г. Чита |
Дело N А58-9239/07 |
"12" мая 2008 г. |
-04АП-1193/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 мая 2008 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Желтоухова Е.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу конкурсного управляющего МУМ МО "НР" "УЖК" Илюшко Н.Б.
(наименование лица, подавшего апелляционную жалобу и его процессуальное положение)
на Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03 марта 2008 года по делу N А58-9239/2007, по заявлению МУП МО "Нерюнгринский район" "Управление жилищного хозяйства" к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Нерюнгринском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) о признании недействительным требования, принятое судьей А.Н. Устиновой,
(фамилии, инициалы судей, принявших решение)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "Нерюнгринский район" "Управление жилищного хозяйства" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нерюнгринском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) о признании недействительным требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем N 1531 по состоянию на 06.11.2007г.
Решением от 03 марта 2008 г. суд в удовлетворении заявленных требований отказал, в обоснование указав, что требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном статьей 855 ГК РФ порядке.
Не согласившись с указанным решением, конкурсный управляющий МУМ МО "НР" "УЖК" Илюшко Н.Б. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции признать недействительным. Считает, что требование ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Нерюнгринском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) не соответствует нормам Налогового кодекса РФ, нарушает законные права и интересы предприятия, в требовании об уплате налога указаны неверные суммы недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, что подтверждается копиями платежных поручений о перечислении сумм по накопительной и страховой частям пенсии.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 22.04.2008г.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 22.04.2008г.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15.06.2006г. по делу N А58-3790/2003 муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "Нерюнгринский район" "Управление жилищного хозяйства" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства сроком на один год.
Определением Арбитражного суда PC (Я) от 29.06.2006г. конкурсным управляющим должника - МУП МО "HP" "Управление жилищного хозяйства" утверждена арбитражный управляющий Илюшко Наталья Борисовна.
Определениями Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02.08.2007г., от 04.02.2008г. процедура конкурсного производства в отношении МУП МО "HP" "Управление жилищного хозяйства" по ходатайству конкурсного управляющего продлена сроком до 04.08.2008г.
18.07.2007г. предприятием в налоговый орган представлен расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за полугодие 2007 г.
ГУ - УПФ в Нерюнгринском улусе PC (Я) выставила МУМ МО "НР" "УЖК" требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов организацией-страхователем N 1531 по состоянию на 06.11.2007г.
Не согласившись с указанным требованием, МУП МО "HP" "Управление жилищного хозяйства" обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Согласно указанному расчету по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам за полугодие 2007 г. предприятием начислены страховые взносы всего 1 822 489, 40 рублей, в том числе на страховую часть трудовой пенсии - 1 657 031, 78 рублей, на накопительную часть -165 457, 62 рублей.
Согласно реестру поступления платежей от страхователя за период с 01.01.2007г. по 17.12.2007г. страхователем уплачено страховых взносов на страховую часть -1679869,14 рублей, на накопительную часть - 168278,42 рублей, платеж, произведенный страхователем 09.01.2007г. был отнесен в качестве погашения задолженности по страховым взносам за 2006 год.
Платеж на страховую часть в размере 224572,28 руб., на накопительную часть - 23326,91 руб., согласно платежным поручениям N N 223, 224 от 21.05.2007г., о которых указывается в апелляционной жалобе, как следует из реестра поступления платежей, были учтены органом ПФР за первое полугодие 2007 г.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы, что данные платежи не были учтены, подлежат отклонению.
Учитывая изложенное, за предприятием на момент выставления оспариваемого требования имелась задолженность по страховым взносам в сумме 658 437, 39 рублей, в том числе на страховую часть - 593 587, 59 рублей, на накопительную часть - 64 849, 80 рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
В соответствии с частью 1 статьи 23 указанного Закона под расчетным периодом понимается календарный год.
Расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 15.12.2001г. N 167-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 Федерального закона.
Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона.
Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, страхователь обязан уплатить начисленные согласно представленному расчету страховые взносы за отчетный период, в данном случае за полугодие 2007 г., в том числе образовавшуюся задолженность.
Ошибочное указание в требовании "за 2 квартал 2007 г." не влияет на обязанность страхователя уплатить страховые взносы за отчетный период - полугодие 2007 г.
Доводы апелляционной жалобы в этой части подлежат отклонению по вышеуказанным мотивам.
В апелляционной жалобе заявитель также указал, что сумма недоимки, указанная в оспариваемом требовании начислена в период процедуры конкурсного производства предприятия, поскольку предприятие-должник находится на стадии банкротства (конкурсное производство) и реестр кредиторов закрыт, в силу пункта 4 статьи 142 ФЗ N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О несостоятельности банкротстве" от 26.10.2002г. N 127-ФЗ (в ред. от 05.02.2007г.) под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
В соответствии с частью 2 вышеуказанной статьи Закона требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов за полугодие 2007 г. у предприятия возникла после признания его банкротом и открытия процедуры конкурсного производства, в связи с этим образовавшаяся недоимка по страховым взносам является текущей задолженностью и подлежит взысканию вне рамок дела о банкротстве.
Пунктом 15 Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" установлено, что при применении пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве судам необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (пункт 5 статьи 134 Закона).
Пунктом 5 статьи 134 Закона о банкротстве установлено, что при оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном статьей 855 ГК РФ порядке.
Кроме того, судам следует принимать во внимание особую правовую природу и назначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы. Предусмотренный статьями 94, 95 Закона о банкротстве мораторий на удовлетворение требований кредиторов на данные требования не распространяется.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что требование об уплате страховых взносах, пеней и штрафов по состоянию на 06.11.2007г. N 1531 соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 15.12.2001г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
При подаче апелляционной жалобы заявителю была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины.
На основании ст.110 Арбитражного процессуального Кодекса РФ с заявителя в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
1.Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03.03.2008г., принятое по делу N А58-9239/2007, оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Нерюнгринский район" "Управление жилищного хозяйства" без удовлетворения.
2.Взыскать с Муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Нерюнгринский район" "Управление жилищного хозяйства" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. Выдать исполнительный лист.
3.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-9239/07
Заявитель: МУП МО "НР" "Управление жилищного хозяйства"
Ответчик: ГУ УПФР в Нерюнгринском районе РС (Я)
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Нерюнгри Республики Саха (Якутия)
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1193/08