02 июня 2008 г. |
|
г. Ессентуки |
Дело N А25-1246/07-14 |
|
Апелляционное производство N 16АП-648/08 (1) |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 мая 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июня 2008 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В.,
судьи: Цигельников И.А., Фриев А.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аскаровой Ю.Ш.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.02.2008 по делу N А25-1246/07-14
по заявлению Военного прокурора Ракетных войск стратегического назначения
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Карачаево-Черкесской Республике,
третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, Войсковая часть 20096
о признании недействительным нормативного правового акта,
с участием представителей:
от Межрайонной инспекции ФНС N 2 по Карачаево-Черкесской Республики - представители Чотчаев Расул Ибрагимович (доверенность от 10.01.2008 N 03-14/10), Труфанов Виктор Николаевич (доверенность от 17.01.2008 N 03-14/134);
от Военной прокуратуры Ракетных войск стратегического назначения - представитель Мишин Сергей Алексеевич (доверенности от 23.04.2008 N 427/4-1700).
от Министерства обороны РФ представитель - Демченко Иван Евгеньевич (доверенность от 02.10.2007 N 344/8/3769);
от Войсковой части 20096 представитель - Демченко Иван Евгеньевич (доверенность от 23.01.2008 N 143).
УСТАНОВИЛ
Военный прокурор Ракетных войск стратегического назначения (далее - заявитель, прокурор РВСН) обратился в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики в интересах Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Карачаево-Черкесской Республики (далее - налоговый орган, налоговая инспекция) от 20.11.2002 N 0151 о государственной регистрации юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002, в связи с внесением сведений в Единый государственный реестр юридических лиц ( далее ЕГРЮЛ) в отношении Войсковой части 20096, об обязании налогового органа аннулировать запись о включении в Единый государственный реестр юридических лиц Войсковой части 20096.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.02.2008 по делу N А25-1246/07-14 заявление Военного прокурора Ракетных войск стратегического назначения удовлетворено. Решением Межрайонной инспекции ФНС N 2 по Карачаево-Черкесской Республики от 20.11.2002 N 0151 о внесении Войсковой части 20096 в Единый государственный реестр юридических лиц признано недействительным, как несоответствующее Гражданскому кодексу РФ и Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Межрайонная инспекция ФНС N 2 по Карачаево-Черкесской Республики обязана внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц, исключив из него запись в отношении Войсковой части 20096 в срок до 27.03.2008.
Не соглашаясь с указанным решением, Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Карачаево-Черкесской Республики обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 19.02.2008 по делу N А25-1246/07-14 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Налоговая инспекции считает решение от 20.11.2002 N 0151 о внесении Войсковой части 20096 в Единый государственный реестр юридических лиц законным, поскольку 10.10.1995 Постановлением главы администрации Зеленчукского района N 308 Воинская часть N 20096 была включена в Государственный реестр предприятий и поставлена на налоговый учет. Судом первой инстанции принято необоснованное решение в связи с неправильным применением норм материального права.
В судебном заседании представители Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Карачаево-Черкесской Республики доводы апелляционной жалобы поддержали, просят решение отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять новый судебный акт, апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании представители Военного прокурора Ракетных войск стратегического назначения, Министерства обороны Российской Федерации, Войсковой части 20096 с доводами апелляционной жалобы не согласны, поддержали доводы отзывов, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив правильность решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.02.2008 по делу N А25-1246/07-14 в апелляционном порядке в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Войсковая часть 20096 образована на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.04.1980, в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных сил СССР от 12.01.1979 N 314/7/0010 и Главного штаба Войск ПВО от 05.02.1979 N 665/1/00673, переформирована на основании директивы начальника Генштаба Войск ПВО от 10.07.1980 N 665/1/00673.
10.10.1995 главой администрации Зеленчукского района Карачаевой-Черкесской Республики на основании Карты постановки на налоговый учет и включения в Государственный реестр предприятий, принято постановление N 308 о регистрации Войсковой части 20096.
