Формирование управленческой отчетности коммерческого банка
При формировании управленческой отчетности банка необходимо последовательно пройти ряд этапов:
1. Определение целей формирования информации в отчетности и методов оценки результатов.
Так, для целей принятия решений, формирования выводов целесообразно использовать следующие подходы к составлению отчетности и оценки полученных результатов:
отчет и оценка выполнения заданных плановых показателей, проведение оценки отклонений "план-факт",
отчет и оценка динамики изменения показателей,
сравнение показателей управленческой отчетности с доступными рыночными данными.
2. Обеспечение точности расчетов и учета показателей отчетности.
Это важный этап, требующий раскрытия и закрепления в системе внутрибанковских нормативных документах методологии и методики формирования показателей. Так, в приложении 1 приведена классификация затрат по группам, видам и составу в управленческом учете и отчетности. Этот этап включает следующие шаги для последовательного обеспечения точности данных управленческого учета и отчетности.
1 Шаг: использование экспертных оценок и накопленных статистических данных, прогнозирование.
2 Шаг: построение технологии, обеспечивающей поддержку более точного учета и расчетов.
Пример основных показателей (кост-драйверов), использующихся для разнесения издержек и оказывающих влияние на точность расчетов: численность персонала, затраченное рабочее время на операцию, количество операций, количество обработанных документов, количество транзакций, размеры занимаемых подразделениями площадей и т.д.
3. Изучение и оценка (по возможности) систем управленческого учета и отчетности в других банках.
Так, например, исходя из реальной практически полученной информации, в других банках используются следующие системы управленческого учета и отчетности:
1. Банк AAA - действует система расчетов по центрам прибыли/центрам затрат, проведено описание основных бизнес-процессов, проводятся попытки оценки себестоимости продуктов и услуг, на развитие технологий направлены значительные ресурсы.
2. Банк ВВВ - действует система расчетов по центрам прибыли/центрам затрат.
3. Банк ССС - действует система расчетов по центрам прибыли/центрам затрат, разработаны и используются коэффициенты оценки эффективности бизнеса (KPI)/
4. Банк DDD - действует система расчетов финансовых результатов по центрам прибыли/центрам затрат, описаны бизнес-процессы, внедрена система внутреннего ценообразования ресурсов (трансфертное ценообразование), финансовые результаты центров прибыли/центров затрат учитываются в расчете мотивации.
5. Банк ЕЕЕ - действует система расчетов финансовых результатов по центрам прибыли/центрам затрат, внедрено трансфертное ценообразование ресурсов.
4. Оценка текущей ситуации в банке в сфере управленческого учета и отчетности. Так, например, такая оценка выявила следующие недостатки в конкретном банке:
1. Нет единого центра управленческих отчетов ----- 2. Используются данные бухгалтерского учета ----- 3. Отсутствует управленческий фокус ----- |
Подразделения формируют часть отчетов самостоятельно. Нет единой методологии. ---- Противоречивость отчетов. Данные заведомо имеют допущения, свя- занные с требованиями законодательства. ---- Сроки подготовки отчетов определенны также требованиями внешних контроли- рующих органов. Нет связи финансовых показателей с дея- ---- тельностью подразделений, что затрудня- ет процессы управления на среднем и и высшем уровне. |
5. Выбор форм управленческой отчетности для анализа и оценки деятельности подразделений.
Так, например, стандартные формы управленческой отчетности могут включать:
отчет о прибылях и убытках по центрам прибыли, консолидировано по банку,
анализ выполнения объемных показателей (привлечения/размещения) по центрам прибыли,
отчет о движении денежных средств,
отчет о капитальных вложениях, анализ эффективности проектов. Все отчеты должны включать плановые показатели.
6. Выделение объектов управленческого учета и отчетности по видам деятельности (процессам), продуктам, группам клиентов.
Выделение и классификация объектов управленческого учета и отчетности базируется на рассмотрении банка как системы бизнес-процессов, направленных на создание стоимости для клиентов.
Рассмотрим пример выделения таких объектов.
/- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- -- \ /- --- --- --- --- --- --- --- ---\
/--------------------\ /----------------------\ /------------------------\
| | Вид деятельности 1,| | Вид деятельности IN, | | | | Корпоративные клиенты | |
| например, ведение | | например, | \------------------------/
| | кредитного досье | | расчет процентов | | | /------------------------\ |
\--------------------/ \----------------------/ | Юридические Лица (не|
| Продукт 1 | | | корп.) | |
------+------+- \------------------------/
\- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---/ | |
/- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---\
/--------------------\ /----------------------\ | /------------------------\ |
| | Вид деятельности 2 | | Вид деятельности 2N | | | Физические лица |
\--------------------/ \----------------------/ | \------------------------/ |
| Продукт 2 -------------+-
\- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- -- / | |
/ --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- \
| /--------------------\ /----------------------\ | |
| Вид деятельности N | | Вид деятельности NN | | Клиентская база
| \--------------------/ \----------------------/ | |
Продукт N -------------+-
\--- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- -/ \-- --- --- --- --- --- --- --- --/
7. Определение форм отчетности для анализа продуктов и клиентов Банка.
Формы управленческой отчетности могут совершенствоваться, дополняться, изменяться, однако в банке необходимо иметь стандартный перечень этих форм. Например, следующих:
распределение клиентов по прибыльности,
внутренняя стоимость услуг (операций по продаже продукта клиенту),
соответствие тарифов банка внутренней стоимости услуги,
распределение продуктов по уровням доходности продуктов.
Показатели эффективности (KPI):
количество клиентов на одного сотрудника подразделения продаж, количество операций на одного сотрудника операционного зала, доход на одного сотрудника.
8. Определение необходимой информации для управленческого учета и отчетности.
К числу необходимой информации для управленческого учета и отчетности следует отнести:
а) Данные, требующие классификации и актуализации как отдельных справочников в банке:
центры учета в соответствии с выбранной финансовой моделью,
статьи управленческого плана счетов (активов/пассивов, доходов/расходов),
виды срочностей (в классификации в управленческом учете),
типы связанных сделок в системе фондирования,
группы риска для расчета резервов (в управленческом учете),
клиентские менеджеры,
клиенты/клиентские сегменты.
б) Данные для учета:
объемные показатели по центрам учета,
внешние (от клиентов, продуктов) доходы/расходы по центрам учета,
принадлежность сделок к схемам/связанным сделкам,
данные по затратам (платежам) в детализации, определенной принципами разнесения накладных расходов и подходами к решению задач функционально-стоимостного анализа.
в) Данные для проведения расчетов:
значения рисков для активных операций,
значения трансфертных ставок,
внешние процентные ставки и тарифы,
процент амортизационных отчислений,
значения коэффициентов, норм для разнесения накладных расходов.
г) Принципы получения отсутствующих данных.
Заносить дополнительную информацию о сделке, необходимую для ведения управленческого учета, в бэк-офисные учетные системы (аналитические информационные системы, например, Диасофт 5NT).
Доопределять данные в финансово-экономическом департаменте в случае, когда невозможно возложить на бэк-офис функции внесения информации, требующей дополнительного анализа:
группы риска, рассчитанные по внутрибанковской методике,
принадлежность сделок к схемам и т.д.
Вести параллельный учет данных, не связанных с оформлением сделок (кост-драйверы), например, численность сотрудников, площади подразделений и т.д.
О.И. Коренева,
аспирант Московского Государственного университета
"Консультант бухгалтера", N 8, август 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru