Комментарий*(1) к Федеральному закону от 03.06.2006 N 74-ФЗ
"Водный кодекс Российской Федерации"
В соответствии с Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ новый Водный кодекс Российской Федерации (ВК РФ) от 03.06.2006 N 74-ФЗ вводится в действие с 1 января 2007 года и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Со дня введения в действие нового ВК РФ утрачивает силу Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ, а также признаются не действующими на территории Российской Федерации законодательные акты СССР, содержащие нормы, регулирующие водные отношения.
Прежде всего отметим несколько основных причин, вызвавших необходимость разработки и принятия нового ВК РФ.
Российская Федерация отличается от других стран изобилием природных вод, а также уникальным водным побережьем, имеющим протяженность около 60 тысяч километров.
Выявленные запасы пресной воды во всех ее источниках и формах составляют в нашей стране порядка 90 тыс. км/год. Российская Федерация занимает по запасам озерной воды первое место в мире; по этим ресурсам на ее долю приходится около 30% от общемировых. На территории нашей страны расположено более четверти всех вод земного шара, аккумулированных в болотах. Российская Федерация обладает свыше одной пятой части речных ресурсов всего мира.
Однако располагая столь значительными водными ресурсами, Российская Федерация использует в среднем не более 3% речного стока ежегодно. При этом целый ряд регионов страны испытывает острый дефицит в воде, обусловленный в первую очередь неравномерным распределением ресурсов по территории. На наиболее освоенные районы европейской части Российской Федерации, где сосредоточено до 80% населения и производственного потенциала, приходится не более 10% водных ресурсов. Это положение усугубляется значительным загрязнением поверхностных и подземных вод. Практически все поверхностные и часть подземных водных объектов, особенно в европейской части Российской Федерации и в районах размещения крупных промышленных и сельскохозяйственных комплексов, загрязнены сточными и поверхностными водами, а учащающиеся год от года аварии на нефтепроводах, других хозяйственных объектах, сооружениях по очистке сточных вод ведут к еще большей деградации водных объектов и их экологических систем. Качественное состояние и уровень загрязненности речных вод оказывают прямое влияние на их социально-экономическое значение, потенциальные возможности использования на различные цели.
Во-первых, это требует значительных финансовых и материальных усилий, отвлечения больших людских резервов на обеспечение подачи качественной питьевой воды, дополнительных затрат на водоподготовку, предварительную очистку, а иногда на дополнительную межбассейновую переброску качественной воды. Во-вторых, загрязненные стоки и их недостаточное разбавление естественными водными ресурсами наносят огромный ущерб рыбным богатствам и другим жизненно важным гидробионтам. В-третьих, загрязненные стоки усиливают коррозию и износ технических средств, связанных с водой или прямо расположенных в ней. В-четвертых, загрязненное водное пространство значительно снижает рекреационные возможности водоемов и прилегающих к ним территорий, ухудшает возможности туризма.
Следует также отметить, что перспективы социально-экономического развития Российской Федерации и ожидаемая модернизация основных секторов экономики: промышленности, агропромышленного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства - предполагают рост потребности в водных ресурсах.
* * *
Прежний ВК РФ был введен в действие в 1995 году. За прошедший период времени правоприменительная практика выявила потребность в усовершенствовании некоторых положений водного законодательства, а также необходимость приведения отдельных норм в соответствие с изменившимся законодательством Российской Федерации. Так, например, стало очевидным, что этим нормативным правовым актом не в полной мере урегулированы водные отношения и недостаточно развиты основные нормы Конституции Российской Федерации, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), а также принципиальные положения международного водного законодательства.
Учитывая вышеуказанные факторы, новый ВК РФ предусматривает осуществлять использование водных объектов исходя из следующих принципов:
- значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека;
- приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Это означает, что использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду;
- сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования которых устанавливается федеральными законами;
- целевое использование водных объектов;
- приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования;
- равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами (за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством) и к приобретению в собственность водных объектов, которые в соответствии с ВК РФ могут находиться в их собственности;
- регулирование водных отношений в границах бассейновых округов (бассейновый подход); в зависимости от особенностей режима водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей; на основании взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему;
- комплексное использование водных объектов (то есть использование водных объектов одним или несколькими водопользователями);
- платность использования водных объектов;
- экономическое стимулирование охраны водных объектов, предусматривающее, что при определении платы за пользование водными объектами учитываются расходы водопользователей на мероприятия по охране водных объектов.
* * *
В целом новый ВК РФ компактнее предыдущего и состоит из семи глав и шестидесяти девяти статей. Прежний ВК РФ состоял из шестнадцати глав и ста сорока восьми статей.
