г. Томск |
Дело N 07АП- 7130/08 |
19 декабря 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2008 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л.И.
судей Журавлевой В.А., Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М.Х.
при участии:
от заявителя: Елютин Д.В. - директор, паспорт, решение N 1 от 19.04.2007 года, выписка из ЕГРЮЛ
от ответчика: Тюрина И.В. по доверенности N АН-1633 от 28.02.2008 г. (сроком до 31.12.2008 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы
Главного управления имущественных отношений Алтайского края
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 25.09.2008 г.
и определение Арбитражного суда Алтайского края от 27.10.2008г. об исправлении описки по делу N А03-7699/2008-36 (судья Русских Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Абрис-Авто"
к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края
о признании недействительным решения об отказе в предоставлении земельного участка и обязании принять решение о выборе земельного участка под строительство,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Абрис-Авто" (далее по тексту ООО "Абрис-Авто", Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края (далее Управление) о признании недействительным решения об отказе в предоставлении земельного участка N АН-3888 от 23.04.2008г. и обязании принять решение о выборе земельного участка под строительство административно-торгового здания и выдать Обществу акт выбора земельного участка.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 25.09.2008 года заявленные требования удовлетворены: решение Управления, оформленное письмом от 23.04.2008г. N АН-3888, об отказе в предоставлении Обществу земельного участка примерной площадью 1,2 га по проезду Северный Власихинский в г. Барнауле для строительства административно - торгового здания признано незаконным; суд обязал Управление принять решение о предварительном согласовании Обществу места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства.
Определением суда от 27.10.2008г. судом исправлена описка, допущенная в резолютивной части решения от 25.09.2008г., второй абзац резолютивной части решения изложен в следующей редакции: "Обязать Главное управление имущественных отношений Алтайского края принять решение о выборе земельного участка и предварительном согласовании Обществу места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства".
Не согласившись с решением и определением суда первой инстанции, Управление обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, принятыми судом апелляционной инстанции к совместному рассмотрению, в которых просит решение Арбитражного суда первой инстанции и определение об исправлении описки отменить, в том числе по следующим основаниям:
- суд, не выяснив обстоятельства в полном объеме, обязал Главное управление утвердить несуществующий акт о выборе земельного участка; положения п.2.6 Порядка, на которые суд ссылается в решении, регулируют основание для отказа в предоставлении земельного участка, тогда как Управление отказало в принятии решения о выборе земельного участка; указанным пунктом Правил предусмотрено единственное требование к решению об отказе в размещении объекта: принятое решение должно содержать мотивированное основание для отказа; управление в отказе указало, что решение о выборе земельного участка не может быть принято, так как отсутствует проект планировки территории; несоответствие выбираемого земельного участка требованиям градостроительного законодательства является безусловным основанием для отказа в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта; анализ п. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ, п.4 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ позволяет сделать вывод, что в отсутствие документов территориального планирования, правил землепользования и застройки осуществить выбор земельного участка для строительства невозможно; земельный участок, на котором заявитель предполагает возвести здание, находится в непосредственной близости от запроектированного самотечного канализационного коллектора; суд вышел за пределы заявленных требований, обязав управление принять решение о предварительном согласовании заявителю места размещения объекта;
- из содержания нормы пп.1 п.5 ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ следует, что выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта - два разных самостоятельных этапа процедуры предоставления земельного участка для строительства, вместе с тем суд обязал управление одним решением выбрать земельный участок и предварительно согласовать место размещения объекта; определением суд практически изменил содержание резолютивной части решения, чем нарушил норму п.3 ст. 179 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционных жалоб и настаивал на их удовлетворении, дополнив, что участок, на который претендует общество, находится за пределами города; земельные участки на указанной территории выделялись ранее под строительство администрацией; в случае утверждения акта выносится распоряжение, в случае отказа - письмо в адрес заявителя; определенной формы отказа нет; суд обязал Управление согласовать акт без наличия акта о выборе земельного участка; в отсутствие акта Управление не может согласовать место расположения объекта; действующее законодательство не предусматривает ссылку на нормы права в отказе; Генеральный план в настоящее время разработан и утвержден; земельные участки выделялись на данной территории ранее без разработанного и утвержденного проекта планировки указанной территории.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, и просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая требования Управления необоснованными, в том числе по следующим основаниям:
- суд первой инстанции в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно тот факт, что у заявителя отсутствует акт выбора земельного участка, так как это следует из исковых требований, оспариваемого отказа Управления и других материалов дела;
- решение Управление не имеет ссылок на нормы права, а, следовательно, не является законным и обоснованным, то есть не соответствует п. 2.6 Порядка;
- доводы подателя апелляционной жалобы о том, что суд вышел за пределы заявленных требований, несостоятельны, так как согласно ст. 31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта и есть решение о выборе земельного участка; утвержденный акт выбора земельного участка необходим Обществу для установления границ земельного участка и его государственного кадастрового учета в соответствии с п. 1 ст. 32 Земельного кодекса РФ.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 25.09.2008г. и определение от 27.10.2008г. об исправлении описки в указном решении не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21 марта 2008 года ООО "Абрис-Авто" обратилось в Главное управление имущественных отношений Алтайского края с заявлением о предварительном согласовании места размещения административно -торгового здания, 2 этажа, площадь застройки 886,4 квадратных метра, площадь земельного участка примерно 1, 2 га, расположенного в г. Барнауле по проезду Северный Власихинский.
Письмом (исх. N АН-3888 от 23.04.2008г.) Управление ответило Обществу о невозможности принять решение о выборе земельного участка для административно-торгового здания ввиду того, что в настоящее время отсутствует разработанный и утвержденный проект планировки данной территории.
Полагая указанный отказ Управления незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия нормативного указания на отказ в выборе земельного участка по причине отсутствия проекта планировки территории; необоснованности дополнительных оснований для отказа в выборе земельного участка, не указанных в оспариваемом решении.
Вынося определение об исправлении описки в судебном акте, суд первой инстанции исходил из того, что исправление указанной описки не затрагивает по существу выводы суда.
Статьей 31 Земельного кодекса РФ установлен порядок выбора земельных участков для строительства, согласно которому гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии с нормами ст. 4 Закона Алтайского края от 04.02.2007г. N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае", Положения о Главном управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 02.02.2006г. N 32, Управление является уполномоченным органом по рассмотрению вопроса о выборе земельного участка.
Пунктом 2.3 Временных правил застройки г.Барнаула, утвержденных Решением Барнаульской городской Думы от 27.10.2006 N 440, установлен порядок предварительного согласования места размещения объекта капитального строительства на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с которым гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в Главное управление имущественных отношений Алтайского края с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
При этом установлено, что порядок предоставления земельных участков под строительство из земель, государственная собственность на которые не разграничена, установлен постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 N 48 "Об утверждении порядка предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственная собственность на которые не разграничена" (далее Порядок), согласно положениям которого предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства (п.2.2.).
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (п.2.3.).
Уполномоченный орган на основании полученного заявления в течение семи дней направляет обращение в администрацию муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края; получает от администрации города Барнаула: оформленный в установленном порядке с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах акт о выборе земельного участка для строительства (а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны), согласованный в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с соответствующими государственными органами; утвержденные проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора либо проект межевания территории, подготовленный в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации; необходимую информацию о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков; в необходимых случаях подтверждение о должном информировании землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (п. 2.4.).
В соответствии с п. 2.5. указанного Порядка, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта в течение месяца со дня поступления оформленного в установленном порядке акта о выборе земельного участка для строительства и утвержденного проекта границ.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или решение об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В силу п. 2.6. Порядка отказ в предоставлении земельного участка возможен по следующим основаниям: иное назначение земельного участка в соответствии с документацией о планировке территории; наличие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе данного земельного участка в отношении другого лица; по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Решение об отказе в размещении объекта должно содержать мотивированные основания для отказа с приложением в случае необходимости документов (материалов), служащих основанием для принятия такого решения.
Таким образом, решение о предварительном согласовании места размещения объекта и решение о предоставлении земельного участка для строительства - это различные документы.
Основания, перечисленные в абзацах втором-четвертом пункта 2.6 Порядка, являются основанием для отказа в принятии решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В свою очередь, перечень оснований для решения об отказе в размещении объекта не содержится ни в Порядке, ни в Земельном кодексе Российской Федерации. Требованиями к решению об отказе в размещении объекта, как уже указывалось, являются: наличие мотивированных оснований для отказа с приложением в случае необходимости документов (материалов, служащих основанием для принятия такого решения. Из содержания письма Управления от 23.04.2008 года следует, что основаниям для отказа явилось отсутствие разработанного и утвержденного проекта планировки данной территории. При этом указанные основания немотивированны. Необходимость предоставления мотивированного отказа со ссылками на нормы права является условием его законности и обоснованности. Данная позиция поддерживается существующей судебной практикой.
Исходя из указанных выше норм и установленных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о непредставлении Управлением в нарушение ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ доказательств соблюдения предусмотренного выше порядка рассмотрении заявления Общества; а равно непредставлении доказательств и нормативного обоснования необходимости наличия проекта планировки территории, являющегося безусловным основанием для предоставления земельного участка, и в этой части выводы суда первой инстанции признаются судом апелляционной инстанции правомерными, при подтверждении представителем Управления факта предоставления земельных участков на данной территории без разработанного и утвержденного проекта планировки указанной территории.
Иные основания, приведенные Управлением в обоснование отказа в предоставлении земельного участка (непосредственная близость объекта от запроектированного самотечного канализационного коллектора, отсутствие в заявлении Общества необходимых сведений), не легли в основу оспариваемого письма об отказе в принятии решения о выборе земельного участка для административно - торгового здания, в связи с чем правомерно не приняты судом первой инстанции, кроме того, ввиду их не подтвержденности и не соответствия положениям п. 2.1 Порядка.
Оспариваемое решение нарушает права заявителя, создает препятствие в получении Обществом решения о предоставлении земельного участка для строительства административного здания, необходимого Обществу для осуществления предпринимательской деятельности.
Как следует из приведенных норм законодательства, по результатам рассмотрения заявления уполномоченным органом принимается только два вида решений: решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или решение об отказе в размещении объекта.
Признавая отказ Управления в принятии решения о выборе земельного участка признан судом незаконным, суд обязал Управление принять в соответствии с законодательством решение о выборе и предварительном согласовании Обществу места размещения объекта, утверждающее акт о выборе.
При этом, непосредственный выбор земельного участка не осуществляется Управлением, вместе с тем именно Управление является тем уполномоченным органом, к которому организации обращаются с соответствующим заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места его размещении, в связи с чем, учитывая незаконность принятого решения Управления об отказе в его выборе, на нем лежит обязанность по обеспечению соответствующей процедуры выбора и согласования. Доказательства получения от администрации города Барнаула в ходе установленной законом процедуры согласования места размещения объекта акта о выборе земельного участка, а равно наличия обстоятельств, препятствующих его получению, Управлением в материалы дела не представлено.
В соответствии с частью 3 статьи 179 АПК РФ, арбитражный суд, принявший решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава - исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации или по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.
В связи с изложенным, придя к выводу о необоснованности отказа Управления в принятии решения о выборе земельного участка, суд первой инстанции, внеся изменения в резолютивную часть судебного акта, по существу не изменил его содержание; факт незаконности отказа судом установлен, результатом чего является обязанность Управления выполнить предусмотренную п.2.4 Порядка процедуру, направленную на получение от администрации г. Барнаула оформленного в установленном порядке акта о выборе земельного участка для строительства, и принять в соответствии с п.2.5 Порядка решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.
При этом, судом обоснованно указано на принятие указанных решений в совокупности, поскольку законодательством, предусматривающим единый порядок выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, не установлена обязанность организации после выбора земельного участка повторно обращаться с заявлением для принятия решения решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, и в этой части доводы апелляционной жалобы признаются судом апелляционной инстанции необоснованными.
Однако, при изложении резолютивной части решения (с учетом определения), арбитражный суд не учел, что на Управление возложена обязанность в соответствии с вышеприведенными нормативными актами обеспечения процедуры выбора земельного участка, непосредственно оформление акта выбора земельного участка производится администрацией города Барнаула.
В связи с чем, принятые арбитражным судом первой инстанции судебные акты в резолютивной части подлежат изменению в силу пункта 4 части 1, пункта 3 части 2 статьи 270, и изложения в следующей редакции:
Решение Главного управления имущественных отношений Алтайского края, оформленное письмом от 23.04.2008г. N АН-3888, об отказе в предоставлении Обществу земельного участка примерной площадью 1,2 га по проезду Северный Власихинский в г. Барнауле для строительства административно - торгового здания признано незаконным как несоответствующее Порядку представления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственные собственность на которые не разграничена, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 N 48.
Обязать Главное управления имущественных отношений Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Абрис-Авто", возложив на Главное управления имущественных отношений Алтайского края обязанность: по обеспечению Обществу с ограниченной ответственностью "Абрис-Авто" процедуры выбора земельного участка примерной площадью 1,2 га по проезду Северный Власихинский в г. Барнауле для строительства административно - торгового здания; и принятию решения о предварительном согласовании Обществу с ограниченной ответственностью "Абрис-Авто" места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства.
В остальной части решение оставить без изменения.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе на решение суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относится на Управление.
Руководствуясь статьями 110, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 25 сентября 2008 года и определение арбитражного суда Алтайского края от 27.10.2008г. по делу N А03-7699/2008-36 изменить, изложив в следующей редакции:
Решение Главного управления имущественных отношений Алтайского края, оформленное письмом от 23.04.2008г. N АН-3888, об отказе в предоставлении Обществу земельного участка примерной площадью 1,2 га по проезду Северный Власихинский в г. Барнауле для строительства административно - торгового здания признано незаконным как несоответствующее Порядку представления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городского округа - города Барнаула Алтайского края, государственные собственность на которые не разграничена, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от 08.02.2007 N 48.
Обязать Главное управления имущественных отношений Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Абрис-Авто", возложив на Главное управления имущественных отношений Алтайского края обязанность: по обеспечению Обществу с ограниченной ответственностью "Абрис-Авто" процедуры выбора земельного участка примерной площадью 1,2 га по проезду Северный Власихинский в г. Барнауле для строительства административно - торгового здания; и принятию решения о предварительном согласовании Обществу с ограниченной ответственностью "Абрис-Авто" места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка для строительства.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.И.Жданова |
Судьи |
В.А.Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-7699/2008-36
Истец: ООО "Абрис-Авто"
Ответчик: Главное управление имущественных отношений Алтайского края
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7130/08