г. Томск |
Дело N 07АП-1705/09 |
16 марта 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей Музыкантовой М.Х., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Усаниной Н.А.
при участии: Трубина И.В., доверенность от 23.01.2009 г.; Киселева А.В., доверенность от 31.12.2008 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Национальная компания "Казахстан Темир Жолы", г. Астана Республика Казахстан
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 20.01.2009г.
по делу N А03-13874/2008-4 (судья Старцева М.В.)
по заявлению акционерного общества "Национальная компания "Казахстан Темир Жолы", г. Астана Республика Казахстан
акционерного общества "Национальная компания "Казахстан Темир Жолы", г. Астана Республика Казахстан
к Алтайской таможне
об оспаривании постановления от 18.11.2008г. N 10605000-403/2008 о привлечении к административной ответственности по ст. 16.5 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Национальная компания "Казахстан Темир Жолы" (АО "НК "КТЖ") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Алтайской таможне об оспаривании постановления от 18.11.2008г. N 10605000-403/2008 о привлечении к административной ответственности по ст. 16.5 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда Алтайского края от 20.01.2009г. в удовлетворении требований АО "НК "КТЖ" отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "НК "КТЖ" обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, требования АО "НК "КТЖ" удовлетворить по следующим основаниям:
- не выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела: перемещение вагона на 11путь было обнаружено в 3 часа 15 минут, т.е. через 15 минут после того, как зона таможенного контроля прекратила свое действие; рядом со штампом, который соответствует приложению N 1 приказа N 20 от 19.09.2004г. имеется штамп "Осмотрено и нарушений не выявлено", который свидетельствует о проведении фактического осмотра прибывшего состава
- неправильное применение судом норм материального права: Временной технологии взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом от 20.04.2005г, так как выполнение условий указанной технологии не является обязательным для заявителя.
Более подробно доводы АО "НК КТЖ" изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании апелляционной инстанции, представитель апеллянта доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель Таможни возражал против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции находит решение Арбитражного суда Алтайского края от 20.01.2009 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что 23.03.2008г. в 01 часов 15 минут московского времени во временную зону таможенного контроля - на станцию Локоть прибыл грузовой поезд N 3108 назначением ст. Семипалатинск (Республика Казахстан), проходящий транзитом через таможенную территорию Российской Федерации.
Грузовой поезд был расположен на 1 пути. Указанный путь с момента прибытия транспортных средств до завершения внутреннего таможенного транзита или окончания таможенного контроля является временной зоной таможенного контроля.
В процессе осуществления таможенного контроля за перемещением товаров железнодорожным транспортом, осуществляемым должностными лицами ОТО и ТК N 2 Рубцовского таможенного поста Алтайской таможни, был выявлен факт нарушения таможенного законодательства Российской Федерации, а именно, выявлено при документальном контроле, что в голове состава по натурному листу находился порожний вагон N 24469025 без документов и без указания станции назначения.
При таможенном осмотре предъявленного грузового состава, находящегося на 1 пути станции Локоть, в 3 часа 15 минут было выявлено, что в голове состава отсутствует вагон N 24469025, значившийся по натурному листу под номером 1. после проведенных разбирательств было установлено, что данный вагон был отцеплен по заявке работников ПКО (приемщиками) станции Локоть и находился на 11 пути, являющимся накопительном путем, на котором производится накопление вагонов, в которых были выявлены несоответствия и нарушения. Работники ПКО указали, что дверь вагона была приоткрыта и в нем просматривались мешки белого цвета.
При осмотре 11 пути станции Локоть, не являющегося зоной таможенного контроля, дежурной сменой ЖДПП "Локоть" было установлено, что данный вагон находится на севере этого пути, вагон не опломбирован, скрутки отсутствуют, одна дверь приоткрыта, товар в вагоне отсутствует.
Отметка об отцепке данного вагона в натурном листе сделана старшей смены стационарного технологического центра станции Локоть АО "НК "КТЖ" Донцовой С. После проведения таможенного осмотра грузового состава, в ходе которого установлено отсутствие вагона N 24 4 69025. примерно в 4 часа 30 минут работниками ПКО был предъявлен акт общей формы N 745 от 27.03.08г. об отцепке вагона и ее причинах.
Согласно статье 14 Таможенного кодекса Российской Федерации все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным Кодексом Российской Федерации.
Основное требование режима зоны таможенного контроля предусмотрено пунктом 4 статьи 362 ТК РФ.
Приказом Алтайской таможни от 09.06.2007г. N 539 "О создании временных зон таможенного контроля" на путях станции Локоть создана временная зона таможенного контроля. Время функционирования Временной зоны таможенного контроля определено с момента прибытия транспортных средств до завершения внутреннего таможенного транзита или окончания таможенного контроля.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о Невыполнении АО "НК "КТЖ" требований Таможенного законодательства, в связи с чем указанной организацией совершено административное правонарушение, предусмотренное статьей 16.5 КоАП РФ, выразившееся в перемещении товаров и транспортных средств, через границы зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа.
Из материалов дела следует, что по факту нарушения таможенного законодательства 28.03.2008г. в отношении АО "НК "КТЖ" должностным лицом ОТО и ТК N 2 Рубцовского таможенного поста Алтайской таможни было возбуждено дело об административном правонарушении N 10605000-403/2008 по статье 16.5 КоАП РФ и по окончанию административного расследования 26.09.2008г. был составлен протокол об административном правонарушении.
Постановлением по делу об административном правонарушении N 10605000-403/2008 от 18.11.2008г. АО "НК "КТЖ" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Статьей 16.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за перемещение товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границы зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной коммерческой деятельности без разрешения таможенного органа, если такое разрешение обязательно.