В главе 1 ВК РФ установлены основные понятия, используемые в настоящем Кодексе. Так, ст. 1 ВК РФ содержит 19 основных понятий, связанных с водопользованием. В прежнем ВК РФ содержалось 30 таких понятий. В настоящее время исключены, в частности, несколько понятий, связанных с лицензированием. К вновь введенным понятиям относятся водное хозяйство; водоотведение; водопотребление; водоснабжение; водохозяйственная система; водохозяйственный участок; охрана водных объектов; речной бассейн.
Глава 1 ВК РФ также дает определение водного законодательства, устанавливает его основные принципы и отношения, регулируемые им.
Помимо нового ВК РФ, водные отношения могут регулироваться другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, а также указами Президента Российской Федерации. При этом вышеуказанные нормативно-правовые акты не должны противоречить ВК РФ и другим федеральным законам (ст. 2 ВК РФ). Из этого следует, что нормы нового ВК РФ имеют приоритет по отношению к другим нормативно-правовым актам, регулирующим отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения). Правительство РФ и уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти в пределах соответствующих полномочий тоже могут принимать нормативно-правовые акты, регулирующие водные отношения. Кроме того, эти акты могут издаваться в пределах своих полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В главе 1 ВК РФ приводится исчерпывающий перечень водных объектов, относящихся как к поверхностным, так и к подземным водным объектам (ст. 5 ВК РФ). Кроме того, указан порядок определения береговой линии для поверхностных водных объектов.
Глава 1 ВК РФ определяет водные объекты общего пользования как общедоступные водные объекты и закрепляет права каждого гражданина иметь доступ к ним, в том числе для их бесплатного использования для личных и бытовых нужд (ст. 6 ВК РФ), хотя здесь же оговорена возможность некоторых ограничений в этой части их использования: приведены виды водопользования, которые могут быть запрещены. Кроме того, федеральными законами и законодательством субъектов Российской Федерации могут быть установлены иные запреты.
* * *
Глава 2 ВК РФ регулирует вопросы, связанные с порядком реализации права собственности на водные объекты.
В частности, в ст. 8 этой главы ВК РФ установлено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). Исключение составляют пруды, обводненные карьеры, расположенные в границах земельных участков, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, физическим или юридическим лицам. Эти водные объекты находятся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, собственности граждан и юридических лиц.
Физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами в соответствии с нормами главы 3 ВК РФ, то есть на основании договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование (ст. 9 ВК РФ).
Главой 2 ВК РФ также предусмотрено, что при прекращении права пользования водным объектом водопользователь обязан прекратить в установленный срок использование водного объекта и обеспечить консервацию или ликвидацию гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах, осуществить природоохранные мероприятия, связанные с прекращением использования водного объекта (ст. 10 ВК РФ).
* * *
Глава 3 ВК РФ определяет порядок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования и соответствующего решения.
В частности, ст. 11-20 ВК РФ регламентированы порядок заключения, изменения и расторжения договора водопользования, ответственность сторон.
В главе 3 ВК РФ приведены конкретные виды водопользования, предоставляемые на основании договоров водопользования. К ним отнесены забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
Эта глава ВК РФ также содержит перечень видов водопользования, при осуществлении которых не требуется заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование. В прежнем ВК РФ применялся иной подход к установлению тех видов водопользования, для осуществления которых не требовалось получения разрешительных документов.
Предоставление соответствующим исполнительным органом государственной власти (или органом местного самоуправления) водопользователю водного объекта или его части в пользование осуществляется за плату по договору водопользования.
ВК РФ определяет основные позиции, которые должен содержать договор водопользования. Перечень этих позиций не является исчерпывающим, так как договор может содержать иные условия по соглашению сторон. Это связано с тем, что условия пользования конкретным водным объектом должны быть в максимально возможной мере прописаны в конкретных договорах.
Глава 3 ВК РФ устанавливает порядок получения преимущественного права на заключение договора водопользования на новый срок (ст. 15 ВК РФ). Эта возможность не может быть использована при заключении договора водопользования по результатам аукциона, так как правила проведения аукционов и выявления на них победителей, установленные ГК РФ, не могут быть применены в данном случае (в соответствии со ст. 447 ГК РФ выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену).
Преимущественное право возникает только при надлежащем исполнении водопользователем своих обязанностей по договору водопользования.
Рассматриваемая глава ВК РФ (в частности, ст. 17) также определяет, что изменение и расторжение договора водопользования осуществляются в соответствии с гражданским законодательством (ст. 450, 451 и 452 ГК РФ).
Порядок предоставления водного объекта в пользование на основании решения и содержание этого решения урегулированы ст. 21-23 ВК РФ, в соответствии с которыми предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства РФ. В иных случаях предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. ВК РФ установлен 30-дневный срок, в течение которого соответствующий орган должен принять решение о предоставлении конкретного водного объекта или такой его части в пользование либо направить мотивированный отказ в таком предоставлении. Каковы при этом могут быть мотивы отказа, пока предположить трудно, поскольку в ВК РФ не содержится каких-либо указаний по данному поводу.
