24 ноября 2008 г. |
N А14-3997/2008/164/10 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,
судей: Семенюты Е.А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Астаповым С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.08.2008 года по делу N А14-3997/2008/164/10 (судья Есакова М.С.),
принятое по заявлению муниципального образования Острогожский муниципальный район Воронежской области (г. Острогожск) в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Острогожского муниципального района Воронежской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Воронежской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации,
при участии в судебном заседании:
от КУМИ Острогожского муниципального района Воронежской области: Тищенко Л.Д., председателя комитета, распоряжение N 113-р от 13.05.2002 года;
от Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области: не явились, извещено надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование Острогожский муниципальный район в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Острогожского муниципального района Воронежской области (далее - муниципальное образование) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области (далее - УФРС по Воронежской области, регистрирующий орган) от 18.04.2008г. N 20/003/2008-381 в государственной регистрации права собственности муниципального образования Острогожский муниципальный район Воронежской области на нежилое помещение (магазин) общей площадью 267,6 кв.м., расположенное по адресу: Воронежская область, г. Острогожск, ул. Комсомольская, д. 62 и обязании УФРС по Воронежской области произвести государственную регистрацию права собственности на указанный объект недвижимости.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 11.08.2008 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, УФРС по Воронежской области обратилось с апелляционной жалобой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении суда первой инстанции, обстоятельствам дела, в связи с чем просит отменить решение арбитражного суда Воронежской области от 11.08.2008 г. и отказать муниципальному образованию в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы инспекция ссылается на то, что в соответствии с пунктом 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение федерального органа государственной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества, о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, является основанием возникновения права собственности на указанное в данном решении имущество. Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном данным Федеральным законом N 122-ФЗ, возникает с даты, устанавливаемой указанным решением.
При этом Распоряжение Правительства РФ N 1555-2р от 30.09.2005 г. не содержит указания на дату возникновения права. В этой связи, как полагает регистрирующий орган, право собственности Острогожского муниципального района возникает на общих основаниях, то есть с момента государственной регистрации права собственности в порядке, установленном Федеральным законом N 122-ФЗ от 21.07.1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Кроме того, регистрирующий орган, со ссылкой на статью 13 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 г., полагает, что поскольку право собственности на нежилое помещение (магазин) зарегистрировано не было, то переход права на объект недвижимого имущества регистрации не подлежит.
Также заявитель апелляционной жалобы считает, что представленная муниципальным образованием выписка из реестра федерального имущества не относится к документам-основаниям для государственной регистрации, подтверждающим наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество. При этом, УФРС по Воронежской области указывает на то, что в данной выписке в качестве основания внесения в реестр указано решение Совета народных депутатов Острогожского муниципального района Воронежской области от 14.06.2006 г., которое на регистрацию не представлялось, и при проведении правовой экспертизы документов невозможно было оценить выписку в совокупности с другими документами.
К тому же регистрирующий орган полагает, что представленные на регистрацию документы не соответствуют требованиям статьи 18 Закона о регистрации и не содержат сведений о фактической передаче спорного нежилого помещения.
Представитель муниципального образования считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными. Просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя муниципального образования, суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения.
Как следует из материалов дела, Постановлением Острогожского районного Совета народных депутатов от 28.05.2003 г. N 236 по обращению государственного учреждения Домоуправление N 5 Воронежской квартирно-эксплуатационной части Московского военного округа (далее - ГУ Домоуправление N 5 КЭЧ МВО) утвержден перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в муниципальную собственность Острогожского района Воронежской области (далее - Перечень), куда вошел и жилой дом общей площадью 3503,6 кв.м. со встроено-пристроенным помещением магазина площадью 268,4 кв.м., расположенного по адресу: г. Острогожск, ул. Комсомольская, д. 62.
Острогожским районным Советом народных депутатов в Правительство РФ направлено предложение о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, состоящих на балансе Воронежской КЭЧ МВО и расположенных на территории Острогожского муниципального района Воронежской области, согласно вышеуказанному Перечню, из федеральной в муниципальную собственность.
Предложение согласовано с Минэкономразвития, Министерством обороны и Воронежской областью. Распоряжением Правительства РФ от 30.09.2005 г. N 1552-р предложение Острогожского Совета народных депутатов принято.
На основании распоряжения Правительства N 1552-р между Воронежской КЭЧ МВО и КУМИ Острогожского района Воронежской области 01.11.2005 г. подписан акт приемки-передачи объекта - жилого дома N 62 по ул. Комсомольской Острогожского района Воронежской области, а также акт приемки-передачи здания (сооружения). Согласно данным документам в площадь переданного жилого дома вошла и площадь встроено-пристроенного помещения (магазина). Акт приема-передачи объекта согласован с заместителем руководителя ТУ Росимущества по Воронежской области и утвержден главой Острогожского муниципального района Воронежской области.
