Влияние реформ позитивно, но неопределенность по-прежнему высока
Одним из основных условий успешного формирования благоприятного инвестиционного климата в российских регионах является реализация реформ местного самоуправления. Сегодня происходящие изменения анализируют эксперты мирового рейтингового агентства Standard & Poor's Борис Копейкин (Москва), Елена Окороченко (Сингапур), Феликс Эйгель (Москва) и Ирина Пильман (Москва).
Закон принят, вопросы остались
Первого января 2006 г. закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вступил в действие. Его реформаторские постулаты повлекут за собой многочисленные изменения в бюджетном законодательстве. В соответствии с логикой реформ региональные и местные органы власти (РМОВ) в России должны получить большую автономию с четкими границами и более независимую доходную базу. Агентство Standard & Poor's позитивно оценивает влияние реформ с точки зрения кредитоспособности РМОВ, имеющих рейтинги в основном вследствие улучшения финансовой гибкости и предсказуемости. Кроме того, реформы повышают эффективность и прозрачность системы межбюджетных отношений.
Однако есть и минусы. Недавние предложения ряда парламентариев о внесении изменений в законодательство о местном самоуправлении повышают для РМОВ уровень рисков, связанных с системой межбюджетных отношений в России. Принятие подобных поправок способно создать неопределенность и привести к смене ранее проводимого курса. В результате уровень предсказуемости системы общественных финансов в России остается очень низким, что негативно влияет на инвестиционный климат, кредитоспособность и политику заимствований муниципального сектора. Продолжающиеся изменения в системе межбюджетных отношений могут в обозримом будущем ограничить уровень рейтингов российских РМОВ и замедлить повышение инвестиционной оценки, особенно для региональных центров.
Сократить полномочия местных властей и проиграть?
В поправках говорится о предоставлении региональным органам власти права брать на себя важные расходные полномочия региональных административных центров, причем критерии такого вмешательства в деятельность органов местного самоуправления, равно как и детали самой процедуры передачи полномочий, должны определяться в каждом регионе.
Вносимые предложения согласуются с наблюдаемой в последнее время тенденцией развития межбюджетных отношений в России - централизацией принятия непрозрачных, зависящих от конкретной ситуации решений, препятствующей повышению степени автономности РМОВ и созданию более предсказуемых условий для их деятельности. В определенной степени эта тенденция и новые предложения замедляют реализацию ранее проводимых реформ, направленных на повышение финансовой гибкости и предсказуемости условий деятельности органов местного самоуправления, а также четкое разграничение полномочий различных уровней власти.
Среди поправок числится передача региональным правительствам ключевых функций местных органов власти, таких как организация работы предприятий коммунального сектора, содержание дорог, вывоз и утилизация бытовых отходов, контроль за использованием земель. Это означает дополнительный контроль региональных властей за доходами муниципальных образований, который может отразиться на ликвидности и финансовом положении, а также способности последних обслуживать свои долги. Иными словами, передача полномочий негативно повлияет на рейтинги городов, становящихся объектами подобного вмешательства.
Если изменения будут утверждены, долгосрочные заимствования, объемы которых и так невелики, станут недоступными для региональных "столиц", поскольку их финансовое положение будет в еще более высокой степени определяться краткосрочными политическими циклами и отношениями с региональными администрациями. В результате недостаточный уровень капиталовложений в инфраструктуру повлечет за собой ряд серьезных проблем: в частности, города могут оказаться не в состоянии выполнить требования политически важного для федерального правительства общенационального проекта "Доступное жилье".
Предлагаемые изменения напрямую затронут лишь два российских города, являющихся областными центрами и имеющих рейтинги Standard & Poor's, - Уфу (рейтинг по обязательствам в иностранной и национальной валюте В+/Стабильный/-; рейтинг по национальной шкале ruA+) и Новосибирск (рейтинг по обязательствам в иностранной валюте В/Позитивный/-; рейтинг по национальной шкале ruA).
Последние события не приведут к немедленным действиям по муниципальным образованиям, имеющим рейтинги Standard & Poor's. Но если ситуация не изменится, высокий риск, связанный с системой межбюджетных отношений, безусловно, скажется на уровне их рейтингов.
