Проблемы и перспективы реформирования льготного
пенсионного обеспечения
Реформирование системы пенсионного страхования и обеспечения, просуществовавшей 10 лет и унаследовавшей заслуги и ошибки советского пенсионного обеспечения, началось с января 2002 г. Итоги пенсионных реформ в любой стране принято подводить спустя не годы и десятилетия, а даже через поколения. Тем не менее, функционирование сегодняшней пенсионной системы позволяет сделать некоторые выводы и акцентировать внимание на нерешенных в ходе пенсионной реформы проблемах. Одной из таких актуальных и важных проблем является реформирование льготного пенсионного обеспечения.
Регулирование назначения льготных (досрочных) пенсий сегодня осуществляется в соответствии с Законом 2001 г. "О Трудовых пенсиях в РФ" (ст. 27, 28) на основании утвержденных ранее различных списков и дополнительных положений. При этом финансирование этих пенсий в рамках создаваемой системы пенсионного страхования осуществляется не на страховых принципах. Выплата досрочных пенсий производится за счет изъятия части уплаченных в Пенсионный фонд России (ПФР) взносов, но расходуется не на пенсии работников, за которых эти взносы внесены, а на выплату досрочных пенсий людям, за которых дополнительно взносы никто не платил. Данное изъятие в масштабах страны становится весьма существенным. Рассмотрим такую ситуацию на примере одного из субъектов Российской Федерации - Алтайском крае. По данным Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда России по Алтайскому краю (ОПФР) доля рабочих мест на предприятиях, имеющих льготные рабочие места, в общей численности рабочих мест составляет более 60%, а доля численности работников, имеющих право на досрочный выход на пенсию, колеблется в пределах 16,43-17,58% (табл. 1). То есть около 20% средств, которые должны направляться на финансирование трудовых пенсий расходуется на выплату досрочных пенсий (по некоторым оценкам "льготником" является каждый третий пенсионер).
Кроме того, законом "О Трудовых пенсиях в РФ" предполагалось с 1 января 2003 г. постепенно переводить финансирование досрочных пенсий в сферу действия создаваемых профессиональных пенсионных систем (ППС). При этом создание таких систем предполагается только для работников, имеющих право на досрочную пенсию в соответствии со Списками N 1 и N 2 (согласно проектам законов "О Профессиональных пенсионных системах в РФ" и "О взносах в профессиональные пенсионные системы"). То есть создание обязательных ППС в настоящее время не предусматривается для лиц, имеющих право на досрочную пенсию в соответствии с "малыми списками" и по выслуге лет. Данные категории работников в создании новой профессиональной пенсионной системы вообще упускаются по какой-то причине, хотя их доля в общем количестве лиц с правом на досрочную пенсию существенна. Если создание ППС в рамках действия Списков N 1 и N 2 еще может быть оправдано, то по другим категориям работников остается вопрос. По данным ОПФР ЕПС по Алтайскому краю за 4 года складывается следующее соотношение различных категорий работников, имеющих право на досрочный выход на пенсию (табл. 1): по Спискам N 1 и 2 - 37-39% общей численности "льготников", по "малым спискам" - 7-8%, по выслуге лет - 54-55%. Таким образом, доля пенсионеров-льготников, уходящих на досрочную пенсию в соответствии с "малыми" списками и по выслуге лет составляет более 60%, что требует значительного из ПФР оттока средств на их пенсионное обеспечение.
