г. Пермь |
|
23 января 2009 г. |
Дело N А50-17389/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л.Х.,
судей Мещеряковой Т.И., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя (Соликамский городской прокурор) - Корякина В.Г. (предъявлено служебное удостоверение);
от ответчика (ООО "Аптека на Клестовке") - представитель не явился;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Общества с ограниченной ответственностью "Аптека на Клестовке"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 02 декабря 2008 года
по делу N А50-17389/2008,
принятое судьей Н.В. Якимовой
по заявлению Соликамского городского прокурора
к Обществу с ограниченной ответственностью "Аптека на Клестовке"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
В Арбитражный суд Пермского края обратился Соликамский городской прокурор с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Аптека на Клестовке" к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда от 02.12.2008г. Общество привлечено к административной ответственности по ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ с наложением взыскания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить в связи с тем, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права и неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. По мнению заявителя жалобы, он не виновен в совершении вменяемого административного правонарушения, поскольку им были приняты все меры для предупреждения правонарушения, в том числе работникам, ознакомленным с требованиями законодательства об обороте лекарственных средств, обеспечена возможность выполнить требования порядка обращения с лекарственными средствами с истекшим сроком годности. Кроме того, в обоснование требований жалобы ответчик указывает на существенное нарушение прокуратурой установленного законом порядка производства по делу об административном правонарушении.
Заявитель представил письменный отзыв с возражениями на доводы апелляционной жалобы, оснований для отмены судебного акта не усматривает и просит оставить его без изменения, считает, что Общество правомерно привлечено к административной ответственности, нарушений закона при проведении проверки и в ходе административного производства не допущено.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя повторил доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу. Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, правом участия в судебном заседании не воспользовался, своего представителя в суд не направил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не усмотрел.
Как следует из материалов дела, Соликамской городской прокуратурой 08.10.2008г. проведена проверка соблюдения законодательства "Об охране здоровья граждан" и законодательства "О лицензировании отдельных видов деятельности" в аптечном пункте ООО "Аптека на Клестовке", расположенном в здании ММУ "Городская больница N 3" по адресу: г.Соликамск, ул. 20 лет Победы,10.
В ходе проведения контрольных мероприятий установлен факт нахождения в аптечном пункте 3 упаковок лекарственного препарата "Лактобактерин" сухой, лиофилизат для приготовления суспензий, приема внутрь и местного применения, в одной упаковке 10 флаконов по 5 доз серии С485-4 с истекшим сроком годности (годен до 10.2008г.).
На основании данных проверки, по факту осуществления предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, 30.10.2008г. Соликамским городским прокурором вынесено постановление о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (л.д. 11).
Материалы административного дела и соответствующее заявление были направлены Прокуратурой в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Принимая решение о привлечении к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия существенных нарушений установленного законом порядка производства по делу об административном правонарушении.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечанием к указанной норме закона установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
На основании п.47 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 34 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" фармацевтическая деятельность это деятельность, осуществляемая организациями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения лекарственных средств, включающая оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление лекарственных средств; обращение лекарственных средств - обобщенное понятие деятельности, включающей разработку, исследования, производство, изготовление, хранение, упаковку, перевозку, государственную регистрацию, стандартизацию и контроль качества, продажу, маркировку, рекламу, применение лекарственных средств, уничтожение лекарственных средств, пришедших в негодность, или лекарственных средств с истекшим сроком годности и иные действия в сфере обращения лекарственных средств;
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, определен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6.07.2006г. N 416).
Пунктом 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности установлено, что осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 настоящего Положения.
Такими требованиями (условиями) при осуществлении фармацевтической деятельности являются, в том числе: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям; соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами, требований статьи 29 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил оптовой торговли лекарственными средствами; соблюдение лицензиатом требований о запрещении продажи лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных лекарственных средств и лекарственных средств, являющихся незаконными копиями лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, а также об уничтожении таких лекарственных средств в соответствии со статьей 31 Федерального закона "О лекарственных средствах" (подпункты "а", "б", "д" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона "О лекарственных средствах" запрещается продажа лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных лекарственных средств. Лекарственные средства, пришедшие в негодность, лекарственные средства с истекшим сроком годности и фальсифицированные лекарственные средства подлежат уничтожению. Порядок уничтожения лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных лекарственных средств разрабатывается с учетом требований безопасности людей, животных и окружающей среды и утверждается федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.
