АКБ "ИНТЕРПРОМБАНК": автоматизация технологий
управления финансовыми ресурсами по максимуму
Банковский бизнес в России - один из самых инновационных секторов экономики. Внедрение передовых технологий управления финансовыми ресурсами и их автоматизация здесь уже давно не вопрос престижа или благоприятных перспектив, а необходимое условие финансовой стабильности и конкурентоспособности.
Как показывает практический опыт АКБ "ИНТЕРПРОМБАНК", особую остроту задача построения автоматизированной системы управленческого учета и финансового планирования приобретает на фоне интенсивного развития бизнеса: диверсификации продуктов и услуг, увеличения объемов операций.
Автоматизированная система управления финансовыми ресурсами:
цели и задачи
Последние годы для АКБ "ИНТЕРПРОМБАНК" характеризовались значительным ростом. Сегодня банк входит в число ста крупнейших кредитных учреждений страны. Наши клиенты - предприятия военно-промышленного комплекса, торговли, электронной и пищевой промышленности. Рост бизнеса, расширение спектра услуг, появление новых банковских продуктов, необходимость оперативного принятия обоснованных управленческих решений - все это потребовало построения автоматизированной системы управленческого учета и финансового планирования, способной своевременно информировать менеджеров среднего и высшего звена о происходящих в банке событиях.
Прежде всего, качественно нового технологического подхода требовали задачи финансового планирования и прогнозирования результатов деятельности банка.
В современных рыночных условиях с новой актуальностью обозначилась задача поиска оптимального соотношения между доходностью, ликвидностью и рискованностью. Как известно, чтобы сбалансировать этот "треугольник", требуется автоматизировать технологии сценарного моделирования ресурсов, управления текущей и структурной ликвидностью, управления процентным, валютным и кредитным рисками. При этом необходимо постоянно помнить о требовании ЦБ в части ежедневного соблюдения обязательных экономических нормативов.
Появление новых подразделений, расширение спектра услуг, делегирование полномочий и ответственности за финансовые результаты менеджерам потребовало более точной оценки деятельности подразделений и бизнес-направлений, анализа себестоимости банковских продуктов и эффективности сотрудничества с бизнес-партнерами.
Автоматизация управления финансовыми ресурсами: от
собственных разработок до промышленного хранилища данных
Формирование и развитие системы управленческого учета и финансового планирования банка зависит от задач, которые кредитное учреждение ставит перед собой и, соответственно, от требований, предъявляемых его топ-менеджерами к формату предоставления данных для принятия управленческих решений. Для одних кредитных учреждений достаточно просто автоматизировать выпуск отдельных отчетных форм. Другие идут дальше и собственными силами создают базу данных для системы управленческого учета. В последнем случае успех проекта во многом зависит от четкого видения конечных целей и наличия специалиста, одинаково хорошо разбирающегося в экономических вопросах и информационных технологиях, способного руководить группой программистов-разработчиков. При этом существует риск "человеческого фактора", то есть опасность разрушения системы с уходом идеолога-программиста из банка.
В АКБ "ИНТЕРПРОМ-БАНК" выбрали третий вариант и приняли решение о построении системы управленческого учета и финансового планирования на базе промышленного хранилища данных. Можно назвать несколько основных причин такого шага.
Во-первых, это стремление реализовать комплексный подход к автоматизации процессов управления финансовыми ресурсами, позволяющий снизить издержки создания автоматизированной системы и обеспечивающий высокую технологичность решения.
Во-вторых, само по себе применение промышленного хранилища данных позволяет банку получить мощную современную IT-платформу, на основе которой можно последовательно строить систему управления финансовыми ресурсами, начав этот процесс с автоматизации управленческого учета. Промышленное хранилище данных специально спроектировано для хранения больших объемов информации, а его вычислительные ресурсы обеспечивают адекватную производительность. Развитая система настроек интерактивных OLAP-отчетов и жестких отчетных форм позволяет создавать большинство отчетных форм без помощи программистов. Не менее важно наличие встроенных механизмов разграничения прав доступа к управленческой информации, обеспечение режима конфиденциальности.
В-третьих, использование фирмами-внедренцами готовых "типовых" алгоритмов стандартных экономических расчетов позволяет сократить сроки настройки программного продукта.
