11 февраля 2008 г. |
Дело N А64-2366/07-9 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 февраля 2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алферовой Е.Е.,
судей Мокроусовой Л.М.,
Федорова В.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кудиновой И.А.,
при участии:
от ООО "ТамбовСпецСервис": Дружинин В.В. представитель по доверенности б/н от 01.02.2008 г., паспорт серии 68 00 N 204930 выдан Мичуринским ГУВД Тамбовской области 18.05.2001 г.; Корнаухова Н.В. представитель по доверенности б/н от 26.12.2007 г., паспорт серии 68 04 N 139860 выдан Токаревским РОВД Тамбовской области 28.07.2004 г.
от МО городской округ город Тамбов в лице Администрации города Тамбова: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от МУП "Единый расчетный центр": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Комитета по охране здоровья населения и социальному развитию администрации г. Тамбова: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТамбовСпецСервис", г. Тамбов на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.10.2007 г. по делу N А64-2366/07-9 (судья Удалов В.И.) по иску заявителя апелляционной жалобы к Муниципальному образованию городской округ город Тамбов в лице Администрации города Тамбова, г. Тамбов, при участии в деле в качестве третьих лиц: Комитета по охране здоровья населения и социальному развитию администрации г. Тамбова, г. Тамбов; муниципального унитарного предприятия "Единый расчетный центр", г. Тамбов о взыскании 19.555 руб. 42 коп.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТамбовСпец-Сервис" обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к муниципальному образованию городской округ город Тамбов в лице Администрации г. Тамбова взыскании убытков в сумме 19.555 руб. 42 коп.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.10.2007 г. по делу N А64-2366/07-9 в удовлетворении исковых требований было отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, заявитель (истец) обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считая обжалуемое решение незаконным и необоснованным, просит суд его отменить и удовлетворить исковые требования истца. Считает, что суд первой инстанции не применил нормы закона Тамбовской области от 30.11.2004 г. N 258-З "О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области". Указывает на то, что убытки возникли в результате предоставления льгот во исполнение Постановления мэра г. Тамбова от 26.01.1995 г. N 153.
В ходе судебного разбирательства был представлен отзыв Комитета по охране здоровья населения и социальному развитию администрации г. Тамбова, в котором, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не основанными на законе, просит оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что Администрация г. Тамбова выполняет лишь отдельные государственные полномочия по вопросу социальной поддержки многодетных семей в Тамбовской области и в Постановлении мэра г. Тамбова N 153 не определен ни порядок, ни источник финансирования льготных категорий граждан.
В ходе судебного разбирательства был представлен отзыв МО городской округ город Тамбов в лице Администрации города Тамбова, в котором, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не основанными на законе, просит оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Считает, что ссылка на Постановление мэра г. Тамбова от 26.01.1995 г. N 153, принятого ранее закона Тамбовской области, установившего меры социальной поддержки населения, неправомерна. Указывает на то, что оказание социальной помощи населению исключено из предметов ведения органов местного самоуправления.
В судебное заседание представители МО городской округ город Тамбов в лице Администрации города Тамбова, МУП "Единый расчетный центр" и Комитета по охране здоровья населения и социальному развитию администрации г. Тамбова не явились. От Комитета по охране здоровья населения и социальному развитию администрации г. Тамбова и МУП "Единый расчетный центр" поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии их представителей.
В материалах дела имеются почтовые уведомления об извещении данных сторон о месте и времени рассмотрения дела.
Согласно ч. 1 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 123, 156, 184, 266 АПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии вышеуказанных представителей.
Судебной коллегией заслушаны представители ООО "ТамбовСпецСервис", которые поддерживают доводы апелляционной жалобы, считают обжалуемое решение незаконным и необоснованным, полагая, что оно принято с нарушением норм процессуального и материального права и без учета фактических обстоятельств дела, просят суд его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В ходе судебного разбирательства, в соответствии со ст. ст. 163, 184, 266 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 15 часов 20 минут 11.02.2008 г.
После перерыва, в 15 часов 20 минут 11.02.2008 г., судебное заседание продолжено в том же судебном составе.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, выслушав явившихся представителей, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "ТамбовСпецСервис" предоставляло льготы многодетных семьям по оплате услуг за вывоз твердых бытовых отходов в период с января по декабрь 2006 года. Между ООО "ТамбовСпецСервис" и Комитетом по охране здоровья населения и социальному развитию администрации г. Тамбова был заключен договор N 8 от 07.04.2006 года о возмещении расходов, связанных с предоставлением некоторым категориям граждан мер социальной поддержки, по оплате за коммунальные услуги (л.д. 11-13). В соответствии с пунктом 2.1.1 указанного договора исполнитель обязан предоставлять многодетным семьям 30 % скидку по оплате коммунальные услуги - вывоз твердых бытовых отходов. Источником денежных средств, для возмещения предоставленных льгот были определены средства областного бюджета Тамбовской области. Согласно пункту 2.2.1 договора Комитет в пределах лимитов бюджетных обязательств осуществляет возмещение расходов исполнителя, связанных с предоставлением мер социальной поддержки многодетным семьям по оплате за коммунальные услуги - вывоз твердых отходов. Согласно пунктам 2.2.2 и 2.2.3 Комитет производил проверку реестров лиц - получателей льгот и определял сумму расходов, подлежащих возмещению ООО "ТамбовСпецСервис". В соответствии с перечнем категорий лиц, пользующихся льготой по оплате за вывоз твердых бытовых отходов в пределах норматива потребления, утвержденного Постановлением мэра г. Тамбова от 26.01.1995 года N 153, многодетные семьи пользуются скидкой в 50 %. ООО "ТамбовСпецСервис" предоставляло многодетным семьям льготы по оплате вывоза твердых бытовых отходов в размере 50 % на основании Постановления мэра г. Тамбова от 26.01.1995 года N 153, однако возмещение данных расходов производилось только в размере 30 %, предусмотренных Законом Тамбовской области от 30.11.2004 года N 258-З и договором. Как следует из первичных документов, сумма выпадающих расходов ООО "ТамбовСпецСервис" (оставшиеся 20 %) составили 19.555 рублей 42 копейки. В связи с неполучением возмещения в указанной сумме, истец и обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовался нормами закона Тамбовской области от 30.11.2004 г. N 258-З "О социальной поддержке семей в Тамбовской области", положениями ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также решением Тамбовской городской Думы от 22.02.2006 г. N 129 "О бюджете городского округа город Тамбов на 2006 год".
