Юридическое лицо, являющееся резидентом Федеративной Республики Германия, намерено произвести поставку строительного оборудования для российской организации и осуществить шефмонтаж по его установке. Выполнение шефмонтажных работ должно производиться силами персонала немецкой компании.
В целях избежания нарушений налогового законодательства необходимо ли немецкой компании зарегистрироваться в налоговом органе по месту осуществления шефмонтажа поставленного оборудования? Необходимо ли немецкой компании открыть постоянное представительство на территории Российской Федерации и осуществить его постановку на учет в налоговом органе?
Одной из форм присутствия иностранной организации в Российской Федерации является представительство. Именно сотрудники представительства иностранного хозяйствующего субъекта проводят маркетинговые исследования, подготавливают соглашения, заключают контракты в целях выполнения различных работ, оказания услуг и т.п.
Известно, что налоговая юрисдикция государства распространяется не только на его налоговых резидентов, но и на иностранных юридических и физических лиц - нерезидентов, которые извлекают доходы на территории этого государства от предпринимательской деятельности, используя имущество либо имущественные права или осуществляя инвестирование в различных его формах.
В настоящее время аккредитацией представительств иностранных организаций занимаются в Российской Федерации различные организации, в том числе Государственная регистрационная палата (ГРП) при Минюсте России и негосударственная некоммерческая Торгово-промышленная палата Российской Федерации.
При этом согласно абзацу третьему ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" аккредитацию представительств иностранных организаций должен осуществлять федеральный орган исполнительной власти. Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 21.12.1999 N 1419 "О федеральном органе исполнительной власти, ответственном за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций и аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц" ответственность за аккредитацию представительств возложена на Минэкономразвития России.
Непосредственное же выполнение процедур по аккредитации по предложению вышеуказанного министерства возложено на орган юстиции - ГРП.
Аккредитация предоставляется представительствам иностранных организаций на период от 3 до 5 лет и при необходимости может быть продлена. На ГРП также возложены полномочия по ведению сводного государственного реестра аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных организаций.
При этом процедура аккредитации представительств иностранных организаций аналогична по содержанию процедуре государственной регистрации российских юридических лиц, которая осуществляется налоговыми органами.
Читателям журнала необходимо учитывать, что определяющим критерием для квалификации деятельности иностранной организации в Российской Федерации как осуществляемой через постоянное представительство является регулярность ее осуществления.
Так, в соответствии с п. 3 ст. 306 НК РФ постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярной предпринимательской деятельности. При этом в соответствии с п. 3 ст. 306 НК РФ при пользовании недрами и (или) использовании других природных ресурсов постоянное представительство иностранной организации считается образованным с более ранней из следующих дат: даты вступления в силу лицензии (разрешения), удостоверяющей право этой организации на соответствующую деятельность, или даты фактического начала последней. Согласно п. 3 ст. 308 НК РФ началом существования строительной площадки считается более ранняя из следующих дат: дата подписания акта о передаче площадки подрядчику или дата фактического начала работ.
Постановка на учет в налоговом органе иностранных организаций, осуществляющих строительно-монтажные работы на территории Российской Федерации, производится исходя из того, что каждая строительная площадка рассматривается с момента начала работ как самостоятельное отделение иностранного юридического лица.
При этом согласно разделу 2 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124, иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через отделения, обязаны встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности независимо от того, будет в дальнейшем их деятельность признана подлежащей налогообложению или нет в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными налоговыми соглашениями.
Согласно п. 1 ст. 308 НК РФ под строительной площадкой иностранной организации на территории Российской Федерации понимается, в частности, место строительства новых и (или) ремонта существующих объектов недвижимого имущества, а также место строительства и (или) монтажа машин и оборудования, нормальное функционирование которых требует жесткого крепления на фундаменте или к конструктивным элементам зданий, сооружений или плавучих сооружений.
Таким образом, работы по производству шефмонтажа оборудования, его пуску и наладке относятся к понятию работ, относящихся к стройплощадке, и, следовательно, в случае производства таких работ иностранная организация обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления таких работ.
При осуществлении на стройплощадке ремонтных, отделочных и других работ, не подпадающих под определение "строительная площадка", иностранная организация должна встать на учет в налоговом органе не позднее 30 дней с начала таких работ.
Кроме того, деятельность субподрядчиков - иностранных организаций, привлекаемых генподрядчиками для выполнения строительно-монтажных работ на территории Российской Федерации, рассматривается как самостоятельное отделение каждого из субподрядчиков, которое также подлежит постановке на учет в налоговом органе.
Т.Я. Кобзева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
1 августа 2006 г.
"Налоговый вестник", N 8, август 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1