г. Пермь
27 ноября 2008 г. |
Дело N А60-17154/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 ноября 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Никольской Е.О.
судей Паньковой Г.Л., Няшина В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровой З.В.
при участии:
от заявителя - Министерства общего и профессионального образования Свердловской области: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
от заинтересованного лица - Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Главсредуралстрой": не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 сентября 2008 года
по делу N А60-17154/2008,
принятое судьей Морозовой Г.В.
по заявлению Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Свердловской области
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Главсредуралстрой"
о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество,
установил:
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения Красноуфимского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области (далее - УФРС по Свердловской области, заинтересованное лицо) от 16.06.2008 N 05/035/2008-479 об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 7-10).
Определением суда от 29.07.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Главсредуралстрой" (далее - ООО "УК "Главсредуралстрой", третье лицо) - л.д. 1-2.
Решением суда от 29.09.2008 требования удовлетворены, решение УФРС по Свердловской области от 16.06.2008 N 05/035/2008-479 об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним признано недействительным, УФРС по Свердловской области обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления регистрации государственного контракта от 07.04.2008 N 84 (л.д. 55-60).
УФРС по Свердловской области, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 29.09.2008 отменить, в удовлетворении требований отказать. Полагает, что суд при принятии решения не дал оценку тому факту, что в соответствии с п. 5.5 раздела V Положения "О министерстве общего и профессионального образования Свердловской области" имущество, приобретенное Министерством по договорам или иным основаниям, поступает в оперативное управление Министерства, тогда как Закон N 214-ФЗ не содержит каких-либо ссылок на то, что у участника долевого строительства может возникнуть право хозяйственного ведения или оперативного управления. Указанное, по мнению заинтересованного лица, свидетельствует о том, что казенные предприятия и учреждения не вправе быть участниками долевого строительства, а представленные заявителем на государственную регистрацию государственного контракта от 07.04.2008 N 84 документы по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу УФРС по Свердловской области - без удовлетворения. Считает, что решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.09.2008 является законным и обоснованным.
ООО "УК "Главсредуралстрой" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, представителей для участия в судебном заседании не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. От заявителя и заинтересованного лица поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 07.04.2008 между ООО "УК "Главсредуралстрой" (застройщик) и Министерством (государственный заказчик - участник долевого строительства) заключен государственный контракт N 84 на долевое строительство жилья для граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - государственный контракт), предметом которого является участие в долевом строительстве 4 жилых помещений общей площадью 138,88 кв.м для граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по адресу: Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Манчажская, д. 34б, и передача указанных жилых помещений в государственную казну Свердловской области после получения разрешения на ввод в эксплуатацию всего многоквартирного жилого дома (л.д. 14-18).
В соответствии с п. 1.2 государственного контракта застройщик принимает на себя обязательства по безусловному выполнению условий контракта по строительству упомянутых жилых помещений, а государственный заказчик - участник долевого строительства обязуется оплатить за счет средств областного бюджета строительство жилых помещений для граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 4.2.5 государственного контракта застройщик совместно с государственным заказчиком - участником долевого строительства обязан осуществить действия по государственной регистрации контракта.
Ни сторонами, ни иными заинтересованными лицами в установленном законом порядке государственный контракт оспорен не был.
06.06.2008 документы для регистрации государственного контракта представлены в УФРС по Свердловской области.
16.06.2008 УФРС по Свердловской области принято решение об отказе в государственной регистрации государственного контракта со ссылкой на положения абз. 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", так как документы, представленные на государственную регистрацию прав по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (л.д. 19-20).
Считая указанное решение незаконным, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним признается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Согласно ст. 13, 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В силу абз. 4 п. 1 ст. 20 указанного Закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Признавая незаконным решение УФРС по Свердловской области об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, суд руководствовался положениями ст. 124, 125 Гражданского кодекса РФ, ст. 13 Закона Свердловской области N 58-03 от 24.12.1996 "Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области", п. 5 Положения о Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области N 295-ПП от 08.04.2008, и пришел к обоснованному выводу о том, что Министерство, действующее при заключении государственного контракта с целью реализации социальных программ и без цели извлечения прибыли, вправе выступать в отношениях по долевому строительству жилья как участник долевого строительства.
Действие Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" распространяется на отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений (ст. 2 Закона), под которой понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта (ст. 1 Закона).
Таким образом, учитывая, что государственный контракт заключен в целях реализации социальной программы и без цели извлечения прибыли, вывод суда первой инстанции о том, что к данным правоотношениям не подлежит применению Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", является верным.
К отношениям сторон по государственному контракту судом обоснованно применены положения Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", поскольку в силу ч. 1 ст. 1 данного закона он регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства.
Положениями ч. 3 ст. 4 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлено специальное требование к форме договора об участии в долевом строительстве - договор подлежит государственной регистрации, и считается заключенным с момента такой регистрации.
Следовательно, является правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости государственной регистрации государственного контракта.
Из текста государственного контракта N 84 на долевое строительство жилья для граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 07.04.2008 (п. 1.1, 4.1.3, 4.2.4 контракта) и положений п. 7 Порядка обеспечения в 2008 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 21.05.2008 N 479-ПП, следует, что жилые помещения, приобретенные в соответствии с государственным контрактом, передаются в казну Свердловской области, после чего в установленном порядке распределяются среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с передачей в муниципальную собственность.
Возникновение у Министерства права оперативного управления на жилые помещения, приобретаемые в соответствии с государственным контрактом, контракт не предполагает. Изложенные в апелляционной жалобе доводы на фактических обстоятельствах дела не основаны и не могут быть признаны судом апелляционной инстанции состоятельными.
Доказательств того, что представленный для государственной регистрации государственный контракт N 84 на долевое строительство жилья для граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 07.04.2008 не соответствует требованиям закона, суду не представлено. Обоснованность отказа в государственной регистрации УФРС по Свердловской области не доказана.
Таким образом, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в его регистрации. Заявленные требования удовлетворены судом правомерно.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и основаны на всесторонней оценке всех имеющихся в материалах дела доказательств в совокупности. Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции допущено не было.
Правовые основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с ч. 4 ст. 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы в виде государственной пошлины, уплаченной в связи с подачей апелляционной жалобы, относятся на заявителя жалобы (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.09.2008 года по делу N А60-17154/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Е.О. Никольская |
Судьи |
Г.Л. Панькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-17154/08
Заявитель: Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области
Третье лицо: ООО "УК "Главсредуралстрой"
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8817/08