Об учете в целях налогообложения прибыли
Учет сумм компенсаций, начисленных работающим на дому сотрудникам
организации за использование ими личного имущества
Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Подлежат ли учету для целей налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда суммы компенсации, начисленные работающим на дому сотрудникам организации, за использование ими личного имущества (компьютеров) для выполнения служебного задания?
В соответствии со ст. 188 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.
Подпунктом 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы налогоплательщика на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, учитывая, что перечень прочих расходов, предусмотренных п. 1 ст. 264 НК РФ, является открытым, суммы компенсации, начисленные работникам за использование ими личного имущества (кроме легкового автотранспорта), поименованного в ст. 188 ТК РФ, для выполнения служебного задания, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в размере, определенном соглашением сторон трудового договора, при условии, что они отвечают требованиям ст. 252 НК РФ.
Особенности уплаты единого социального налога и представления
отчетности розничными точками торговли
У организации есть филиал, имеющий отдельный баланс и расчетный счет. Организация поставлена на учет по месту нахождения обособленных подразделений (торговых точек). Может ли филиал выплачивать заработную плату работникам розничных торговых точек, включать данные по начислению единого социального налога в отношении работников розничных точек в отчетность филиала по этому налогу, уплачивать налоги с зарплаты сотрудников розничных точек торговли?
В соответствии с п. 8 ст. 243 НК РФ обособленные подразделения организации, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате единого социального налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов и налоговых деклараций по этому налогу по месту своего нахождения.
Для организаций, имеющих многоуровневую структуру обособленных подразделений, особенности исчисления, уплаты единого социального налога и представления отчетности, кроме приведенных в п. 8 ст. 243 НК РФ, главой 24 настоящего Кодекса не установлены.
Налоговым законодательством не предусмотрено возложение на обособленное подразделение организации, отвечающее требованиям п. 8 ст. 243 НК РФ, обязанности по представлению отчетности и по уплате единого социального налога в части другого подразделения, не отвечающего вышеуказанным требованиям. В данном случае такая обязанность должна быть исполнена организацией по месту своего нахождения.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все организации, за исключением бюджетных, представляют согласно учредительным документам годовую бухгалтерскую отчетность учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организаций. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.
Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Законом N 129-ФЗ.
Определение порядка учета приобретенного имущества
Может ли организация самостоятельно определять порядок принятия к налоговому учету приобретенного имущества: в качестве единого объекта, относящегося к амортизируемому имуществу и сложившегося, например, из стоимости процессора, монитора и клавиатуры, либо в качестве самостоятельных объектов с учетом стоимости?
В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 настоящего Кодекса), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.
Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования (ст. 258 НК РФ). Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества и с учетом Классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ.
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, объектами классификации в ОКОФ являются основные фонды.
К материальным основным фондам (основным средствам), в частности, относится вычислительная техника и оргтехника.
Объектом классификации материальных основных фондов является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Из вышеизложенного следует, что все приспособления и принадлежности стандартной комплектации персонального компьютера (монитор, системный блок, клавиатура, мышь), представляющие собой комплекс конструктивно сочлененных предметов и способные выполнять свои функции только в составе комплекса, учитываются отдельным инвентарным объектом.
При ремонте или замене конструктивно сочлененного предмета персонального компьютера, признанного амортизируемым имуществом, расходы организации на вышеуказанные цели рассматриваются как прочие расходы на ремонт основных средств и признаются для целей налогообложения прибыли в соответствии со ст. 260 и 324 НК РФ либо как расходы на модернизацию амортизируемых основных средств согласно ст. 257 настоящего Кодекса при условии их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ.
Согласно п. 12 ст. 259 НК РФ организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.
Данная норма действует в отношении объекта основных средств, то есть имущества, приобретаемого как средство труда, которое может быть использовано для извлечения дохода.
Учет ремонта (модернизации) компьютера
В налоговом учете организации числится как единый объект основных средств компьютер, который состоит из нескольких конструктивно сочлененных частей, обеспечивающих выполнение определенных функций (процессор, монитор, винчестер). В процессе эксплуатации компьютера его отдельная устаревшая составная часть (процессор) заменена новой, более совершенной моделью, в результате чего изменились эксплуатационные характеристики компьютера.
Как расценивать данную замену для целей налогового учета - как ремонт или как модернизацию?
Применяются ли при частичной ликвидации основных средств положения п. 13 ст. 250 и подпункта 8 п. 1 ст. 265 НК РФ, устанавливающие порядок учета в доходах материалов от разборки основных средств, а в расходах - затрат на ликвидацию основных средств, включая суммы недоначисленной амортизации?