Таблица 1. Последние рейтинговые действия по российским
муниципальным образованиям
Эмитент | Рейтинг по обяза- тельствам в иност- ранной валюте |
Рейтинг по нацио- нальной шкале |
Последнее решение по рейтингу эмитен- та |
Дата последнего ре- шения по рейтингу эмитента |
Балашихинский рай- он |
В-/Позитивный/- | ruBBB+ | Прогноз пересмортен на "Позитивный" |
22.11.2005 |
Братск | B-/Стабильный/- | ruA | Рейтинг присвоен | 23.03.2006 |
Клинский район | В-/Стабильный/- | ruBBB- | Рейтинг подтвержден | 10.10.2005 |
Новосибирск | В/Позитивный/- | ruA | Рейтинг присвоен | 23.03.2006 |
Сургут | ВВ-/Стабильный/- | ruAA- | Рейтинг повышен | 27.02.2006 |
Уфа | В+/Стабильный/- | ruA+ | Рейтинг повышен | 24.03.2006 |
Эффект позитивный?
В настоящее время кредитные рейтинги Standard & Poor's присвоены шести российским органам местного самоуправления, в том числе четырем городам и двум муниципальным районам. Увеличение числа рейтингов и повышение уровня кредитоспособности органов местного самоуправления проходили одновременно с проведением муниципальной, административной и бюджетной реформ.
Для большинства местных органов власти, имеющих рейтинги Standard & Poor's, последствия реформы местного самоуправления наряду с ростом экономики и увеличением бюджетных доходов оказались позитивными рейтинговыми факторами.
Реформы в области общественных финансов проводятся уже давно. В 2003 г., после нескольких лет обсуждений, был принят, а с 2006 г. вступил в силу закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а в 2004-2005 гг. в него внесли ряд изменений. В середине 2005 г. был введен трехлетний "переходный период" 2006-2009 гг., в течение которого региональные власти должны передать пакет доходных и расходных полномочий вновь образованным органам местного самоуправления (вместо передачи всех полномочий с 2006 г., как планировалось ранее). В долгосрочной перспективе положительное влияние реформ на финансы местных органов власти будет выражаться в следующем:
1 Муниципалитеты получили более устойчивую и независимую налоговую базу, в структуре которой преобладают сравнительно стабильные налог на доходы физических лиц и имущественные налоги. Минимальные нормативы отчислений в муниципальные бюджеты по налогу на доходы физических лиц (30% для городских округов, 20% для муниципальных районов и 10% для поселений), а также по другим важным налогам закреплены теперь в Бюджетном кодексе и обеспечивают большую уверенность относительно будущих доходов. Такое закрепление нормативов снижает риск перераспределения доходов в пользу регионов, как случалось в прошлом. Теперь налоговые доходы местных бюджетов включают налоги, в наименьшей степени зависящие от экономических циклов и цен на сырьевые товары, что важно в России, где одним из самых серьезных рисков для большинства муниципальных заемщиков является концентрированная структура экономики.
2 Повышается гибкость доходов. В результате перераспределения налоговых поступлений средняя доля гибких доходов у муниципальных образований, имеющих рейтинги Standard & Poor's, в 2006 г. значительно возрастет по сравнению с 2001-2004 гг., что является очевидным признаком предсказуемости доходов. Ожидаемый уровень гибких доходов сопоставим с показателями местных органов власти стран Центральной и Восточной Европы и Мексики, хотя и ниже, чем у многих западноевропейских РМОВ, где он достигает 70-90%.
"Диаграмма"
3 Распределение расходных полномочий между уровнями власти стало более прозрачным. Некоторые важные расходы, в частности зарплата учителям и часть расходов на социальное обеспечение, теперь финансируются за счет целевых перечислений из региональных бюджетов. Тем не менее муниципалитеты не полностью защищены от рисков, связанных с выполнением федеральных и региональных мандатов, в том числе не обеспеченных финансированием. Когда целевые перечисления задерживаются, муниципалитетам приходится из собственных средств финансировать расходы, связанные с выполнением делегированных полномочий. Подобное случилось, например, с Братском (рейтинг по обязательствам в иностранной валюте В/Стабильный/-; рейтинг по национальной шкале ruA), не получившим от Иркутской области (рейтинг по обязательствам в иностранной валюте В+/Стабильный/-) средства на выплату зарплаты учителям в начале 2006 г. Зависимость городов и районов от перечислений из региональных бюджетов в целом возросла. В то же время основные принципы межбюджетных отношений в регионах устанавливаются федеральным законодательством, благодаря чему процедура стала прозрачнее, а риски - ниже.