20.11.2002 Межрайонной инспекцией МНС России N 2 по Карачаево-Черкесской Республики принято решение N 0151 о государственной регистрации юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002, в отношении Войсковой части 20096. На основании указанного решения в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о Войсковой части 20096 за основным регистрационным номером 1020900975479.
Проверкой соблюдения законодательства, регулирующего порядок регистрации в качестве юридических лиц воинских формирований, Военной прокуратурой РВСН было установлено, что Войсковая часть N 20096 никогда не являлась юридическим лицом и была незаконно внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, в связи с чем Военный прокурор РВСН обратился в суд с заявлением о признании решения налогового органа незаконным, исключении Воинской части 20096 из ЕГРЮЛ.
Судом первой инстанции установлено, что Вооруженные Силы Российской Федерации могут создаваться и существовать только в форме государственного учреждения.
Согласно подпункту 9 пункта 11 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 11.11.1998 N 1357, действовавшего на момент принятия регистрирующим органом оспариваемого решения, полномочиями по принятию решения о создании федерального государственного учреждения Министерства обороны РФ обладал Министр обороны Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ "О государственной регистрации юридических лиц" от 12.09.2003 N 324 отдельным органам военного управления, входящим в состав Вооруженных Сил РФ, был придан статус федеральных государственных учреждений с последующим внесением в Единый государственный реестр юридических лиц.
Постановлением Правительства РФ от 10.02.2004 N 71 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений" решение о создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений полномочно принимать Правительство Российской Федерации. При этом устав федерального государственного учреждения утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), по согласованию с Министерством имущественных отношений Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, государственная регистрация воинских частей и организаций в организационно-правовой форме федеральное государственное учреждение Министерства обороны Российской Федерации осуществляется при представлении в регистрирующий (налоговый) орган распорядительного акта Правительства Российской Федерации о создании вышеуказанного юридического лица. Учредительные документы федерального государственного учреждения Министерства обороны Российской Федерации (устав или общее положение об организациях данного вида), представляемые при государственной регистрации, должны быть утверждены Министром обороны Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Войсковая часть 20096 является структурным подразделением Министерства обороны РФ и организационно входит в состав Войсковой части 61437, относящейся к Космическим войскам.
Министерством обороны РФ решение о создании юридического лица в отношении Войсковой части 20096 не принималось, в перечень созданных федеральных государственных учреждений Войсковая часть 20096 не входит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
В силу статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с п. 12 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Из сообщения командира Войсковой части 20096 усматривается, что имущество Войсковой части является федеральной собственностью, находящейся у нее на праве оперативного управления, при этом Войсковая часть находится на сметно-бюджетном финансировании. Уполномоченным органом в лице Министерства обороны РФ решение о создании юридического лица - Войсковой части 20096 не принималось, учредительные документы Войсковой частью в налоговый орган не представлялись.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что все имущество Войсковой части 20096 является федеральной собственностью; отвечать по своим обязательствам имуществом, закрепленным за Войсковой частью государством на праве оперативного управления, не может. Войсковая часть получает финансирование из федерального бюджета, которое может расходовать строго по определенным статьям расходов и определенной сметой размере; финансовое обеспечение Войсковой части 20096 осуществляется Войсковой частью 61437, получающей финансирование из бюджета. Главным распорядителем бюджетных средств является Министерство обороны РФ, распорядителем бюджетных средств - Войсковая часть 61437. Устава либо учредительного договора Войсковая часть не имеет, действует на основании Положения, текст которого Войсковой частью не представлен в связи с его секретностью.
В соответствии со статьей 52 Гражданского Кодекса РФ и статьей 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" учредительными документами учреждения являются решение собственника о создании учреждения, устав либо общее положение об организациях данного вида.
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Войсковая часть 20096 не обладает признаками юридического лица, определенными статьей 48 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 3 ст.26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом в отношении исключения недействующих юридических лиц.
