г. Пермь
26 июня 2008 г. |
Дело N А60-1560/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.06.2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.06.2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.
судей Осиповой С.П., Нилоговой Т.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калмаковой Т.А.
при участии:
от заявителя ООО "Азарт Плюс": Чевтаев С.В.- представитель по доверенности от 04.12.2007г.
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области : Котыгин И.О. - представитель по доверенности от 09.11.2007г.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области ( ответчик по делу)
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 апреля 2008 года
по делу N А60-1560/2008,
вынесенное судьей Шавейниковой О.Э.
по заявлению ООО "Азарт Плюс"
к Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области
о признании недействительным отказа в государственной регистрации объектов налогообложения,
установил:
ООО "Азарт Плюс" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения (в виде уведомления) N 13-27/30004 от 21.11.2007г. об отказе в государственной регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, вынесенного Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.04.2008г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением суда, Межрайонная ИФНС России N 16 по Свердловской области (ответчик по делу) обжаловала его в суд апелляционной инстанции. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что деятельность ООО "Азарт Плюс" по организации и проведению азартных игр в игорном заведении не соответствует требованиям пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006г. "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, так как общество до момента вступления указанного Закона в силу (1.01.2007г.) игорных заведений на территории г.Нижний Тагил не имело, подало заявления в налоговый орган на государственную регистрацию 11 игровых автоматов по месту нахождения трех игорных заведений только 19.07.2007г. Учитывая, что общество не имеет права осуществлять свою деятельность по организации и проведению азартных игр во вновь открываемых спорных игровых заведениях, следовательно, у налогового органа отсутствовали законные основания для выдачи свидетельства о регистрации спорных игровых автоматов.
ООО "Азарт Плюс" (заявитель по делу) представило отзыв, в котором с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласно, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Учитывая, что в соответствии с приказами руководителя общества, обособленные подразделения, в которых размещены игровые автоматы, созданы до 1.01.2007г., следовательно, отказ налогового органа в государственной регистрации игровых автоматов является незаконным и необоснованным. Также ссылается на уведомительный характер регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, в связи с чем, инспекция обязана была выдать соответствующие свидетельства о регистрации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, 15.11.2007г. ООО "Азарт Плюс" обратилось в Межрайонную ИФНС России N 16 по Свердловской области с заявлениями о регистрации 11 объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в залах игровых автоматов, расположенных в городе Нижний Тагил по трем адресам: 1) Октябрьский проспект, 15; 2) ул. Победы-Либкнехта; 3) ул. Ленина, 71.
Инспекция, рассмотрев заявления общества, направила ему уведомление об отказе в регистрации N 13-27/30004 от 21.11.2007г., в котором сослалась на то, что в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006г N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 244-ФЗ) с 1.01.2007г. игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах.
Полагая, что уведомление является незаконным и необоснованным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из несоответствия оспариваемого ненормативного акта требованиям части 4 статьи 366 НК РФ, так как регистрация игровых автоматов носит уведомительный характер; Федеральный закон N 244-ФЗ не регулирует отношения по регистрации объектов налогообложения, то есть не может распространять свое действие на налоговые правоотношения; отказ в регистрации игровых автоматов лишает заявителя права на осуществление предпринимательской деятельности до июля 2009 г., поскольку органом государственной власти субъекта РФ запрет на осуществление этой деятельности на территории Свердловской области с 1.07.2007г. не введен.
Между тем, судом при вынесении решения не учтены следующие обстоятельства.
С 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ", которым определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В пунктах 1, 2 статьи 5 Закона предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 11 статьи 4 Закона игорное заведение - это здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).
Под игорной зоной понимается часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона).
Игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом ( часть 4 статьи 5 Закона).
На территории Российской Федерации создаются игорные зоны на территориях: Алтайского края; Приморского края; Калининградской области; Краснодарского края, Ростовской области.
В силу пункта 2 статьи 13 Закона разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.
Следовательно, игорные заведения, открытые и действовавшие до момента вступления Федерального закона от 29.12.2006г. N 244-ФЗ в силу, то есть до 01.01.2007г., вправе продолжить свою деятельность после указанной даты до 30.06.2009г. вне территории игорных зон при условии соблюдения требований, установленных Законом. Открытие и функционирование новых игорных заведений после принятия и вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006г. N 244-ФЗ возможно только на территории игорных зон в соответствии с разрешительным порядком.
Из документов, имеющихся в материалах дела следует, что ООО "Азарт Плюс" до 1.01.2007г. не имело игорных заведений на территории города Нижнего Тагила, в том числе и по адресам: Октябрьский проспект, 15; ул. Победы-Либкнехта, Ленина,71, заявления о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес были поданы обществом только 19.07.2007г. (л.д.54-62 т.1), то есть после введения в силу Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006г. Таким образом, ООО "Азарт Плюс", обращаясь в налоговый орган за регистрацией 11 игровых автоматов, планировало осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса во вновь открытых трех игорных заведениях по вышеуказанным адресам в г.Нижний Тагил, на территории, не отнесенной к игорным заведениям после 1.01.2007г., что не соответствует требованиям части 4 статьи 5 Федерального закона N 244-ФЗ.
