г. Чита |
Дело N А19-13165/08-58 |
07 мая 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2009 года
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Борголовой Г.В.,
судей Желтоухова Е.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Лопаткиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Омега" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 марта 2009 года по делу N А19-13165/08-58
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Омега"
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Иркутской области
о признании решения незаконным,
с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
1) Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области;
2) Управление Роснедвижимости по Иркутской области;
3) Управление Росприроднадора по Иркутской области;
4) ГУ "Прибайкальский национальный парк"
(судья Дягилева И.П.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя по делу: представитель не явился
от заинтересованного лица: представитель не явился
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: представители не явились,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Омега" (далее по тексту - ООО Омега") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения от 12.09.2008 N 09-29511 Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области об отказе в государственной регистрации договора аренды от 19.03.2008 N 35.
Судом первой инстанции к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением суда от 02 марта 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что земельный участок, предоставленный постановлением мэра Администрации Ольхонского районного муниципального образования от 19.03.2008 N 396 в аренду ООО "Омега" расположен в границах территории, включенной в состав Прибайкальского национального парка согласно Постановлению СМ РСФСР от 13.02.1986 N 71. Земли ГУ "Прибайкальский национальный парк" федеральным законом отнесены к землям федеральной собственности. Земли государственных заповедников, национальных парков не подлежат приватизации.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Омега" обратилось в Четвёртый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, мотивируя тем, что судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела и недостаточны изучены. Земли бывшего совхоза "Еланцинский" в пользование Прибайкальскому национальному парку не передавались. По мнению заявителя апелляционной жалобы сформированного земельного участка Прибайкальского национального парка нет, не определены границы. Считает несостоятельным вывод суда первой инстанции об отсутствии полномочий по распоряжению спорным земельным участком у Администрации Ольхонского районного муниципального образования. Также считает, что на спорный земельный участок не подтверждено право собственности Российской Федерации.
В суд апелляционной инстанции поступили возражения на апелляционную жалобу от Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области, отзыв на апелляционную жалобу от Территориального управления Росимущества по Иркутской области, в которых указано о законности и обоснованности судебного акта, принятого судом первой инстанции. Просят оставить без изменения решение суда, апелляционную жалобу без удовлетворения. Возражают против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
Представители Управления ФРС по Иркутской области и третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Теруправление Росимущества по Иркутской области, Управление Роснедвижимости ходатайствовали о рассмотрении дела по апелляционной жалобе в отсутствие их представителей.
Представители третьих лиц - Управление Росприроднадзора по Иркутской области и ГУ "Прибайкальский национальный парк" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что подтверждается почтовыми уведомлениями, соответственно, N N 80369, 80371.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Дело по апелляционной жалобе рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 19.03.2008 на основании постановления N 396 и.о. мэра Ольхонского района ООО "Омега" предоставлен земельный участка в аренду сроком на 49 лет, общей площадью 9848 кв.м., кадастровый номер 38:13:060703:0423, расположенный по адресу: м. Хужир-Нугэ, Ольхонский район, Иркутская область для строительства базы отдыха с дальнейшим переводом данного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Между Администрацией Ольхонского районного муниципального образования Иркутской области и ООО "Омега" 19.03.2008 заключен договор аренды вышеназванного земельного участка сроком на 49 лет.
Для регистрации договора аренды, ООО "Омега" обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Иркутской области.
Сообщением от 12.09.2008 N 01/092/2008-134 (на N 09-29511) Управление федеральной регистрационной службы по Иркутской области отказало ООО "Омега" в государственной регистрации права аренды на указанный земельный участок на основании абз. 4, 6, 10 п.1 ст.20 Федерального закона от 21.07.1997г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в связи с нахождением земельного участка на территории Прибайкальского национального парка, земли которого не подлежат приватизации и изъяты из оборота в силу ст. 27 п. 6 ст. 95 Земельного кодекса РФ, а лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимости, относящийся к федеральной собственности. Кроме того, на государственную регистрацию не был представлен отчет независимого оценщика об оценке права аренды земельного участка.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения ООО "Омега" в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции, рассматривая дело по апелляционной жалобе, приходит к выводу о принятии судом первой инстанции правильного решения по существу спора.
На основании постановления Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 N 71 "О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области" (с изм. от 09.10.1995) в целях сохранения уникального природного комплекса бассейна озера Байкал создан Прибайкальский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР на базе лесоохотничьего хозяйства "Байкал", Ольхонского и Голоустинского лесхозов этого Министерства и предоставлении в пользование национальному парку 170 тыс. гектаров земель в границах лесоохотничьего хозяйства и 136 тыс. гектаров земель государственного фонда.
В состав Прибайкальского национального парка включены 112 тыс. гектаров земель сельскохозяйственных предприятий Госагропрома РСФСР без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Сельскохозяйственные предприятия, земли которых включаются в состав национального парка, осуществляют производственную деятельность на основе научно обоснованных систем земледелия и ведения животноводства, не противоречащую задачам национального парка.
Иркутскому облисполкому совместно с Министерством лесного хозяйства РСФСР, Госагропромом РСФСР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами уточнить границы национального парка.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов власти" постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Минприроды России.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2055-р передано в ведение Минприроды России особо охраняемые природные территории федерального значения, находящиеся в ведении Росприроднадзора и Минсельхоза России.
Утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России. В данный перечень включен Прибайкальский национальный парк Иркутской области.
Согласно статье 2 Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" озеро Байкал с островами, прилегающая к озеру Байкал водоохранная зона, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, включены в центральную экологическую зону Байкальской природной территории. Вся территория Прибайкальского национального парка находится в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, границы которой утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 1641-р.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
В силу пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.
Пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.
Согласно пункту 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками.
В силу пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из материалов дела следует, что испрашиваемый ООО "Омега" земельный участок находится на территории Прибайкальского национального парка, что подтверждается картой-схемой Прибайкальского национального парка Иркутской области, утвержденная первым заместителем руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России Гиряевым М.Д. 21.02.2000.
Данная карта-схема согласована с начальником Управления особо охраняемых лесных территорий Федеральной службы лесного хозяйства, председателем Государственного комитета по охране окружающей среды Иркутской области, начальником Управления лесами Иркутской области, заместителем главы Администрации Иркутской области. Из карты-схемы следует, что спорный земельный участок расположен в границах Прибайкальского национального парка.
В этой связи, суд апелляционной инстанции считает невозможным предоставление такого земельного участка в аренду ООО "Омега". Спорный земельный участок в силу закона находится в федеральной собственности.
Следовательно, отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области в регистрации договора аренды правомерен и не противоречит законодательству, регулирующему правоотношения в области земель, находящихся в национальных парках.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает обоснованным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области со ссылкой на статью 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним".
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии формирования земель ГУ "Прибайкальский национальный парк", государственной регистрации права на земли Прибайкальского национального парка за Российской Федерацией, не меняет правовой статус этих земель и в соответствии со статьёй 95 Земельного кодекса Российской Федерации являются землями национальных парков и относятся к землям особо охраняемых природных территорий.
Доводы апелляционной жалобы проверены в полном объеме и, по мнению суда апелляционной инстанции, не могут быть приняты во внимание, поскольку с точки зрения применения права к данным правоотношениям, на выводы суда первой инстанции и, как следствие принятие решения, не влияют.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 марта 2009 года по делу N А19-13165/08-58 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Г.В. Борголова |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-13165/08
Заявитель: ООО "Омега"
Ответчик: УФРС по Иркутской области
Третье лицо: Управление Росприроднадзора по Иркутской области, Управление Роснедвижимости по Иркутской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Иркутской области, ГУ "Прибайкальский национальный парк"