Таблица 1. Численность работников, имеющих право на льготное
пенсионное обеспечение, на предприятиях Алтайского края
Показатели (по состоянию на 1 января) | 2002 год |
2003 год |
В % к предыду- щему го- ду |
2004 год | В % к предыду- щему го- ду |
2005 год |
В % к предыду- щему го- ду |
Общая численность рабочих мест | 937206 | 1080731 | 115,31% | 1 102 364 | 102,00% | _* | - |
из них: | |||||||
общая численность рабочих мест на предприятиях с ЛПО |
652 156 | 681014 | 104,43% | 679 511 | 99,78% | - | - |
удельный вес общей численности рабочих мест на предприятиях с ЛПО в общей численности рабочих мест, % |
69,59 | 63,01 | - | 61,64 | - | - | - |
Всего рабочих мест с ЛПО | 164 744 | 182 671 | 110,88% | 181 095 | 99,14% | 188 590 | 104,14% |
Удельный вес общей численности ра- бочих мест с ЛПО к общей численности рабочих мест, % |
17,58 | 16,90 | - | 16,43 | - | - | - |
из них: | |||||||
по Списку N 1, 2 | 60 918 | 71821 | 117,90% | 71265 | 99,23% | 72 675 | 101,98% |
удельный вес численности рабочих мест по Списку N 1, 2 по отношению к численности "всего с ЛПО" % |
36,98 | 39,32 | - | 39,35 | - | 38,54 | - |
по "малым" спискам | 12 831 | 13 595 | 105,95% | 13 528 | 99,51% | 13 793 | 101,96% |
удельный вес численности рабочих мест по "малым" спискам по отношению к численности "всего с ЛПО", % |
7,79 | 7,44 | - | 7,47 | - | 7,31 | - |
по выслуге лет | 89 273 | 99 166 | 111,08% | 99 689 | 100,53% | 103 059 | 103,38% |
удельный вес численности рабочих мест по выслуге лет по отношению к численности "всего с ЛПО", % |
54,19% | 54,29% | - | 55,05% | - | 54,65% | - |
* Символ (-) означает отсутствие данных. |
Еще одним фактом является то, что постановлениями Правительства РФ сохранено право на досрочную пенсию для педагогических, медицинских и творческих работников только государственных и муниципальных организаций. Таким образом, разрывается профессиональная привязка назначения льготных пенсий и возвращается ведомственная.
Помимо этого, реформирование системы льготного пенсионного обеспечения необходимо и для самих работников, имеющих право на досрочный выход на пенсию. Это связано, в первую очередь, с ведением накопительного элемента в финансировании пенсии. То есть выше указанные работники смогут получать только ту пенсию, что успели накопить за льготный период трудовой деятельности, при условии оставления ими рабочего места. Для оценки будущего размера досрочных пенсий были проведены прогнозные расчеты. При проведении данных расчетов будущих размеров пенсий сделаны некоторые условные допущения:
среднесписочная численность работников на предприятиях различных отраслей неизменна в течение расчетного периода;
прогнозный расчет будущей пенсии проводится для мужчин в возрасте 20 лет;
размер ставки единого социального налога остается неизменным в течение всего расчетного периода - 26%;
работник, приобретая право на досрочную пенсию, прекращает свою трудовую деятельность;
среднемесячный размер заработной платы на предприятии не зависит от различных доплат и надбавок;
расчет производится в идеальной экономической среде, т.е. не учитывается ежегодный прирост среднемесячной заработной платы, уровень инфляции и т.д.
Проведенные прогнозные расчеты ожидаемого размера пенсий в сложившихся условиях показывают следующие результаты (табл. 2).
Таблица 2
Отклонение размера льготной пенсии от размера пенсии на общих
основаниях
Категория работника | Ожидаемая пенсия, руб. |
Отклонение от пенсии на общих условиях |
|
в руб. | в % | ||
Предприятие "X" (с правом на досрочную пенсию по Списку N 1) | |||
Работник с правом на досрочную пенсию | 1 726,36 | 1 103,79 | 39,00 |
Работник на общих основаниях | 2 830,15 | 0,00 | 0,00 |
Предприятие "Y" (с правом на досрочную пенсию по "малому" списку) | |||
Работник с правом на досрочную пенсию | 1 525,78 | 384,07 | 20,11 |
Работник на общих основаниях | 1 909,85 | 0,00 | 0,00 |
Предприятие "Z" (с правом на досрочную пенсию за выслугу лет) | |||
Работник с правом на досрочную пенсию | 1 269,90 | 1 136,35 | 47,22 |
Работник на общих основаниях | 2 406,25 | 0,00 | 0,00 |
Досрочная пенсия, начисленная в рамках новой пенсионной системы у разных категорий работников трех предприятий, имеющих право на досрочную пенсию, меньше, чем пенсия работников тех же предприятий, но не имеющих право на досрочную пенсию. Наибольшее отклонение наблюдается у работников, имеющих право на досрочную пенсию за выслугу лет - 1 136,35 руб. или 47,22%. Также значительное отклонение мы видим у работников, имеющих право на досрочную пенсию по Списку N 1. В самом выгодном положении оказываются работники, имеющие право на досрочную пенсию в соответствии с "малыми" списками.
