г. Томск |
Дело N 07АП-2794/09 |
29.04.2009 г. |
|
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Хайкиной С.Н.
судей: Кулеш Т.А., Залевская Е.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Залевской Е.А.
при участии:
от заявителя: Чумаков В.В.
от ответчика: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Алтайской таможни на решение Арбитражного суда Алтайского края от 16.03.2009 года по делу N А03-834/2009 по заявлению ООО "Первый Терминал ЛТД" к Алтайской таможни об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 16.15 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Первый Терминал ЛТД" (далее по тексту ООО "Первый Терминал ЛТД", Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Алтайской таможне о признании недействительным постановления от 15.01.2009 года N 10605000-2315/2008 о привлечении к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 16 марта 2009 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Алтайская таможня обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда первой инстанции отменить, в том числе указывая на то, что таможенным законодательством прямо предусмотрена обязанность владельца СВХ вести учет хранимых товаров и представлять в таможенные органы отчетность об их хранении; обязательное участие владельца СВХ в проведении таможенного досмотра не предусмотрено нормами ТК РФ; вина Общества в совершении административного правонарушения подтверждена материалами дела.
В судебном заседании представитель заявителя по делу возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Алтайская таможня о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствии Алтайской таможни.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя лица, участвующего в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "Первый Терминал ЛТД", являясь владельцем склада временного хранения, 22 июля 2008 года представило таможенному органу в таможенный орган отчет N 10605040/220708/1000012 (N 10605040/220708/000090) по форме Д01 о принятии товаров на хранение в количестве 23626 кг. Вместе с отчетом представлен коммерческий акт, из которого следует несоответствие фактически размещенного товара сведениям, указанным в инвойсах N XZ-007052 от 30.11.2007 года.
При проведении таможенного досмотра N 10605040/181108/100043 установлено, что фактически товар находится в 1041 грузовом месте, общим весом 24 691 кг.
Обнаружены товары, сведения о которых отсутствовали в указанном отчете ДО 1 N 10605040/220708/000090, а именно: перчатки боксерские (детские) 3 грузовых места, вес брутто 61,8 кг., азбука на батарейках 5 грузовых места, вес брутто 98,7 кг.
Сведения о части товаров не соответствуют по весу и количеству сведениям о товарах, указанных в ДО 1 N 10605040/220708/000090, а именно: куклы в ДО 1 - 16 мест (708 кг) - АТД - 18 мест (368 кг), игрушки пластмассовые для детей, в наборах в ДО 1 - 78 мест (1888 кг) - АТД - 107 мест (2420 кг), игрушки для детей музыкальные в ДО 1 - 28 мест (678 кг) - АТД -24 места (597 кг), игрушечное оружие в ДО 1 - 57 мет (1341 кг) -АТД - 46 мест (1204,6 кг), панно в До 1 - 15 мест (780 кг) - АТД - 15 мест (794,6 кг), инструменты музыкальные, ударные в ДО 1 -9 мест (112 кг) - АТД - 9 мест (102,5 кг), кабель электрический, в бутах в ДО 1 - 1 место (50 кг) - АТД - 1 место (40,8 кг), запасные части для автомобилей в ДО 1 - 554 места (12262 кг) -АТД - 543 места (13482 кг).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 25.12.2008 года протокола об административном правонарушении N 10605000-2315/2008.
Постановлением от 15.01.2009 года по делу об административном правонарушении N 10605000-2315/2008 ООО "Первый Терминал ЛТД" привлечено к административной ответственности по статье 16.15 КоАП РФ за непредставление в установленный срок в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия субъективной стороны правонарушения в действиях Общества, что исключает возможность привлечения лица к административной ответственности.
Данный вывод признается судом апелляционной инстанции обоснованным на основании следующего.
Согласно пункту 2 статьи 108 Таможенного кодекса РФ владелец склада временного хранения осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены Таможенным кодексом РФ.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 112 Таможенного кодекса РФ владелец склада временного хранения обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о хранении таких товаров.
Статьей 364 Таможенного кодекса РФ установлен круг лиц, обязанных по требованию таможенных органов представить в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах по формам, определяемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, к которым относится и владелец склада временного хранения.
Форма и порядок представления таможенному органу отчетности регламентированы Правилами совершения таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденными приказом Государственного таможенного комитета от 03.09.2003 N 958 (далее - Правила).
Пунктом 27 Правил предусмотрено, что владелец СВХ обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в подразделение таможенного органа отчетность об их хранении (пункт 2 статьи 112 Таможенного Кодекса) по формам, установленным указанным пунктом, в том числе ДО1- отчетность, формируемая при принятии товаров на хранение на СВХ.
В соответствии с пунктом 15 Правил, если в процессе принятия товаров на хранение устанавливаются факты повреждения или порчи товаров, а также несоответствие их наименования и количества, количества грузовых мест, характера и способов упаковки и маркировки, веса брутто (в килограммах) либо объема (в кубических метрах) указанным в транспортных или коммерческих документах, владелец СВХ извещает об этом подразделение таможенного органа путем представления соответствующих документов, которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации и обычаями делового оборота фиксируются данные обстоятельства.
Из содержания указанных положений Правил не следует, обязанность владельца СВХ при помещении товаров на склад устанавливать фактический вес товара путем его взвешивания.
В данном случае при помещении товара на СВХ Общество установило несоответствие фактически размещенного товара, сведениям, указанным в инвойсах N XZ-007052 от 30.11.2007 года, что отразило в коммерческом акте, который представило таможенному органу вместе с ДО 1.
Исходя из системного анализа Правил (приложений к ним и примечаний к приложениям) не представляется возможным признать, что на подзаконном уровне имеется четкая правовая регламентация действий владельца СВХ (порядка заполнения им отдельных граф отчетной формы) в случаях необходимой корректировки отчетных сведений на документальной основе.
Вместе с тем, в силу частей 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенных норм статьи 2.1 КоАП РФ правонарушением признается деяние, сопряженное с противоправным посягательством на охраняемые законом общественные отношения, отсутствием должной степени заботливости и осмотрительности в целях соблюдения правопорядка.
В силу положений части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Как следует из материалов дела, отчет по форме ДО 1 составлен Обществом 22 июля 2008 года. После этого владелец товара производил с разрешения таможенного органа отбор проб и образцов, вскрытие грузовых мест для уточнения артикулов товара и переупаковку, в результате чего количество грузовых мест увеличилось с 1031 до 1041 мест, что подтверждается материалами административного дела.
Кроме того на момент составления протокола об административном правонарушении 25.12.2008г. товар уже не находился на складе временного хранения, так как владелец товара с разрешения таможенного органа переместил его на Новосибирский таможенный пост, в связи с чем Общество не имело возможности проверить достоверность данных таможенного досмотра.
Учитывая изложенное, Алтайской таможней не представлено доказательств, с достоверностью позволяющих установить, что на момент составления акта досмотра и привлечения Общества к административной ответственности количество мест и вес товара фактически был таким же, как и при принятии товара ООО "Первый Терминал ЛТД" на СВХ.
Вывод суда первой инстанции о незаконности принятого Алтайской таможней постановления о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 16.15 КоАП РФ соответствует фактически установленным обстоятельствам дела, основан на правильном применении норм материального права, оснований для переоценки которого, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 16.03.2009 года по делу N А03-834/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Хайкина С. Н. |
Судьи |
Залевская Е.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-834/2009
Истец: ООО "Первый Терминал ЛТД"
Ответчик: Алтайская таможня
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2794/09