г. Томск |
Дело N 07АП-2727/09(А45-18033/2008-32/389) |
08 мая 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2009 года.
Полный текст постановления составлен 08 мая 2009 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Калиниченко Н. К.
судей: Кайгородовой М.Ю.
Нагишевой О. Б.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: Позднякова И.А., доверенность от 22.01.2009 года, паспорт
от третьего лица: не явились, извещены
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОРИМИ ТРЕЙД" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 30 января 2009 года по делу N А45-18033/2008-32/389 (судья Амелешина Г.Л.)
по иску ООО "ОРИМИ ТРЕЙД"
к ОАО "РЖД" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога"
о взыскании денежной суммы
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "ОРИМИ Трейд" (далее - истец, ООО "ОРИМИ ТРЕЙД" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога" ( ответчик, ОАО "РЖД" ) о взыскании 26 153 рублей 52 коп. неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 02.06.2008 года по 09.12.2008 года в размере 1 544 рублей 13 коп. (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
В обоснование исковых требований ООО "ОРИМИ ТРЕЙД" указывает, что истец за перевозку груза в ноябре и декабре 2007 года в универсальных крытых вагонах была уплачена провозная плата в размере 47 487 рублей 92 коп.(путем списания с лицевого счета), в соответствии с тарифной схемой N 8 Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуг инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", утвержденного Постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 17.06.2003 года, N 47-т/5. По прибытию груза на станцию назначения перевозчик пересчитал размер провозной платы по тарифной сетке N 9, необоснованно считая, что перевозка осуществлялась в вагонах, оборудованных теплоизоляцией, и составил 56205 рублей 76 коп., с НДС. Истец считает, что ОАО "РЖД" безосновательно дополнительно списана с лицевого счета сумма в 26 153 руб. 52 коп.
Исковые требования основаны статьей 1102, частью 2 статьи 1107 Гражданского кодекса РФ.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, к участию в деле привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Объединенные Пивоварни Хейнекен", общество с ограниченной ответственностью "Логистик Стайл".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 30 января 2009 года ООО "ОРИМИ ТРЕЙД" отказано в удовлетворении иска.
При принятии решения суд отклонил довод истца о наличии доказательств факта демонтажа теплоизоляции вагонов - договор N 185/07 "Аренды железнодорожного подвижного состава" от 01.04.2007 года, договор N 416/07 от 01.10.2007 года, акт приема-сдачи N 32, акт выполненных работ от 01.12.2007 года. Суд первой инстанции признал недопустимыми доказательства, в соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса РФ, представленные истцом акты общей формы от 01.06.2007 года, от 12.11.2007 года, от 26.11.2007 года, как оформленные ненадлежащим образом и опровергнутые другими доказательствами. Суд отклонил довод истца об отсутствии у ответчика оснований для применения Тарифной сетки N 9 при определении провозной платы.
На решение ООО "ОРИМИ ТРЕЙД" подана апелляционная жалоба.
В жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, апеллянт просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить иск ООО "ОРИМИ ТРЕЙД" в полном объеме.
По мнению истца, факт оформления ОАО "РЖД" после перевозки вагонов по тарифной схеме N 8, свидетельствует об ошибочном начислении ответчиком донабора провозной платы по перевозкам. Считает, что ответчик не представил доказательства того, что перевозка грузов осуществлялась на особых условиях, в частности, акт общей формы, который составляется работниками РЖД перед подачей вагонов, железнодорожная квитанция с отметкой о "перевозке на особых условиях".
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "РЖД" приведенные в жалобе доводы не признало. Считает, что суд правильно оценил представленные ответчиком доказательства в обоснование своих возражений против исковых требований; правильно применил нормы материального и процессуального права. Истец не подтвердил в ходе судебного разбирательства факт демонтажа теплоизоляции вагонов. Решение суда ОАО "РЖД" считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" возражал против доводов апелляционной жалобы, считая их необоснованными по основаниям, приведенным в отзыве.
ООО "ОРИМИ ТРЕЙД", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ апелляционный суд рассмотрел дело в отсутствие представителя апеллянта.
Законность и обоснованность судебного акта - решения Арбитражного суда Новосибирской области от 30 января 2009 года по делу N А45-18033/2008 проверены в апелляционном порядке, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признает решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене либо изменению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ответчик на основании транспортных железнодорожных накладных N ЭЙ 433379, N ЭЙ 432492, N ЭЙ 791901 осуществляла в ноябре и декабре 2007 года груза, в универсальных крытых вагонах с сетевыми номерами 52410644, 52589132, принадлежащих ООО "Сталкон", ООО "Дженерал Лизинг", ЗАО "ВКМ-Лизинг", соответственно, со станции Нева Октябрьской железной дороги до станции Обнорская Западно-Сибирской железной дороги.
Согласно перечисленным выше транспортным железнодорожным накладным, грузоотправителем и плательщиком провозной платы являлось ООО "ОРИМИ ТРЕЙД".
ООО "ОРИМИ ТРЕЙД" за перевозку груза уплачена провозная плата в размере 47 487 рублей 92 коп. (с НДС), в соответствии с тарифной схемой N 8 Прейскуранта N 10-01 "тарифы на перевозки грузов и услуг инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами", утвержденного Постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ от 17.06.2003 г. N 47-т/5. Сумма провозной платы была списана со счета ООО "ОРИМИ ТРЕЙД".