Таким образом, напрашивается вывод о том, что реформа системы льготного пенсионного обеспечения нужна не только государству в лице Пенсионного фонда для увеличения резервов по выплате пенсий, но и будущим пенсионерам-льготникам. В данном же случае встает вопрос о взаимоувязке интересов ПФР, работодателей и работников, имеющих право на досрочную пенсию. В связи с этим необходимо предусмотреть ряд мероприятий, направленных на преобразования в системе льготного пенсионного обеспечения.
Наиболее радикальным способом реформирования системы льготного пенсионного обеспечения является отмена всех льгот при назначении пенсий. Но такая мера не может быть реализована, так как к системе ЛПО относятся не только льготные профессиональные пенсии, но и льготные социальные пенсии, т.е. такое решение может привести к серьезным социальным последствиям.
Другим способом реформирования системы ЛПО, не менее радикальным, является переложение всех обязательств перед пенсионерами-льготниками на плечи работодателей. Что касается работников промышленных предприятий с опасными и вредными условиями труда, то для них с учетом уровня заработной платы вполне приемлемым является негосударственное пенсионное страхование (и данным работодателям это под силу). Но как уже отмечалось, на сегодня большая часть пенсионеров-льготников является работниками бюджетной сферы (медицинские, педагогические, творческие работники). Для них данный способ решения поставленной проблемы не может иметь места. В данном случае должна быть разработана иная программа реформирования.
Во-первых, на наш взгляд, необходимо разделить понятия льготных профессиональных и льготных социальных пенсий, так как источники финансирования данных пенсий, а также условия труда работников, имеющих право на льготную пенсию, различны. Так, к льготным профессиональным пенсиям нужно относить досрочные пенсии, назначенные в связи с особыми условиями труда и тяжестью работ (например, в горячих цехах и т.п.). В свою очередь льготные социальные пенсии - это досрочные пенсии отдельным категориям граждан, назначенные по основаниям не имеющих прямого отношения к характеристикам труда (многодетным женщинам, инвалидам и др.). В связи с этим, на наш взгляд, необходимо разрабатывать два направления реформирования льготного пенсионного обеспечения, учитывающие данные особенности.
Во-вторых, можно использовать гибкий возраст выхода на пенсию для работников, которые достигли минимально возможного пенсионного возраста и выработали минимально необходимый трудовой стаж. При этом одним из условий получения пенсии должно стать освобождение такого работника от занимаемой им должности в связи с увольнением или переводом на другую должность. К тому же в случае с льготными профессиональными пенсиями необходимо объединить усилия профсоюзов и работодателей в создании отраслевых профессиональных пенсионных систем. В этом случае работник, накопив в течение установленного периода времени достаточную сумму для получения достойной пенсии, может выходить на пенсию досрочно.
В-третьих, возможно, следует воспользоваться опытом зарубежных стран, в частности Польши, с целью постепенной ликвидации института досрочных пенсий для ряда категорий льготников. Для этого необходимо вести планомерную работу по оценке реальных условий труда на предприятиях различных отраслей, имеющих рабочие места с правом на досрочную пенсию, так как в связи с научно-техническим прогрессом происходит постоянное изменение условий труда работников. Такие целенаправленные мероприятия приведут к обоснованной отмене ряда льгот, не имеющих достаточных оснований.
Таким образом, реформирование льготного пенсионного обеспечения и страхования в Российской Федерации имеет и предпосылки, и возможности (пути) эффективной реализации с учетом социальных и экономических интересов всех участников: государства, пенсионного фонда, работодателей и работников.
Н.Б. Грищенко,
доктор экономических наук, профессор,
Н.О. Деркач,
старший преподаватель,
Алтайский государственный университет
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 18, сентябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).