В соответствии со статьей 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным Кодексом Российской Федерации.
В силу положений пункта 1 статьи 360 ТК РФ товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации и до момента: выпуска для свободного обращения; уничтожения; отказа в пользу государства; обращения товаров в федеральную собственность либо распоряжения ими иным способом в соответствии с главой 41 настоящего Кодекса; фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации.
При этом, пунктом 5 статьи 362 ТК РФ предусмотрено, что проверка товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля.
В соответствии с пунктом 4 статьи 362 Таможенного кодекса Российской Федерации, осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, лиц, включая должностных лиц иных государственных органов, через границы зон таможенного контроля и в их пределах допускаются с разрешения таможенных органов и под их надзором, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. В указанных случаях доступ в зоны таможенного контроля разрешается с предварительного уведомления таможенных органов.
В силу положений пункта 3.2 Временной технологии взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом от 20.04.1995г. (в ред. Приказа ГТК России от 28.06.2002 N 675) должностные лица таможенных органов и сотрудники пограничной передаточной станции в роки, установленные технологическим процессом работы станции и согласованные с таможенным органом, совместно производят проверку количества и номеров принимаемых перевозочных средств, целостность пломб, сохранность груза на открытом подвижном составе и т.д.
По всем обнаруженным при данной проверке несоответствиям работниками пограничной станции составляются акты общей формы (ГУ-23) и в случаях, предусмотренных Правилами перевозок грузов, - коммерческие акты. В актах обязательно указывается фамилия должностного лица, пограничного таможенного органа, принимавшего участие в проверке. Копии данных актов передаются в таможенные органы по их требованию.
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, при прибытии грузового поезда, находящегося под таможенным контролем, на железнодорожную станцию Локоть, при обнаружении коммерческого несоответствия головного вагона состава поезда N 3108, находящегося под таможенным контролем, работники станции не уведомили таможенный орган о наличии неисправностей данного вагона составлением акта общей формы.
Кроме того, в отсутствие должностного лица таможенного органа и без соответствующего разрешения головной вагон был перемещен за пределы временной зоны таможенного контроля на 11 железнодорожный путь.
Приказом Алтайской таможни от 09.06.2007г. N 539 "О создании временных зон таможенного контроля" на путях станции Локоть создана временная зона таможенного контроля. Время функционирования Временной зоны таможенного контроля определено с момента прибытия транспортных средств до завершения внутреннего таможенного транзита или окончания таможенного контроля. Согласно данному приказу зона таможенного контроля на станции Локоть включает в себя железнодорожные пути с 1 по 10.
Учитывая указанные обстоятельства, перемещение головного вагона из состава поезда N 3108, находящегося под таможенным контролем, с 1 пути на 11 путь должно производиться в порядке и с соблюдением требований таможенного законодательства (пункт 4 статьи 362 ТК РФ).
Из материалов дела следует и правильно установлено судом первой инстанции, что требование пункта 4 статьи 362 ТК РФ о перемещении товаров через границы зон таможенного контроля с разрешения таможенных органов и под их надзором, работниками АО "НК "КТЖ" не было выполнено.
При этом довод заявителя о том, что наличие штампа на натурном листе поезда N 3801 свидетельствует о выдаче разрешения и на проведение производственной деятельности, и перемещение товаров и транспортных средств- за пределы зоны таможенного контроля, правомерно не принят судом первой инстанции, поскольку проставление штампа Алтайской таможни на натурном листе поезда свидетельствует только о проведении документального контроля поезда, то есть о времени приемки и сдачи товаросопроводительных документов для осмотра вагона, а не о разрешении на перемещение вагонов через границы зоны таможенного контроля.
Как правильно указал в решении суд, проставление указанного штампа регламентировано пунктом 67 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом, утвержденной приказом ФТС России от 16.0 9.2004г. N 50, которое осуществляется при принятии от перевозчика документов при убытии товаров с территории Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 362 ТК РФ закреплен разрешительный порядок соблюдения режима зоны таможенного контроля, соблюдение которого является обязательным, безотносительно от наличия или отсутствия штампов, проставляемых при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, осуществление в зоне таможенного контроля коммерческой деятельности, решение таможенного органа, создающего зону таможенного контроля, о разрешении осуществления в зоне таможенного контроля коммерческой деятельности может быть вынесено в произвольной форме и должно содержать формулировку "Разрешаю" (либо "Не разрешаю").
Указанные положения изложены в письме Федеральной таможенной службы от 21.10.2008г. N 01-11/44168 "О разрешениях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 62 ТК России".
Таким образом, каких-либо неясностей относительно соблюдения режима зоны таможенного контроля таможенное законодательство не содержит.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения заявленного требования.
Частями 6 и 7 статьи 210, частью 6 статьи 268 АПК РФ определен порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов и пределы рассмотрения дела в порядке апелляционного производства.
Данные нормы устанавливают, что арбитражный суд не связан основаниями и предметом заявленных требований. Проверка решения административного органа осуществляется судом первой инстанции в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверяет соблюдение судом первой инстанции процессуальных норм.
В соответствии с требованиями частью 6, частью 7 статьи 210 АПК РФ, судом первой инстанции проверено оспариваемое решение в полном объеме и обоснованно сделан вывод о правомерности привлечения АО "НК "КТЖ" к административной ответственности по статье 16.5 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь п. 1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Алтайского края от 20.01.2009 года по делу N А03-13874/2008-4 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
В.А. Журавлева |
Судьи |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-13874/2008
Истец: АО "Национальная Компания "Казахстан Темир Жолы" Филиал -"Восточный железнодорожный участок"
Ответчик: Алтайская таможня Сибирского таможенного управления
Хронология рассмотрения дела:
16.03.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1705/09