По прибытию груза на станцию назначения перевозчик пересчитал размер провозной платы, согласно Тарифной сетке N 9, применяемой при определении платы за перевозку грузов в специализированных вагонах, т.е. вагонах, оборудованных теплоизоляцией. В соответствии с тарифной сеткой N 9 сумма провозной платы составила 56 205 рублей 76 коп., с НДС.
Полагая, что ОАО "РЖД" неправомерно применило Тарифную сетку N 9 и необоснованно списало с лицевого счета ООО "ОРИМИ ТРЕЙД" 26 153 рубля 52 коп., истец обратился в арбитражный суд с иском о неосновательном обогащении и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ООО "ОРИМИ ТРЕЙД", суд первой инстанции указал на то, что обоснованность требования о восстановлении денежных средств на лицевом счете в ТехПД, истцом не доказана, и, напротив, ОАО "РЖД" доказало факт верного определения ответчиком тарифного класса.
В соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса РФ, плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Оплата перевозки груза по данному делу определена на основании тарифов на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами (Прейскурант N 10-01, утвержденный Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации 17 июня 2003 года N 47-т/5).
Указанное тарифное руководство разработано в соответствии с Федеральным Законом "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и Федеральным Законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и определяет тарифы на перевозки по российским железным дорогам грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами. Тарифное руководство применяется на всех линиях железных дорог федерального железнодорожного транспорта, широкой и узкой колеи, принятых в постоянную эксплуатацию, являются обязательными и едиными для всех пользователей услугами железнодорожного транспорта.
Установленные федеральным органом исполнительной власти тарифы являются обязательными для пользователей услугами железнодорожного транспорта, независимо от их организационно-правовой формы.
В силу статьи 14 Федерального Закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", перевозки грузов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным Законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", правилами перевозок грузов и заключаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации договорами перевозки.
Согласно статье 30 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и пункту 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 6 октября 2005 года N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального Закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" окончательные расчеты за перевозку грузов, грузобагажа и дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, грузобагажа, производятся грузополучателем (получателем) по прибытии грузов, грузобагажа на железнодорожную станцию назначения до момента их выдачи. При выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозок и размеров иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов, перерасчет может производиться после выдачи грузов, грузобагажа.
Установив факт неверного определения тарифного класса за перевозку грузов в специализированных вагонах, суд первой инстанции обоснованно отказал ООО "ОРИМИ ТРЕЙД" в удовлетворении иска; вывод суда о правомерном доборе провозной платы является правильным.
В обоснование иска ООО "ОРИМИ ТРЕЙД" представило копии актов общей формы от 12.11.2007 года, от 26.11.2007 года, от 01.06.2007 года. Подлинники названных актов истцом суду не представлены, кроме того, из копий следует, что они составлены с нарушением Правил составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 года; согласно письму филиала ОАО "РЖД" "Октябрьская железная дорога" от 25.06.2008 года N МО-1, акты общей формы о демонтаже теплоизоляции железной дорогой не подписывались. В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции обоснованно указал на недопустимость перечисленных доказательств.
Как следует из материалов дела, истец не представил доказательства, свидетельствующие о демонтаже теплоизоляции вагонов. Предъявленные ООО "ОРИМИ ТРЕЙД" акт выполненных работ, договор N 416/07 от 01.10.2007 года судом оценены надлежащим образом: предметом договора являются работы по ремонту утепленных крытых железнодорожных вагонов (т.е. договор не регулирует отношения по демонтажу), акт от 01.12.2007 г. составлен по факту направления заявки на ремонт вагонов, а не о демонтаже теплоизоляции) и датирован позже перевозок, оплата которых является предметом настоящего судебного разбирательства.
Одним из доводов апелляционной жалобы является неправильный вывод суда об оставлении без рассмотрения искового требования ООО "ОРИМИ ТРЕЙД" о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, заявленного в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса РФ. Согласно материалам дела (т.2 л.д. 40-43), исковое заявление ООО "ОРИМИ ТРЕЙД" в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, оставлено без рассмотрения отдельным судебным актом - определением от 30 января 2009 года. Апелляционная жалоба на указанное определение не подана. Довод апеллянта является несостоятельным.
Апелляционный суд соглашается с выводами, содержащимися в решении Арбитражного суда Новосибирской области, поскольку они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств, правильной правовой квалификации спорного правоотношения и правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе ООО "ОРИМИ ТРЕЙД", были предметом исследования судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
При оценке представленных сторонами доказательств каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ не допущено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы ООО "ОРИМИ ТРЕЙД" апелляционный суд приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Новосибирской области от 30 января 2009 года по делу N А45-18033/2008-32/389 принято с соблюдением норм материального и процессуального права. Судом оценены относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимная связь доказательств в совокупности.
На основании изложенного, апелляционная жалоба ООО "ОРИМИ ТРЕЙД" удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, расходы по оплате государственной пошлины относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271, статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 30 января 2009 года по делу N А45-18033/2008-32/389 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОРИМИ ТРЕЙД" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Калиниченко Н.К. |
Судьи |
Кайгородова М. Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-18033/2008-32/389
Истец: ООО "ОРИМИ ТРЕЙД"
Ответчик: ОАО "РЖД" в лице филиала "Западно-Сибирская железная дорога"
Третье лицо: ООО "Объединенные Пивоварни Хейнекен", ООО "Логистик Стайл"