Статья 20 ВК РФ устанавливает, что договор водопользования должен предусматривать плату за пользование водным объектом или его частью. В этой статье ВК РФ определены также принципы установления этой платы: стимулирование экономного использования водных ресурсов, а также охраны водных объектов; дифференциация ставок платы в зависимости от речного бассейна; равномерность поступления платы за пользование водными объектами в течение календарного года.
При реализации этих принципов в ходе введения платы за пользование водными объектами в соответствии с нормами ВК РФ будет, видимо, учтен опыт применения ныне действующих норм главы 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), а также платы за пользование водными объектами, которая взималась с водопользователей до введения в действие вышеуказанной главы НК РФ на основании Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами".
* * *
Главой 4 ВК РФ регулируются вопросы управления в области использования и охраны водных объектов, устанавливаются полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области водных отношений, а также порядок передачи осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, предусмотрено создание бассейновых округов, являющихся основной единицей управления в области использования и охраны водных объектов и состоящих из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и морей. Так, создается 20 бассейновых округов, границы которых утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ. Помимо этого, в целях обеспечения рационального использования и охраны водных объектов будут созданы бассейновые советы, осуществляющие разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов в границах бассейнового округа.
Глава 4 ВК РФ также регулирует порядок проведения государственного мониторинга водных объектов и ведения государственного водного реестра, представляющего собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах (ст. 31 ВК РФ). Напомним, что прежним ВК РФ и изданными на его основании нормативно-правовыми актами предусматривалось ведение государственного водного кадастра Российской Федерации, включающего свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях.
Глава 4 ВК РФ устанавливает гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Федерации (ст. 32 ВК РФ); определяет основные цели при разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов и состав указанных схем (ст. 33 ВК РФ); устанавливает порядок резервирования источников питьевого водоснабжения (ст. 34 ВК РФ). В соответствии со ст. 35 ВК РФ должны быть установлены нормативы допустимого воздействия на водные объекты и целевые показатели качества воды в водных объектах.
Глава 4 ВК РФ также устанавливает задачи государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов (ст. 36 ВК РФ), определяет уполномоченные органы, осуществляющие вышеуказанный контроль, и полномочия Правительства РФ в этой сфере.
* * *
В главе 5 ВК РФ приводятся долговременные цели использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных и дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава леса и иных целей (ст. 37 ВК РФ).
Глава 5 ВК РФ содержит нормы, в соответствии с которыми водопользование подразделяется на два вида, определяемых в зависимости от степени участия в использовании водных объектов, то есть совместно или обособленно, и от способа использования водных объектов, то есть изъятие водных ресурсов с возвратом и без возврата, а также без такового изъятия (ст. 38 ВК РФ).
Установлены права собственников водных объектов. Перечень этих прав не является исчерпывающим. Так, кроме права на самостоятельное использование водных объектов и строительство гидротехнических и иных сооружений на водных объектах, собственникам могут быть предоставлены и иные права, установленные непосредственно ВК РФ и другими федеральными законами (ст. 39 ВК РФ).
Глава 5 ВК РФ содержит прямой запрет как на непосредственно ведение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции водопользователей, так и на принятие различных актов и действий, так или иначе способствующих ограничению конкуренции в сфере водопользования (ст. 40 ВК РФ).
В главе 5 ВК РФ приводится перечень случаев, при которых водопользование может быть приостановлено или ограничено. При этом вышеуказанный перечень не является закрытым и может быть расширен нормами других федеральных законов (ст. 41 ВК РФ).
Водопользователи обязаны осуществлять мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира при использовании водных объектов в ходе проектирования, размещения, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений (ст. 42 ВК РФ).
Рассматриваемая глава ВК РФ регулирует порядок использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; для сброса сточных вод и (или) дренажных вод; для производства электрической энергии; для водного и воздушного транспорта; для сплава леса; для лечебных, оздоровительных, рекреационных целей; для рыболовства и охоты; для разведки и добычи полезных ископаемых; для обеспечения пожарной безопасности.
Глава 5 ВК РФ также устанавливает общие правила использования водных объектов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания (ст. 54 ВК РФ).
* * *
Глава 6 ВК РФ регулирует вопросы охраны водных объектов, в том числе от засорения и загрязнения; определяет зоны, округа санитарной охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами; устанавливает водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы и их размеры. При определении водных объектов, относящихся к особо охраняемым, в главе 6 ВК РФ делается отсылка на соответствующее специальное законодательство. Такой же подход применен и при определении зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций на водных объектах, а также действий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
В частности, главой 6 ВК РФ установлен прямой запрет на некоторые виды работ, ведущие к загрязнению водных объектов. К наиболее опасным из них, безусловно, относятся захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ, а также проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и токсичные вещества (ст. 56 ВК РФ).