Платформа автоматизации: проблема выбора
Как правило, каждый банк, принявший решение внедрять программу для управленческого учета сторонних разработчиков, сталкивается с проблемой выбора программного продукта и фирмы-внедренца. Для АКБ "ИНТЕРПРОМБАНК" среди критериев выбора одним из самых важных был "рабочий стаж" на отечественном рынке компании-разработчика, ее известность и наличие успешных проектов.
Что же касается непосредственно программного обеспечения, то прежде всего мы обращали внимание на его гибкость: продукт должен был обладать высокими адаптационными способностями к существующим в банке технологиям управления финансовыми ресурсами.
К числу критичных требований относилось и "умение" системы собирать и использовать в качестве первичных данных для расчета управленческих регистров не только данные бухгалтерского учета, но и параметры сделок.
Несомненно, специалистов банка интересовали и технические параметры системы: производительность, эргономичность и дружественность интерфейса, функционирование в режиме реального времени, возможность самостоятельного развития и совершенствования.
Не последнюю роль играл вопрос стоимости системы и ее внедрения, дополнительные затраты на приобретение аппаратных средств.
В результате анализа существующих на рынке систем предпочтение было отдано программному продукту компании Intersoft Lab, как наиболее удовлетворяющему по соотношению "цена - функциональность".
Первые результаты внедрения системы управления финансовыми ресурсами
По оценке специалистов компании Intersoft Lab, проект управленческого учета и финансового планирования в АКБ "ИНТЕРПРОМБАНК" по своему функциональному наполнению и охвату автоматизируемых технологий управления является одним из самых емких из числа проектов, реализованных в России на основе хранилищ данных. Реализация такой масштабной задачи - процесс длительный. Но уже сегодня, спустя шесть месяцев после начала проекта, можно говорить о первых результатах.
Разработаны проекты внутрибанковских документов по системе управленческого учета и финансового планирования, где зафиксирована финансовая структура банка, система банковских продуктов с привязкой к статьям управленческого баланса и статьям финансового плана. Эту часть проекта нам помогла реализовать консалтинговая компания "ТрастКонто", партнер Intersoft Lab.
На постоянной основе налажен выпуск управленческого баланса и отчета о прибылях и убытках в разрезе валют, центров финансовой ответственности, точек продаж, клиентов, банковских продуктов. Формируются GAP-отчеты по валютным разрывам.
Настроен и находится в тестовой эксплуатации модуль формирования трансфертных сделок и расчета аллокаций расходов. Это позволит оценивать эффективность работы не только банка в целом, но и его подразделений и бизнес-направлений, анализировать эффективность сотрудничества с бизнес-партнерами.
Ведется работа по загрузке в систему параметров внешних сделок. В рамках следующих этапов проекта на основании текущих и плановых сделок будет осуществляться планирование и моделирование финансовых ресурсов.
Большой объем работ еще предстоит выполнить, но уже сейчас очевидно, что внедряемая система управленческого учета и финансового планирования позволит на качественно новом уровне решать задачи управления ресурсами и рисками, оценки эффективности банковских продуктов и деятельности подразделений, эффективности сотрудничества с бизнес-партнерами, делегирования ответственности за финансовые результаты менеджерам, мотивации персонала.
Использование автоматизированной системы управленческого учета и финансового планирования позволит повысить эффективность операционной деятельности и доходность банка путем выявления наиболее прибыльных банковских продуктов и бизнес-направлений, сокращения непроизводительных затрат, что положительно скажется на качестве управления банком, повысит степень доверия к нему клиентов и бизнес-партнеров.
Д. Штырков,
директор департамента финансового контроля
и рисков АКБ "ИНТЕРПРОМБАНК"
"Банковское дело в Москве", N 9, сентябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Банковское дело в Москве"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N 013197
Издается с 1995 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Адрес редакции: 109382, Москва, Люблинская ул., 127/1.
e-mail: info@bdm.ru
Телефон и факс: (495) 351-4981, 351-8862, 351-5150
Оформить подписку на журнал можно в редакции или через каталоги
Роспечати - индекс 79521
Моспочтамта - индекс 42625