В силу п. 2 Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности и лекарственных средств, являющихся подделками или незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 15.12.2002г. N 382, лекарственные средства, пришедшие в негодность, и лекарственные средства с истекшим сроком годности подлежат изъятию из обращения и последующему уничтожению в полном объеме. Продажа указанных лекарственных средств запрещается.
Для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами, являются обязательными требования Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (приложение) (утв. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80).
Согласно п. 4.2 указанного Отраслевого стандарта на лекарственные препараты (лекарственные средства) с истекшим сроком годности, составляется акт; они должны быть соответствующим образом промаркированы и помещены в специально выделенную зону отдельно от других лекарственных препаратов до их идентификации, возврата поставщику или уничтожения в установленном порядке.
Таким образом, невыполнение лицензиатом любого из вышеперечисленных требований Отраслевого стандарта и (или) Инструкции следует расценивать как грубое нарушение лицензионных условий.
Из материалов дела видно, что Общество имеет лицензию N 59-02-000089 сроком действия с 10.12.2007г. по 21.12.2012г. на осуществление фармацевтической деятельности в виде розничной торговли лекарственными средствами без права работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами, согласно списков ПККН. Одним из мест осуществления лицензируемого вида деятельности является аптечный пункт, расположенный по адресу: 618551, Пермский край, г.Соликамск, ул. 20-летия Победы, д.10 (л.д.27-28).
Прокуратурой в ходе проведения проверки аптечного пункта лицензиата установлен факт нахождения в аптечном пункте 3 упаковок лекарственного препарата "Лактобактерин" сухой, лиофилизат для приготовления суспензий, приема внутрь и местного применения, в одной упаковке 10 флаконов по 5 доз серии С485-4 с истекшим сроком годности (годен до 10.2008г.).
Таким образом, Обществом не выполнены требования п.4.2 Отраслевого стандарта: на указанный лекарственный препарат не составлен акт, препарат не помещен в специально выделенную зону отдельно от других лекарственных препаратов до его уничтожения в установленном порядке.
Нарушение Обществом требований законодательства подтверждается постановлением прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.10.2008г., другими материалами дела и документально не опровергнуты.
В силу ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Изучив материалы дела, суд установил, что Общество, осуществляя фармацевтическую деятельность в сфере розничной торговли лекарственными средствами, имело возможность выполнить условие лицензии, обеспечить соблюдение требований вышеперечисленных нормативно-правовых актов, но им не были приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения.
С учетом изложенного, вывод суда о доказанности наличия в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения обоснован, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, размер санкции определен по минимальному пределу, предусмотренному ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Доводы, приведенные Обществом в апелляционной жалобе, об отсутствии его вины в совершении административного правонарушения, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку о том, что ответчиком при наличии возможности не обеспечен должный контроль за работой персонала и продаваемой продукцией.
Утверждение Общества о том, что лекарственный препарат был помещен в специальную карантинную зону для последующей утилизации в контейнер, контейнер имел соответствующую надпись и находился в холодильнике, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается как неподтвержденное документально.
Прокуратурой при производстве по делу об административном правонарушении существенных нарушений процессуальных требований, установленных КоАП РФ, не допущено. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено в присутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Представителю Общества обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.
Довод Общества о том, что прокуратурой нарушен порядок изъятия лекарственного препарата, обоснованно расценен судом первой инстанции как не существенное нарушение, не повлекшее за собой невозможность всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и принятия правильного решения.
Применения в данном случае положений ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности суд апелляционной инстанции не находит в связи с наличием существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции отмене, апелляционная жалоба удовлетворению, не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 02 декабря 2008 года по делу N А50-17389/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Аптека на Клестовке" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Т.И. Мещерякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-17389/2008-А21
Истец: Соликамский городской прокурор
Ответчик: ООО "Аптека на Клестовке"
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10323/08