На основании совершенной передачи жилой дом N 62 по ул. Комсомольской г. Острогожска Воронежской области со встроено-пристроенными помещениями был включен Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Острогожского муниципального района Воронежской области в реестр муниципальной собственности Острогожского муниципального района Воронежской области. Данный факт подтверждается выпиской из реестра имущества, находящегося в муниципальной собственности Острогожского муниципального района Воронежской области от 10.10.2007 г.
20.02.2008 г. муниципальное образование - Острогожский муниципальный район Воронежской области обратилось в УФРС по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое помещение (магазин), общей площадью 267,6 кв.м., расположенного по адресу: Воронежская область, Острогожский район, г. Острогожск, ул. Косомольская, д. 62.
В качестве приложения к заявлению были представлены Постановление Острогожского районного Совета народных депутатов Воронежской области N 236 от 28.05.2003 г.; Распоряжение Правительства РФ N 1552-р от 30.09.2005 г.; Акт приема-передачи объекта жилищно-коммунального хозяйства (социально-культурной сферы) в г. Острогожске Воронежской области от 01.11.2005 г.
19.03.2008 г. государственная регистрация права муниципальной собственности была приостановлена по пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до 19.04.2008 г. и запрошены документы, подтверждающие регистрацию перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность.
Сообщением УФРС по Воронежской области N 20/003/2008-381 от 18.04.2008 г. муниципальному образованию отказано в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение (магазин) площадью 276,6 кв.м. со ссылкой на абзацы 4, 8 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ по следующим основаниям:
- документы, подтверждающие передачу в собственность Острогожского муниципального района Воронежской области нежилого помещения (магазина) по ул. Комсомольской, д. 62 г. Острогожска, как самостоятельного объекта недвижимости, на государственную регистрацию не представлены;
- поскольку в распоряжении Правительства отсутствует дата возникновения права муниципальной собственности, право собственности Острогожского муниципального района Воронежской области на спорный объект недвижимости возникает на общих основаниях - с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРН);
- государственная регистрация перехода права не возможна ввиду отсутствия в ЕГРН государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект Российской Федерации.
Не согласившись с действиями УФРС РФ по Воронежской области об отказе в регистрации, муниципальное образование обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что представленные заявителем на регистрацию документы не противоречат предъявлявшимся к ним в момент их оформления требованиям, подтверждают фактическую передачу спорного объекта недвижимости в муниципальную собственность, никем не оспорены, а их совокупность позволяет достоверно идентифицировать спорный объект недвижимости, что является основанием для государственной регистрации соответствующего права.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации права может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В силу статей 13, 16, 17 данного Закона, определяющих перечень документов, являющихся основанием для государственной регистрации прав, и статьи 18 указанного Закона, документы, представляемые на государственную регистрацию, должны подтверждать наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 25.02.1998 г. "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других прав" разъясняется, что документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Материалами дела установлено, что выписка из реестра муниципальной собственности не была указана в заявлении муниципального образования от 20.02.2008 г. в качестве документа, являющегося основанием для регистрации, однако она была представлена в регистрирующий орган в числе прочих документов. Данный факт Управлением ФРС РФ по Воронежской области не оспаривается.
Таким образом, поскольку истец при обращении в регистрирующий орган в качестве правоустанавливающего документа представил выписку из реестра муниципальной собственности N 453 от 10.10.2007 г., которая подтверждает фактическую передачу спорного нежилого помещения в собственность муниципального образования, суд области пришел к обоснованному выводу о неправомерности отказа в регистрации права.
По вышеуказанному основанию суд апелляционной инстанции признает также несостоятельным довод регистрирующего органа о том, что выписка из реестра федерального имущества не является документом-основанием для государственной регистрации, подтверждающим наличие, возникновение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество.
Не могло служить основанием для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности и отсутствие в распоряжении Правительства N 1552-р от 30.09.2005 г. указания на момент возникновения у муниципального образования права собственности. Данный вывод суда области признается судом апелляционной инстанцией правомерным исходя из следующего.
Абзацем 18 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 27.09.2005 г., действовавшей на момент осуществления передачи спорного объекта недвижимости из федеральной в муниципальную собственность, вынесения соответствующего распоряжения Правительства РФ N 1552-р и оформления актов приемки-передачи имущества), установлено, что к правоотношениям, возникающим при безвозмездной передаче имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.