По мнению судебной, коллегии, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовав доказательства, представленные сторонами и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора. Данный вывод судебная коллегия Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда основывает на следующем.
Договор N 8 был заключен во исполнение закона Тамбовской области от 30.11.2004 года N 258-З "О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области", п.п. 1 п. 1 статьи 2 которого предусматривал 30 % скидку по оплате коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, канализация, газ, электроэнергия, центральное отопление, вывоз твердых и жидких бытовых отходов в пределах нормативов потребления коммунальных услуг) для многодетных семей. Пунктом 1 статьи 3 указанного закона, было установлено, что финансирование социальной поддержки многодетных семей в Тамбовской области является расходным обязательством области и осуществляется путем предоставления субвенций из областного бюджета местным бюджетом.
Как установлено судом, размер, предоставляемой льготы по договору N 8 от 07.04.2006 года о возмещении расходов, связанных с предоставлением некоторым категориям граждан мер социальной поддержки, по оплате за коммунальные услуги, заключенному между ООО "ТамбовСпецСервис" и Комитетом по охране здоровья населения и социальному развитию администрации г. Тамбова определен не был. Истцом не отрицается тот факт, что денежные средства согласно закона Тамбовской области от 30.11.2004 года N 258-З "О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области", в соответствии с п.п.1 п. 1 статьи 2 которого предусмотрена 30 % скидка по оплате коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, канализация, газ, электроэнергия, центральное отопление, вывоз твердых и жидких бытовых отходов в пределах нормативов потребления коммунальных услуг) для многодетных семей были перечислены ему в полном объеме.
В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. При этом органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Вместе с тем, финансирование полномочий, предусмотренных частью 5 статьи 20 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не является обязанностью муниципального образования и осуществляется при наличии возможности (абзац 3 ч. 5 ст. 20).
Следовательно, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственного полномочия по возмещению затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату коммунальных услуг, в пределах переданных ему на эти цели денежных средств из бюджета Российской Федерации и бюджета субъекта Федерации.
В пункте 29 решения Тамбовской городской Думы от 22.02.2006 года N 129 "О бюджете городского округа - город Тамбов на 2006 год" утвержден перечень дополнительных видов расходов функциональной классификации городского бюджета, в котором предусмотрены расходы на реализацию закона Тамбовской области "О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области". При этом, в указанном решении были предусмотрены бюджетные ассигнования не за счет собственных доходов городского бюджета, а за счет субвенций, поступающих из областного бюджета в соответствии с Порядком предоставления и финансового обеспечения мер социальной поддержки многодетным семьям, утвержденным постановлением администрации Тамбовской области от 25.02.2005 года N 127.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными в силу следующего.
Как уже было упомянуто ранее, возмещение истцу денежных средств производится за счет средств областного бюджета Тамбовской области, предусмотренных на эти цели Законом Тамбовской области "Об областном бюджете на 2006 год". В обязанности Комитета по данному договору входило обязательство по возмещению расходов исполнителя исключительно в пределах лимитов бюджетных обязательств. Истец не отрицал получение в полном объеме вышеуказанных денежных средств, составляющих 30 % от расходов, понесенных им в связи с предоставлением льготы. Более того, как указывалось выше ФЗ от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" оказание социальной помощи населению исключено из предметов ведения органов местного самоуправления. В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Таким образом, постановление мэра города Тамбова от 26.01.1995 г. N 153 не подлежит применению с момента вступления в законную силу ФЗ от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установившего, что оказание социальной помощи на территории Российской Федерации является предметом совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, как не соответствующего как вышеназванному федеральному закону, так и Конституции Российской Федерации.
Исходя из изложенного, судебная коллегия пришла к выводу, что при принятии решения судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в сумме 1.000 руб. относятся на заявителя и возврату или возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102-112, 266 - 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.10.2007 г. по делу N А64-2366/07-9 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТамбовСпецСервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.Е. Алферова |
Судьи |
Л.М. Мокроусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2366/07-9
Истец: ООО "ТамбовСпецСервис"
Ответчик: МО городской округ г Тамбов в лице Администрации г Тамбова
Третье лицо: Комитет по охране здоровья населения и социальному развитию администрации г.Тамбова, Единый расчетный центр директору Бородай П.А.