В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.
При этом п. 2 ст. 257 НК РФ определено, что первоначальная стоимость основных средств изменяется в том числе в случаях достройки, до-оборудования, реконструкции, модернизации.
К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
Расходы, связанные с заменой отдельных частей персонального компьютера новыми, более совершенными, учитываются для целей налогообложения прибыли как расходы на модернизацию амортизируемых основных средств согласно ст. 257 НК РФ при условии их соответствия требованиям ст. 252 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая расходы на модернизацию компьютера, налогоплательщик должен отразить выбытие старой детали, что является не чем иным, как частичной ликвидацией отдельных устройств компьютера, например, замена жесткого диска, модуля памяти, видео- или звуковой карты на улучшенный вариант с более высокими техническими характеристиками.
При частичной ликвидации возможны две ситуации в зависимости от того, можно или нет определить стоимость выбывающей детали.
Если это сделать можно, то в налоговом учете первоначальная стоимость компьютера уменьшается на первоначальную стоимость выбывающей детали. Деталь приходуется по рыночной цене в составе внереализационных доходов в соответствии с п. 13 ст. 250 НК РФ, а недоначисленная амортизация признается внереализационным расходом согласно подпункту 8 п. 1 ст. 265 настоящего Кодекса.
Непригодные для дальнейшего использования детали для целей налогообложения прибыли учитываются в соответствии со ст. 265 НК РФ как внереализационные расходы.
Если стоимость выбывающей детали определить нельзя, то стоимость компьютера не уменьшается. Выбывающая деталь принимается к налоговому учету по рыночной стоимости в составе внереализационных доходов.
В случае ремонта отдельных частей персонального компьютера расходы организации на вышеуказанные цели рассматриваются как расходы на ремонт основных средств и признаются для целей налогообложения прибыли в соответствии со ст. 260 и 324 НК РФ.
Учет расходов на сертификацию продукции и услуг
В связи с изменениями в законодательстве можно ли расходы по контролю за качеством и безопасностью алкогольной продукции рассматривать с 1 января 2006 года как расходы на добровольную сертификацию продукции и относить в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, если организацией проводится также обязательная сертификация?
В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются расходы на сертификацию продукции и услуг.
Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ вышеуказанные расходы включаются в состав расходов текущего периода в течение срока, на который выдан сертификат.
Для целей налогообложения принимаются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ: расходы должны быть обоснованы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с главой 25 НК РФ перечень расходов, учитываемых для целей налогообложения, не является закрытым. Таким образом, для того чтобы организация могла учесть расходы, возникшие при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода, она должна соблюсти требования, предусмотренные п. 1 ст. 252 НК РФ.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции подлежала до 1 января 2006 года обязательной маркировке специальными региональными марками, которая осуществлялась при условии проверки качества алкогольной продукции.
Поскольку расходы, связанные с проведением вышеуказанного контроля, являлись обязательными в соответствии с действовавшим законодательством и были связаны с реализацией алкогольной продукции, то согласно ст. 253 НК РФ они относились на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль.
В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.07.2005 N 102-ФЗ в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", с 1 января 2006 года мероприятия по контролю за качеством и безопасностью алкогольной продукции не являются обязательными.
В то же время нормами Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) предусмотрена добровольная сертификация объектов, при которой сертифицируемые объекты могут маркироваться знаком соответствия, служащим для информирования потребителей.
С 1 июля 2003 года специальные законы о стандартизации и сертификации отменены и вместо них вступил в действие Закон N 184-ФЗ, которым предусмотрены разработка и применение так называемых технических регламентов и стандартов, а также подтверждение соответствия продукции, работ, услуг установленным требованиям. Технические регламенты постепенно должны заменить существующие ГОСТы.
Технический регламент - это специальный документ, который устанавливает обязательные требования к продукции или процессам. Он может быть принят международным договором, который ратифицирован Российской Федерацией, Указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства РФ и является обязательным для применения и исполнения.
Стандарты же содержат установленные на добровольной основе требования к продукции и процессам, к выполнению работ и оказанию услуг. Они устанавливают характеристики продукции и правила, могут включать положения о терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикетках, а также правила их нанесения.
Для подтверждения соответствия продукции или процессов требованиям технических регламентов, стандартам или условиям договоров предусмотрена система сертификации и декларирования. Согласно ст. 20 Закона N 184-ФЗ сертификация может быть как обязательной, так и добровольной.
Обязательное подтверждение соответствия требованиям технического регламента необходимо в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Оно проводится в форме обязательной сертификации или в форме декларирования соответствия. Причем сертификат и декларация имеют одинаковую юридическую силу.
