального страхования самостоятельно участвовать в деле о банкротстве.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07 ноября 2008 года по делу N А71-7658/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
В. А. Романов |
Судьи |
Т.В. Казаковцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-7658/2008-Г15
Должник: СПК колхоз "Правда"
Кредитор: ГУ РО ФСС РФ по Удмуртской Республике г. Ижевск
Иные лица: ФНС России (Межрайонная ИФНС России N 7 по Удмуртской Республике), Олин Сергей Иванович
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9522/08