4 Муниципалитеты приобрели более четкий правовой и административный статус. В некоторых случаях реформы привели к институционализации правового статуса и определению границ муниципальных образований. Так, Уфа в рамках реформы объединилась со своими районами, приобрела статус единого муниципального образования и приняла устав городского округа. В результате город получил дополнительные доходы и повысил финансовую гибкость, что стало одной из причин повышения его инвестиционного рейтинга в марте 2006 г. До этого администрация Уфы была подразделением Правительства Республики Башкортостан (рейтинг по обязательствам в иностранной и национальной валюте ВВ-/Позитивный/-), а районы столицы имели муниципальный статус и формально были независимыми, что создавало серьезные риски для кредитоспособности города.
Действие реформ для "конечных пользователей" - городов,
районов, поселений
Кроме перечисленных выше последствий, общих для всех муниципальных образований, есть некоторые, относящиеся только к городам, районам или поселениям. Например, в рамках реформы созданы местные органы власти двух уровней, каждый со своими правами и обязанностями. Такая структура заменила один уровень местного самоуправления, существовавший до 2006 г.
В целом за городами юридически закреплены минимальные объемы доходных и расходных полномочий, благодаря чему их финансовое положение становится более предсказуемым и стабильным. Установленный для городских округов минимальный процент отчислений по налогу на доходы физических лиц (30%) лишь немного меньше средней, по оценке, доли муниципальных образований в консолидированных поступлениях по подоходному налогу за последние два года. Пример новой структуры доходов одного из городов, имеющих рейтинг Standard & Poor's, Новосибирска, показан на рис. 1.
Реформа создала условия для повышения способности городов осуществлять заимствования и выпускать долговые обязательства; теперь ожидается более активное привлечение средне- и долгосрочных заимствований, необходимых для удовлетворения потребностей в развитии инфраструктуры.
В муниципальных районах, где органы власти двух уровней вынуждены делить одну налоговую базу, результаты проведения реформы будут неоднозначными. Образованные в 2006 г. органы власти нового - поселенческого - уровня могут поглотить часть районных бюджетов, что чревато увеличением долговой нагрузки по отношению к бюджетным доходам.
В частности, этот фактор существенно ограничивает рейтинг Клинского района Московской области. Львиная доля налоговой базы района сконцентрирована в городе Клин, который с 2006 г. является независимым муниципальным образованием с собственным бюджетом. Балашихинский район, также расположенный в Московской области (рейтинг по обязательствам в иностранной валюте ВВ-/Позитивный/-; рейтинг по национальной шкале ruAA-), напротив, сумел полностью сохранить за собой налоговую базу и остаться единственным муниципальным образованием на территории.
Многие небольшие поселения, созданные в рамках реформ, отличаются низким качеством управления, что объясняется нехваткой квалифицированного персонала, а также практически полным отсутствием налоговой базы (последнее особенно характерно для сельских районов). Сейчас в России нет ни одного поселения, имеющего рейтинг Standard & Poor's. В отличие от городов и районов перспективы стать заемщиками для них менее определенны. Ожидается, что в среднесрочной перспективе поселения будут представлять лишь очень малую часть рынка муниципальных заимствований.
Подготовила А. Андреева
"Бюджет", N 7, июль 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджет"
Ежемесячный финансово-экономический журнал
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью Издательский Дом "Бюджет"
Свидетельство о регистрации печатного СМИ: ПИ N ФС 77 - 50718 от 17.07.2012 года.
Редакция:
107078, Москва, ул. Новая Басманная, д. 10, стр. 1.
подъезд 6, а/я 104
Тел.: (495) 632-23-22, 628-47-88,
тел./факс: 628-35-08
Представителем автора публикаций в журнале "Бюджет" является издатель.