Обязательно сертифицируются товары, которые приведены в Перечне товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1013. Среди них имеются, например, продовольственные товары:
- мясо и мясные продукты;
- яйца и яйцепродукты;
- молоко и молочные продукты;
- рыба, рыбные и другие продукты моря;
- хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия;
- мукомольно-крупяные изделия;
- сахар и кондитерские изделия;
- плодоовощная продукция и продукты ее переработки;
- продукция масложировой промышленности;
- вода питьевая, расфасованная в емкости;
- безалкогольные, слабоалкогольные и алкогольные напитки;
- табачные изделия, кофе, чай и пряности;
- продукция зернобобовых и масличных культур продовольственная;
- пищевые концентраты;
- соль;
- продукция пчеловодства продовольственная.
В соответствии со ст. 18 Закона N 184-ФЗ подтверждение соответствия осуществляется в целях удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров; содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг; повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках; создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Согласно ст. 20 Закона N 184-ФЗ подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.
Согласно ст. 23 Закона N 184-ФЗ обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Если организация приняла решение о проведении добровольной сертификации алкогольной продукции для подтверждения соответствия национальным стандартам с последующей маркировкой этой продукции знаком соответствия системы добровольной сертификации (в частности, знаком "Гарантия качества"), то она должна иметь в виду, что алкогольная продукция подлежит обязательной сертификации в соответствии с вышеназванным Перечнем товаров, подлежащих обязательной сертификации.
Согласно ст. 21 Закона N 184-ФЗ добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Объектами добровольного подтверждения соответствия могут быть продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются определенные требования.
Таким образом, для учета расходов по добровольной сертификации в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль необходимо, чтобы вышеуказанная сертификация проводилась в соответствии с нормами Закона N 184-ФЗ и соответствовала определенным требованиям (отличным от требований, предъявляемых обязательной сертификацией) к алкогольной продукции, установленным стандартами, системами добровольной сертификации и договорами. При этом расходы по добровольной сертификации должны быть в том числе экономически оправданны.
Г.В. Пирогова
Оформление отгрузки товара транзитному покупателю
Обязано ли торговое предприятие выписывать (представлять) накладную на отгрузку товара транзитному покупателю, если оно заключает договоры купли-продажи с покупателями, в которых выступает продавцом товара?
Доходы и расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли, должны отвечать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.
При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. Закона N 129-ФЗ все хозяйственные операции, осуществляемые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов, в том числе накладной (в частности, товарной накладной по форме N ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т, утвержденной постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78).
Учет расходов на приобретение земельных участков
Пунктом 2 ст. 256 НК РФ установлено, что земля не подлежит амортизации. Следовательно, для целей налогообложения прибыли принятие расходов на приобретение земельных участков через начисление амортизации НК РФ не предусмотрено.
В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 254 НК РФ в состав материальных расходов включаются, в частности, расходы на приобретение имущества, не являющегося амортизируемым. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере его ввода в эксплуатацию. НК РФ, а также законодательство о бухгалтерском учете не содержат понятия "введение земельных участков в эксплуатацию". В связи с этим принятие к вычету из налоговой базы в составе материальных расходов стоимости приобретенных земельных участков как имущества, не являющегося амортизируемым, НК РФ не предусмотрено.
При этом согласно подпункту 2 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров), не являющегося амортизируемым имуществом, налогоплательщик вправе уменьшить доход от реализации на цену приобретения (создания) этого имущества.
Учитывая, что в соответствии с п. 2 ст. 38 НК РФ под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), и, принимая во внимание, что согласно ст. 130 ГК РФ земельные участки отнесены к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость), земельные участки для целей НК РФ относятся к имуществу.
Таким образом, на основании подпункта 2 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации земельных участков налогоплательщики вправе уменьшить доход от реализации на величину стоимости приобретения земельных участков, а также на сумму расходов, непосредственно связанных с их реализацией.
Учет арендной платы за арендуемое имущество
ООО, находящееся в стадии ликвидации по решению учредителей, продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность - сдачу в субаренду производственных зданий. При этом арендодатель данного имущества не представлял с 2004 года отчетность по своей деятельности в налоговые органы. В то же время взаимоотношения между вышеуказанными лицами оформлялись соответствующими документами - заключались договоры аренды, выставлялись счета. Являются ли понесенные ООО расходы экономически обоснованными? Кроме того, применяется ли ст. 40 НК РФ, если ООО сдавало в субаренду производственные здания в одном периоде по аналогичной цене, по которой его получало, а в другом периоде - по цене ниже, чем получало?