Для обеспечения охраны водных объектов, признанных лечебными, устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны (ст. 64 ВК РФ).
* * *
Главой 7 ВК РФ определено, что лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 68 ВК РФ), а лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке (ст. 69 ВК РФ).
* * *
Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ предусмотрено несколько особенностей в применении отдельных норм ВК РФ, в основном это касается переходных процедур. Кроме того, вносятся многочисленные изменения в другие законодательные акты, которые в ряде случаев имеют существенный характер.
Что касается переходных процедур, то Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ установлено, что водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства РФ или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, принятых, выданных и заключенных до введения в действие нового ВК РФ, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.
Разрешены вопросы разграничения собственности на земельные участки, на которых расположены водные объекты.
Внесен ряд изменений и дополнений в следующие законодательные акты Российской Федерации: часть вторую НК РФ, часть первую и часть третью ГК РФ, Земельный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Градостроительный кодекс Российской Федерации, а также в Федеральные законы от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и другие.
В соответствии с изменениями, вносимыми в часть вторую НК РФ, с 1 января 2007 года из числа плательщиков водного налога исключаются организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие нового ВК РФ.
* * *
В заключение следует отметить, что большинство норм нового ВК РФ носят прямой характер, тем не менее имеются и отсылочные нормы. Выше уже говорилось, что Правительство РФ и уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти в пределах соответствующих полномочий могут принимать нормативно-правовые акты, регулирующие водные отношения.
Так, Правительство РФ:
- определяет порядок утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах общего пользования (ст. 6 ВК РФ);
- определяет случаи заключения договора водопользования (в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей) по результатам аукциона, а также утверждает порядок проведения этого аукциона (ст. 16 ВК РФ);
- устанавливает ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, а также порядок расчета и взимания такой платы (ст. 20 ВК РФ);
- принимает решение о предоставлении водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 21 ВК РФ). Кроме того, Правительство РФ утверждает порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (ст. 23 ВК РФ);
- определяет порядок утверждения границ бассейновых округов, устанавливает порядок создания и деятельности бассейновых советов (ст. 28 ВК РФ);
- устанавливает порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов. При этом организацию и осуществление государственного мониторинга водных объектов проводят уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти с участием уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 30 ВК РФ);
- устанавливает порядок ведения государственного водного реестра, осуществляемого уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; устанавливает размер платы за предоставление копий документов, содержащихся в указанном реестре (ст. 31 ВК РФ);
- утверждает порядок установления границ гидрографических единиц и водохозяйственных участков. В свою очередь, уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти утверждают количество гидрографических единиц и их границы. Гидрографическими единицами являются речной бассейн и подбассейн реки, впадающей в главную реку речного бассейна (ст. 32 ВК РФ);
- устанавливает порядок разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы. При этом сами схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, рассматриваются бассейновыми советами и утверждаются для каждого речного бассейна указанным уполномоченным федеральным органом (ст. 33 ВК РФ);
- определяет порядок резервирования источников питьевого водоснабжения (ст. 34 ВК РФ);
- устанавливает порядок утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты, а также целевых показателей качества воды в водных объектах. При этом целевые показатели качества воды в водных объектах разрабатываются уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти для каждого речного бассейна или его части с учетом природных особенностей речного бассейна, а также с учетом условий целевого использования водных объектов, расположенных в границах речного бассейна (ст. 35 ВК РФ);
- определяет критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов. При этом государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ст. 36 ВК РФ);
- устанавливает перечень должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, а также порядок осуществления указанного государственного контроля (ст. 36 ВК РФ);
- определяет порядок использования поверхностных водных объектов для взлета, посадки воздушных судов (ст. 47 ВК РФ);
- устанавливает порядок утверждения Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства (ст. 69 ВК РФ).
Кроме того, уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти утверждаются для каждого водохранилища правила использования водных ресурсов водохранилища и правила технической эксплуатации и благоустройства водохранилища. Этим же органом устанавливаются режимы пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки водохранилищ (ст. 45 ВК РФ).
Для реализации вышеуказанных норм ВК РФ Правительство РФ должно принять не менее шестнадцати соответствующих нормативно-правовых актов с отменой ряда действующих в настоящее время актов, регулирующих водопользование в Российской Федерации.
В.В. Петрунин,
государственный советник Российской Федерации 3 класса
"Налоговый вестник", N 8, август 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Комментарий к особенностям платежей за водопользование в связи с принятием нового Водного кодекса Российской Федерации см.: НВ: комментарии+ - 2006. - N 9.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1