В соответствии с абзацами 6, 7 пункта 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г., федеральные органы исполнительной власти обязаны передать, а органы местного самоуправления обязаны принять федеральное имущество на основании решений Правительства Российской Федерации в трехнедельный срок после принятия решения, но не позднее 30 ноября 2005 года.
Указанными в настоящем пункте решениями утверждаются перечни передаваемого имущества, включающие государственные или муниципальные унитарные предприятия, государственные или муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иное имущество.
Согласно абзацам 10, 12 пункта 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г., основанием возникновения права собственности Российской Федерации на имущество, принимаемое от субъекта Российской Федерации, а также права собственности субъекта Российской Федерации и муниципального образования на передаваемое Российской Федерацией имущество, является решение Правительства Российской Федерации.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим пунктом, возникает с момента, устанавливаемого соответствующим решением Правительства Российской Федерации, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче (приеме) имущества.
Абзацем 9 пункта 11 той же статьи Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. установлено, что федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче (принятию) имущества, в установленный срок после принятия решения о передаче имущества передают (принимают) его в государственную или муниципальную собственность, подписывают передаточный акт о принятии имущества в государственную или муниципальную собственность, в двухмесячный срок вносят изменения в учредительные документы соответствующих государственных или муниципальных предприятий и учреждений.
Таким образом, в силу прямого указания закона (часть 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г.) в предусмотренных им случаях имущество, находящееся в собственности одного публичного образования, подлежит передаче в собственность другого, при этом решение о передаче имущества является основанием возникновения права.
Такое решение принято Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2005 г. N 1552-р.
Приложение N 1 к данному распоряжению содержит перечень передаваемых в муниципальную собственность Острогожского района Воронежской области объектов. Этот перечень включает ряд жилых домов, в том числе дом N 62 по улице Комсомольская города Острогожска.
Согласно утвержденному постановлением N 236 от 28.05.2003 г. Острогожского районного Совета народных депутатов перечню объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых в муниципальную собственность (приложение N 4), передаче в собственность Острогожского муниципального района Воронежской области подлежит жилой дом на 69 квартир, общей площадью 3503,6 кв.м., в том числе встроено-пристроенное помещение магазина, общей площадью 268, 4 кв.м. по адресу: г. Острогожск, ул. Комсомольская, д. 62, военный городок N 5.
Распоряжение N 1552-р не содержит конкретной даты передачи имущества, однако исходя из смысла пункта 2 данного распоряжения моментом возникновения права следует считать момент фактической передачи данного имущества в собственность согласно актам приема-передачи, согласованным и утвержденным уполномоченными органами в установленном законом порядке.
Согласно акту приема-передачи объекта от 01.11.2005 г. КУМИ Администрации Острогожского района был передан жилой дом N 62 по улице Комсомольская общей площадью 3772 кв.м., то есть в муниципальную собственность был полностью передан многоквартирный жилой дом N 62 без исключения каких-либо помещений в указанном доме, в том числе и входящее в него встроено-пристроенное помещение магазина площадью 268,4 кв.м.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. При этом пунктом 1 названной статьи и пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возложена на орган, который принял решение или совершил действия (бездействие).
Однако Управление ФРС РФ по Воронежской области в обоснование своих доводов не представлено достаточных доказательств, подтверждающих обоснованность действий по отказу в государственной регистрации.
В свою очередь, муниципальным образованием представлены все документы, необходимые для государственной регистрации, включая документы, подтверждающие право собственности на спорный объект недвижимости.
Ввиду вышеизложенного, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что суд области обоснованно пришел к выводу, что представленные муниципальным образованием на регистрацию документы не противоречат предъявлявшимся к ним в момент их оформления требованиям и свидетельствуют о фактической передаче спорного объекта недвижимости в муниципальную собственность.
Основываясь на изложенном, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что муниципальным образованием соблюдены все требования, предъявляемые законодательством к порядку государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в связи с чем у Управления ФРС РФ по Воронежской области не было оснований для отказа ему в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение (магазин).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, установил фактические обстоятельства дела в полном объеме и дал им надлежащую правовую оценку.
Таким образом, основания для отмены обжалуемого судебного решения отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При разрешении вопроса о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции установлено, что при подаче апелляционной жалобы Управлением Федеральной регистрационной службы по Воронежской области государственная пошлина уплачена не была.
Учитывая результат рассмотрения дела и в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу относятся на заявителя апелляционной жалобы и подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.08.2008 г. по делу N А14-3997/2008/164/10 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области - без удовлетворения.
Взыскать с Управления Федеральной регистрационной службы по Воронежской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
В.А.Сергуткина |
Судьи |
Е.А.Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-3997/2008/164/10
Заявитель: МО Острогожский муниципальный район Воронежской области в лице КУМИ
Ответчик: УФРС по Воронежской области