Согласно ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 настоящего Кодекса).
Расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Под обоснованными расходами в целях налогообложения прибыли понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 10 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество.
Таким образом, расходы на арендную плату за арендуемое имущество по договору аренды, оформленному в соответствии с ГК РФ, могут быть учтены согласно подпункту 10 п. 1 ст. 264 НК РФ, если эти расходы экономически оправданны, связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, и документально подтверждены.
Пока не доказано обратное, предполагается, что цена товаров, работ или услуг, определенная сторонами сделки, соответствует уровню рыночных цен. Статьей 40 НК РФ установлена презумпция соответствия договорной цены уровню рыночных цен и предусмотрены основания и порядок опровержения налоговым органом этой презумпции (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
При этом налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам в случаях, установленных в п. 2 ст. 40 НК РФ.
Что касается непредставления налоговой отчетности организацией - собственником арендованного имущества, то согласно подпункту 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Законом N 129-ФЗ.
Исходя из вышеизложенного при наличии объекта налогообложения, например доходов от сдачи имущества в субаренду, у налогоплательщика возникает обязанность представлять в налоговые органы соответствующие налоговые декларации.
Если при проведении встречных налоговых проверок контрагентов проверяемого налогоплательщика налоговым органом устанавливается, что вышеуказанные организации в налоговом органе не зарегистрированы, то необходимо подтвердить факт отсутствия их государственной регистрации в качестве юридических лиц.
При решении вопроса об учете произведенных расходов в целях налогообложения по документам, представленным налогоплательщиком, оформленным с такими организациями, суды исходят из того, что налогоплательщиком не может быть доказан факт несения произведенных расходов по причине отсутствия контрагентов (например, см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17.10.2002 N А28-4115/02-132/15).
При этом, по мнению судебных органов, налоговый орган должен представить соответствующие доказательства не только отсутствия регистрации организации-контрагента в налоговом органе, но также отсутствия ее постановки на налоговый учет, неприсвоения ИНН, а также иные доказательства фактического отсутствия вышеуказанных контрагентов (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.09.2004 N Ф08-4331/04-1647А).
Таким образом, если будет установлен факт недобросовестности арендодателя, то оснований для учета расходов по арендной плате у арендатора для целей налогообложения прибыли не имеется.
Учет выплаты премии уволенному работнику
Можно ли уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на выплату премии уволенному работнику, если работник организации уволился по собственному желанию? После увольнения был издан приказ о премировании работников организации за прошлый период, куда был включен и уволившийся работник. Выплата подобных премий предусмотрена положением о премировании и трудовыми договорами.
В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
При этом расходы на оплату труда могут относиться к выплатам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, только в случае, если такие выплаты отражены в трудовом договоре, заключаемом между работодателем и работником. Требования, предъявляемые к трудовым договорам, заключаемым между работником и работодателем, предусмотрены разделом III ТК РФ.
Одновременно налогоплательщикам следует иметь в виду, что согласно п. 21 ст. 270 НК РФ расходы налогоплательщиков на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам, не предусмотренных трудовыми договорами, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Расходы на оплату труда признаются в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со ст. 255 НК РФ расходов на оплату труда (п. 4 ст. 272 настоящего Кодекса).
Согласно ст. 144 ТК РФ работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Вышеуказанные системы могут также устанавливаться коллективным договором.
Если премия предусмотрена системой оплаты труда, то у работодателя возникает обязанность выплатить премию, а у работника при выполнении им показателей и условий премирования возникает право требовать выплаты премии.
Премия выплачивается на основании приказа руководителя организации.
Исходя из вышеизложенного расходы организации на выплату премий за квартал, полугодие, 9 месяцев и по итогам работы за год, установленные в соответствии со ст. 144 ТК РФ, в том числе начисленные в следующем налоговом периоде, учитываются для целей налогообложения прибыли в периоде их начисления независимо от фактической выплаты при условии соответствия данных расходов требованиям ст. 255 НК РФ. При этом вышеуказанные расходы должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.
В случае увольнения работника при прекращении трудового договора согласно ст. 140 ТК РФ выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Однако исходя из норм ТК РФ при увольнении работника работодатель обязан осуществить работнику все выплаты, предусмотренные нормами настоящего Кодекса.
В этой связи расходы по выплате уволившемуся работнику премии, предусмотренной коллективным или трудовым договором, либо иным локальным актом организации, начисленной после увольнения работника, но за период нахождения этого работника в трудовых отношениях с работодателем, могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в составе расходов на оплату труда в период ее начисления.
Л.П. Павлова
"Налоговый вестник", N 8, август 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1