г. Томск |
Дело N 07АП-442/09 |
"09" февраля 2009 г. |
|
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей: Ждановой Л.И., Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.
при участии в заседании: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Прокопьевском районе Кемеровской области
на решение арбитражного суда Кемеровской области от 27.11.2008г.
по делу N А27-14032/2008-2 (судья Лежнин Д.Л.)
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Прокопьевском районе Кемеровской области
к главе фермерского хозяйства Витютневу В.Ф.
о взыскании штрафа в размере 123 руб. 20 коп.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прокопьевском районе Кемеровской области (далее Управление) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к главе фермерского хозяйства Витютневу В.Ф. о взыскании штрафа в размере 123 руб. 20 коп. за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.
Решением арбитражного суда Кемеровской области от 27.11.2008г. в удовлетворении требований Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Прокопьевском районе Кемеровской области отказано.
- несоответствием выводов суда обстоятельствам дела: Управлением факт нарушения законодательства доказан, то есть подтверждено наличие во вменяемом ст. 17 Федерального закона РФ от 01.04.1996г. N 27-ФЗ налоговом правонарушении признака противоправности, в связи с чем решение о привлечении ответчика к ответственности по данной статье и взыскание санкций является правомерным; Управлением были приняты все предусмотрен- ные законом меры по извещению должника о месте и времени рассмотрения материалов по факту обнаружения обстоятельств, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете;
- неправильным применением норм материального права: п. 14 ст. 101 НК РФ, содержание которого позволяет сделать вывод о наличии у вышестоящего органа или суда не обязанности, а права отменить решение налогового органа в случае нарушения налоговым органом порядка привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, при этом, решение подлежит обязательной отмене в случае нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов: обеспечения возможности проверяемого лица участвовать в процессе рассмотрения материалов, обеспечения возможности представить объяснения.
Подробнее доводы Управления изложены в апелляционной жалобе.
Стороны в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного заседания.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27.11.2008г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что в связи с непредставлением в Управление заинтересованным лицом сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2007 год, составлен акт N 65 от 04.05.2008 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
По результатам рассмотрения акта начальником Управления Малаховой А.И. принято решение N 65 от 28.05.2008 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в виде уплаты штрафа в размере 123 руб. 20 коп.
Требование заявителя N 65, выставленное по состоянию на 28.05.2008, в установленный в требовании срок (до 20.06.2008) не исполнено, что явилось основанием для обращения Управления в суд с заявлением о принудительном взыскании санкции.
Фермерское хозяйство "Родник" (основной государственной регистрационный номер 1034223004276, руководитель и учредитель - Витютнев В.Ф.) создано на основании Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В силу положений пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1, вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года.
Как правильно указал суд первой инстанции, на такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы данного Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 названного Федерального закона, а именно: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
К индивидуальным предпринимателям в целях Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ приравниваются частные детективы и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно указал, что законодательство, регулирующее правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивает глав крестьянских хозяйств, для целей уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа, к индивидуальным предпринимателям.
Данный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования.
Глава фермерского хозяйства "Родник" Витютнев В.Ф. является страхователем в отношении самого себя.
В соответствии с абз. 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Поскольку порядок привлечения страхователя к ответственности Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ не установлен, к рассматриваемым отношениям подлежат применению положения Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов (абзац 3 пункта 2 статьи 101 НК РФ).
Как правильно указал в решении суд, пунктом 14 статьи 101 НК РФ к существенным условиям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, нарушение которых является основанием отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, отнесено обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Соблюдение установленного законом порядка привлечения к ответственности является в силу статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации одним из условий привлечения лица к ответственности за совершенное правонарушение.
Материалами дела подтверждается, что Управлением, в качестве доказательства извещения заинтересованного лица о времени и месте рассмотрения акта N 65 от 04.05.2008 представлена копия реестра отправленной заказной корреспонденции.
Судом первой инстанции правомерно не принят указанный данный довод.
Из материалов дела следует, что копия реестра отправленной заказной корреспонденции, на которую ссылается Управление, содержит оттиск календарного почтового штемпеля с датой 27.08.08, что подтверждает отправление Управлением почтовой корреспонденции в адрес Витютнева В.Ф. только 27.08.2008, то есть после принятия Управлением решением о привлечении его к ответственности.
Имеющиеся в материалах дела иные документы, содержащие сведения о направлении почтовой корреспонденции Управлением в адрес Витютнева В.Ф., также подтверждают ее отправление в адрес заинтересованного лица после принятия решения N 65 от 28.05.2008.
Учитывая указанные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что решение N 65 от 28.05.2008 "О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании" принято в отсутствие надлежащего уведомления заинтересованного лица о времени и месте рассмотрения акта N 65 от 04.05.2008, что нарушило его права на участие в рассмотрение материалов проверки и представления возражений.
Установленный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок привлечения лица к ответственности за совершенное правонарушение Управлением не соблюден.
Таким образом, правовые основания для взыскания с главы фермерского хозяйства "Родник" Витютнева В.Ф. штрафа в размере 123 руб. 20 коп. отсутствуют, и судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении требований Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Прокопьевском районе.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 110, ст. 156, п.1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Кемеровской области от 27.11.2008 года по делу N А27-14032/2008-2 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-14032/2008-2
Истец: ГУ-Управление Пенсионного фонда в Прокопьевском р-не Кемеровской обл.
Ответчик: Витютнев Виктор Федорович
Хронология рассмотрения дела:
09.02.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-442/09