Довод общества о том, что деятельность в сфере игорного бизнеса по указанным адресам им начата до 1.01.2007г. отклоняется, так как не подтвержден документально. Ссылка на тот факт, что подтверждением факта осуществления обществом деятельности в сфере игорного бизнеса является издание до 1.01.2007г. приказов о создании на территории г.Нижний Тагил обособленных подразделений и постановка их на налоговый учет отклоняется, так как сама по себе постановка на налоговый учет обособленного подразделения свидетельствует лишь о возможности общества осуществлять по данному адресу любой не запрещенный законодательством вид предпринимательской деятельности. Регистрация же объектов налогообложения - игровых автоматов является намерением заявителя открыть игорные заведения и осуществлять в нем деятельность в сфере игорного бизнеса, так как в силу статьи 366 НК РФ каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
В силу пункта 3 части 2 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ - контроль за соблюдением организаторами азартных игр установленных частями 1 и 2 настоящей статьи требований осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Федеральная налоговая служба (ФНС России) - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 506 от 30.09.2004г.
Учитывая, что у ООО "Азарт Плюс" не возникло право открывать новые игорные заведения на территории города Нижний Тагил, а налоговый орган является органом уполномоченным осуществлять контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных статьей 5 Федерального закона N 244-ФЗ в части ограничений осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр с 1.01.2007г., следовательно, налоговый орган правомерно отказал обществу в государственной регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - в количестве 11 игровых автоматов по трем заявлениям и вынесенное уведомление N 13-27/30004 от 21.11.2007г. является законным и обоснованным.
Довод общества о том, что отказ в регистрации игровых автоматов лишает заявителя права на осуществление предпринимательской деятельности до июля 2009 г., поскольку на территории Свердловской области деятельность по организации и проведению азартных игр оранном государственной власти субъекта РФ начиная с 1.07.2007г. не запрещена, отклоняется.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в пункте 3 Определения N 150-О от 18.03.2004г., федеральный законодатель, реализуя свои полномочия по регулированию предпринимательской деятельности, вправе определять порядок и условия ее осуществления ,и исходя из специфики производства и оборота тех или иных видов продукции как объектов гражданских прав, устанавливать дополнительные требования, а также ограничения, которые, однако, должны соответствовать критериям, закрепленным Конституцией Российской Федерации, а именно вводиться федеральным законом и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей (стать 74, часть 2).
Федеральным законом N 244-ФЗ от 29.12.2006г., вступившим в силу с 1 января 2007 года, установлено, что ограничения осуществления указанной деятельности устанавливаются в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан (статья 1); правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется как федеральным законом, так и законами субъектов Российской Федерации (статья 2).
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона N 244-ФЗ игорные заведения могут быть открыты с 1.01.2007г. исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ игорные заведения, имеющие лицензии и соответствующие установленным Законом требованиям вправе продолжать свою деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне до 30 июня 2009 г.
Органы государственной власти субъектов РФ вправе принять до 1 июля 2007 г. решение о запрете начиная с 1 июля 2007 г. на территории субъекта РФ (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений) ( часть 6 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ).
Из анализа указанных правовых норм следует, что федеральным законом введены ограничения по организации новых игорных заведений с 1.01.2007г., но разрешено продолжать деятельность уже существующих на указанную дату игорных заведений соответствующих установленным требованиям, а законодатель субъекта РФ вправе был ограничить, начиная с 1.07.2007г. на территории субъекта РФ, осуществление деятельности даже игорных заведений соответствующих всем установленным требованиям.
Таким образом, установленные федеральным законом (часть 4 статьи 5 Федерального закона N 244-ФЗ) ограничения по осуществлению деятельности по организации и проведению азартных игр во вновь открытых с 1.01.2007г. игорных заведениях, даже в случае не введения органом государственной власти субъекта РФ запрета на осуществление деятельности с 1.07.2007г. уже существующих игорных заведений, не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции от 14.04.2008г. следует отменить, в удовлетворении заявленных требований ООО "Азарт Плюс" отказать.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, с ООО "Азарт Плюс" подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1000руб., в связи с удовлетворением апелляционной жалобы Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области в полном объеме и предоставленной ей ранее отсрочки по уплате госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 266, 268, 269, ч.2 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 апреля 2008 года по делу N А60-1560/2008 отменить.
В удовлетворении заявленных требований ООО "Азарт Плюс" о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области от 21.11.2007г. N 13-27/30004 об отказе в государственной регистрации объектов налогообложения (игровых автоматов) отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Азарт Плюс" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н. М. Савельева |
Судьи |
С. П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-1560/2008-С10
Истец: ООО "Азарт Плюс"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 16 по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3764/08