На балансе организации, оказывающей услуги по перевозке пассажиров городским транспортом, находятся различные объекты обслуживающих производств и хозяйств, в том числе медпункты, которые осуществляют установленный законом предрейсовый контроль водителей городского транспорта, оказывают первую неотложную помощь на производстве, осуществляют обязательные предварительные и периодические медосмотры работников, подверженных влиянию вредных факторов на производстве, а также реализуют свои услуги сторонним лицам. Как правильно учесть в целях налогообложения прибыли расходы на содержание и функционирование объектов обслуживающих производств и хозяйств, в том числе медпунктов?
Налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по вышеуказанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности в порядке, установленном ст. 275.1 НК РФ.
Перечень объектов, признаваемых обслуживающими производствами и хозяйствами, объектами жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и объектами социально-культурной сферы в целях главы 25 НК РФ, установлен ст. 275.1 настоящего Кодекса. При этом, по нашему мнению, факт оказания услуг подразделениями и службами ЖКХ и социально-культурной сферы одновременно и своим работникам, и сторонним лицам не является квалифицирующим в признании соответствующих объектов объектами обслуживающих производств и хозяйств.
Полагаем, что если вышеуказанные объекты прямо указаны в ст. 275.1 НК РФ как объекты обслуживающих производств и хозяйств, то вне зависимости от того, оказываются услуги через такие объекты как своим работникам, так и сторонним лицам либо только сторонним лицам, налогообложение этих объектов должно производиться с учетом требований ст. 275.1 настоящего Кодекса.
Перечисленные в ситуации объекты, числящиеся на балансе организации, поименованы в ст. 275.1 НК РФ в качестве объектов обслуживающих производств и хозяйств, и, следовательно, налоговая база по деятельности организации, связанной с использованием данных объектов, определяется отдельно в соответствии с положениями ст. 275.1 настоящего Кодекса.
Что касается расходов на содержание медпунктов, дополнительно необходимо учитывать следующее.
Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в системе здравоохранения в качестве самостоятельных учреждений не предусмотрены такие подразделения, как медпункт или здравпункт.
В то же время согласно ст. 212 и 213 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работодатель обязан обеспечивать безопасные условия труда и не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, в частности, это относится к работникам, занятым на производствах, связанных с движением транспорта.
Кроме того, Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры.
Следовательно, организации, обязанные в соответствии с установленным законодательством порядком осуществлять медицинское освидетельствование водителей, вправе открывать медпункты, входящие в состав их организации.
Согласно подпункту 7 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Учитывая вышеизложенное, полагаем, что в состав расходов, связанных с производством и реализацией, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль по основному виду деятельности организации, могут быть включены затраты на содержание медпункта, находящегося непосредственно на территории организации, в той их части, которая относится к деятельности медпунктов, обусловленной требованиями законодательства.
Налоговая база в отношении иной деятельности медпунктов определяется отдельно в соответствии с требованиями ст. 275.1 НК РФ.
Л.В. Полежарова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
1 августа 2006 г.
"Налоговый вестник", N 8, август 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1