г. Пермь
23 января 2008 г. |
Дело N А60-31775/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ясиковой Е. Ю.
судей Мещеряковой Т.И., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тухватуллиной Э.Р.
при участии:
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Стройтехэксплуатация": не явились
от ответчика - Региональной энергетической комиссии Свердловской области: Нагибин С.Г., удостоверение, доверенность от 09.01.2008г.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Региональной энергетической комиссии Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 05 декабря 2007 года
по делу N А60-31775/2007,
принятое судьей Кравцовой Е.А.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Стройтехэксплуатация"
к Региональной энергетической комиссии Свердловской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройтехэксплуатация" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее РЭК) N 126 от 06.11.2007г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.
Решением арбитражного суда от 05.12.2007г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, РЭК обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к тому, что при имеющихся в данном деле обстоятельствах, суд в соответствии с частью 4 пункта 1 статьи 30.7 КоАП РФ должен был отменить постановление N 126 от 06.11.2007г. по делу об административном правонарушении и направить дело на новое рассмотрение в РЭК Свердловской области для устранения нарушений, связанных с составлением протокола об административном правонарушении, а также рассмотрения административного дела в присутствии законного представителя ООО "Стройтехэксплуатация". Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Общество письменный отзыв на жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в жалобе, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что РЭК проведена проверка по вопросам соблюдения ООО "Стройтехэксплуатация" порядка ценообразования, порядка формирования и применения цен (тарифов) и факторов, на них влияющих, проверку применения регулируемых цен (тарифов), хозяйственной деятельности в сфере регулируемого ценообразования, анализа соблюдения законодательства о защите прав потребителей.
В ходе проверки установлено нарушение заявителем порядка ценообразования на тепловую и электрическую энергию, а именно:
завышение в период с 01.01.2007г. по 31.08.2007г. ночного тарифа на электрическую энергию для граждан, проживающих в общежитии по адресу г. Екатеринбург, ул. Старых Большевиков, 16;
применение в период с 31.05.2007г. по 29.06.2007г. тарифа на тепловую энергию и тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, не утвержденного в установленном порядке;
применение в период с 28.04.2007г. по 31.08.2007г. тарифа на электрическую энергию, не утвержденного в установленном порядке.
Данный факт зафиксирован в акте проверки N 74, на основании которого 25.10.2007г. инспекцией составлен протокол об административном правонарушении и 06.11.2007г. вынесено постановление N 126 о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб.
Считая вынесенное постановление незаконным, Общество обратилось в суд с требованием об его отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что, несмотря на наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения в части завышения ночного тарифа на электрическую энергию гражданам, проживающим в общежитии, административным органом допущены существенные процессуальные нарушения прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Статьей 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), а равно иное нарушение установленного ценообразования.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительством Российской Федерации 07.03.1995г. принято Постановление N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", которым утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе региональные энергетические комиссии.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" энергоснабжающей организацией признается любая коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии. При этом потребителем в соответствии с той же статьей считается физическое или юридическое лицо, пользующееся электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью).
Как правомерно установлено судом первой инстанции общежитие и другие организации, по которым РЭК были установлены нарушения в области ценообразования на тепловую и электрическую энергию, находятся на эксплуатационном обслуживании у ООО "Стройтехэксплуатация". Заявитель не является хозяйствующим субъектом, осуществляющим выработку для продажи тепловой и электрической энергии, не приобретает тепловую и электрическую энергию и не оказывает услуги по передаче тепловой энергии. Заявитель только предъявляет потребителям счета на оплату потребляемой электрической и тепловой энергии по той же цене, которую выставляют энергоснабжающие организации - ОАО "УЭТМ-УГМ", ОАО "ТГК-9", МУП "Екатеринбургэнерго". Доказательств обратного, в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, административным органом арбитражному апелляционному суду не представлено.
Таким образом, поскольку в указанной части своими действиями заявитель не нарушил требования приведенных норм, вывод суда первой инстанции о неправомерном привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ за применение тарифа на тепловую и электрическую энергию и тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, не утвержденных в установленном порядке является обоснованным.
Завышение тарифов на сумму 49 887,78 руб. в период с 01.01.2007г. по 31.08.2007г. при расчете платы за электрическую энергию для граждан, проживающих в общежитии, а именно: применение при расчете платы ночного тарифа в размере 1,12 руб./кВтч, вместо утвержденного 0,6 руб./кВтч, судом установлено, материалами подтверждено и заявителем не оспаривается.
Вывод суда первой инстанции о том, что формальный состав правонарушения, предусмотренного ст. 14.6 КоАП РФ, в части завышения ночного тарифа при расчете платы за электрическую энергию для граждан, проживающих в общежитии, а также характер правонарушения не позволяют сделать вывод о малозначительности совершенного заявителем административного правонарушения также является верным.
При этом нарушение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности является самостоятельным основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении составлены в отсутствие законного представителя заявителя - единственного учредителя и директора общества Степанова А.Ю. (решение - л.д. 73), который не был надлежащим образом извещен о времени и месте их составления. Судом обоснованно отмечено, что представитель Стогний В.И., действующий на основании общей доверенности от 30.11.2006г., не содержащей полномочий на участие в конкретном деле об административном правонарушении, не является законным представителем заявителя.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, возможность устранения этих недостатков отсутствует.
В соответствии с требованиями п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", подобные нарушения процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Довод жалобы о неприменении судом части 4 пункта 1 статьи 30.7 КоАП РФ, где сказано, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, подлежит отклонению.
Глава 30 КоАП РФ регламентирует порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административном правонарушении.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются как судами, так и внесудебными органами. При этом законодатель установил различный процессуальный порядок рассмотрения жалоб судами. В судах общей юрисдикции жалобы рассматриваются в порядке, установленном КоАП РФ (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5), а в арбитражных судах - в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством.
В соответствии с частью 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Суд первой инстанции, правильно применил нормы арбитражного процессуального законодательства и при вышеуказанных обстоятельствах правомерно признал оспариваемое постановление незаконным и отменил его.
Таким образом, решение суда первой инстанции по настоящему делу отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Региональной энергетической комиссии Свердловской области не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 5 декабря 2007 года по делу N А60-31775/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Е.Ю. Ясикова |
Судьи |
Т.И. Мещерякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-31775/2007-С10
Истец: ООО "Стройтехэксплуатация"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9333/07