Из регистрационного дела, представленного налоговым органом в отношении Войсковой части 20096, следует, что Войсковая часть 20096 не представила в налоговый орган обязательных сведений об организационно-правовой форме юридического лица, сведений о его учредителях, а также устав либо положение об организациях данного вида. Указание в материалах регистрационного дела на организационно-правовую форму Войсковой части - "Учреждение" - не подтверждается соответствующим решением уполномоченного на это органа в лице Министра обороны РФ, а также учредительными документами Войсковой части, указывающими на наличие у нее статуса Федерального государственного учреждения.
Более того, судом первой инстанции, исходя из регистрационного дела, установлено, что датой регистрации Войсковой части 20006 является 24.04.1980, а регистрирующими органами - ЦК КПСС и Совет Министров СССР, однако налоговая инспекция, отрицая очевидное, продолжает утверждать о том, что Войсковая часть 20096 зарегистрирована в Реестре предприятий как юридическое лицо на основании Постановления районной администрации от 10.10.1995 N 308, которая и является регистрирующим органом по отношению к Войсковой части 20096, зарегистрированной до 01.07.2002.
В соответствии с письмом МНС России от 09.12.2002 N ФС-6-09/1894@ "К вопросу об особенностях государственной регистрации воинских частей" при приеме Сообщений по форме N Р17001 от организаций, подведомственных органам управления (специально уполномоченным федеральным органам исполнительной власти в области обороны), следует руководствоваться тем, что в ЕГРЮЛ включаются сведения только о юридических лицах. При этом запись о том, что данная организация имеет статус юридического лица должна содержаться в распорядительном акте о создании, и в обязательном порядке должна содержаться в уставе (положении) юридического лица.
В случае если статус организации, как юридического лица, не определен, запись в ЕГРЮЛ не вносится, заявителю выдается (направляется) соответствующее уведомление.
Следовательно, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод налогового органа о том, что факт постановки Войсковой части на налоговый учет подтверждает наличие у нее статуса юридического лица.
Письмом Главного управления военного бюджета и финансирования Генерального штаба от 28.10.1999 N 315/11/4051 предложено сохранить порядок постановки на учет воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, который существовал до введения в действие Налогового кодекса РФ, при этом постановке на учет подлежат организации как имеющие устав и прошедшие государственную регистрацию, так и не имеющие этих документов, в связи с чем постановка Войсковой части на налоговой учет не может служить доказательством наличия у нее статуса юридического лица.
Таким образом, суд первой инстанции, всесторонне и полно исследовав имеющиеся в деле доказательства, пришел к обоснованному и законному выводу о том, что Войсковая часть 20096 не является юридическим лицом в силу того, что уполномоченным органом в лице Министерства обороны РФ решение о придании Войсковой части 20096 статуса федерального государственного учреждения не принималось, Войсковая часть 20096 не обладает признаками юридического лица, определенными гражданским законодательством - не может отвечать по своим обязательствам имуществом, находящимся у нее на праве оперативного управления, не имеет самостоятельного баланса или сметы, а поэтому у налогового органа отсутствовали основания для принятия решения о государственной регистрации Войсковой части 20096 в качестве юридического лица, следовательно, сведения о Войсковой части внесены в ЕГРЮЛ с нарушением требований Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Неправомерное решение налогового органа повлекло нарушение прав и законных интересов Министерства обороны РФ по определению правового статуса его структурных подразделений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Судом первой инстанции также установлено, что заявление об оспаривании ненормативного правового акта - решения налогового органа от 20.11.2002 подано в установленный статьей 198 АПК РФ срок, с момента установленного Военной прокуратурой РВСН нарушения 6 сентября 2007 года.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции и считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть приняты на основании выше указанного и отклоняются судом за необоснованностью.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.02.2008 по делу N А25-1246/07-14 является законным и обоснованным, оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 19.02.2008 по делу N А25-1246/07-14 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1246/07-14
Заявитель: Военный прокурор Ракетных войск стратегического назначения
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по КЧР
Заинтересованное лицо: Военная прокурора Черкесского горнизона, Военная прокурора Ракетных войск стратегического назначения
Третье лицо: Министерство обороны РФ, Войская часть 20096
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-648/08