г. Пермь
10 октября 2008 г. |
Дело N А50-9950/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.10.2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.10.2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.
судей Мещеряковой Т.И., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кивокурцевой Е.В.,
при участии:
от заявителя - ООО "Пермская сетевая компания": не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Суфиянова М.В., удостоверение N 1350, доверенность от 01.07.2008г.,
от третьего лица - МУ "Жилищная служба Дзержинского района г.Перми": Кирьянова О.М., паспорт 5701 N 570595, доверенность от 26.06.2008г. в материалах дела, ООО "Регионэнергосбыт": не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица-
Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 04 августа 2008 года
по делу N А50-9950/2008,
принятое судьей Власовой О.Г.,
по заявлению ООО "Пермская сетевая компания"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
третьи лица: МУ "Жилищная служба Дзержинского района г.Перми", ООО "Регионэнергосбыт"
о признании незаконным решения,
установил:
ООО "Пермская сетевая компания" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения от 22.04.2008г. по делу N 421-07-а, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, УФАС по Пермскому краю).
Решением арбитражного суда от 04.08.2008г. заявленные требования удовлетворены частично: решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю в части признания в действиях МУ "Жилищная служба Дзержинского района г.Перми" нарушения п.7 ст.11 Федерального закона "О защите конкуренции" признано недействительным.
Не согласившись с решением суда в части удовлетворенных заявленных требований, антимонопольный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части, отказать в удовлетворении данной части заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на нарушение ООО "Пермская сетевая компания", ООО "Регионэнергосбыт" и МУ "Жилищная служба Дзержинского района г.Перми" требований п.7 ч.1 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в ограничивающих конкуренцию согласованных действиях на товарном рынке передачи тепловой энергии. МУ "Жилищная служба Дзержинского района г.Перми" не предприняло реальных мер, направленных на погашение задолженности и предотвращения ограничения подачи тепловой энергии. Антимонопольным органом доказана согласованность действий хозяйствующих субъектов по ограничению подачи тепловой энергии, в числе которых роль МУ "Жилищная служба Дзержинского района г.Перми" выразилась в бездействии.
ООО "Пермская сетевая компания", ООО "Регионэнергосбыт" письменных отзывов на апелляционную жалобу не представили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
МУ "Жилищная служба Дзержинского района г.Перми" по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие в его действиях нарушения п.7 ч.1 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Представитель муниципального учреждения в суде апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, проанализировав доводы, содержащиеся в жалобе, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Из материалов дела следует, что по жалобе жителя дома по ул.Котовского, 4 г.Перми о незаконном отключении горячей воды ЗАО "Пермская сетевая компания" за долги других жителей его дома приказом от 29.12.2007г. N 506 Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю возбудило дело по признакам нарушения ООО "Пермская сетевая компания" ч.1 ст.10 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившемся в необоснованном ограничении подачи тепловой энергии в многоквартирный жилой дом по адресу: г.Пермь, ул.Котовского, 4, результатом которого является ущемление интересов граждан, проживающих в этом доме.
07.05.2008г. по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства административным органом вынесено решение N 2224-08, которым в действиях ООО "Пермская сетевая компания", ООО "Регионэнергосбыт", МУ "Жилищная служба Дзержинского района г.Перми" установлены признаки нарушения:
- п.4 ч.1 ст.10 Федерального от 26.07.2006г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке передачи тепловой энергии в г.Перми путем экономически и технологически необоснованного временного ограничения передачи тепловой энергии в жилой дом по адресу: г.Пермь, ул.Котовского,4 с нарушением установленного порядка, которое привело к ущемлению интересов граждан;
- п.7 ч.1 ст.11 Закона о конкуренции, выразившееся в ограничивающих конкуренцию согласованных действиях по передаче тепловой энергии, которые привели к временному ограничению передачи тепловой энергии в жилой дом по адресу ул.Котовского,4, на которую имеется спрос, при наличии возможного рентабельного производства.
Не согласившись с данным решением антимонопольного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворив частично заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что принятое антимонопольным органом решение является обоснованным, за исключением признания в действиях МУ "Жилищная служба Дзержинского района г.Перми" нарушения п.7 ч.1 ст.11 Федерального закона "О защите конкуренции".
Данный вывод суда соответствует действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с ч.5 ст.5 Закона "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно п.4 ст.4 Закона "О защите конкуренции" товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Заявитель оказывает услуги по передаче тепловой энергии в пределах сетей, переданных ему по договору аренды муниципального имущества N 77/06 от 01.08.2006г.
Согласно ст.3 Федерального закона РФ от 17.08.1995г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров на условиях естественной монополии, ст.4 данного Закона предусматривает, что услуги по передаче тепловой энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Следовательно, заявитель в соответствии со ст.ст.3 и 4 Федерального закона "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии в силу своего статуса.
Согласно договору N 1/ТГК от 01.01.2007г. ООО "Регионэнергосбыт" обязуется поставить тепловую энергию в горячей воде, а МУ "Жилищная служба Дзержинского района г.Перми" принять и оплатить принимаемую тепловую энергию в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором. Перечень объектов, которым осуществляется поставка тепловой энергии, с указанием нагрузок, содержится в Приложении N 7 к договору.
Дом N 4 по ул.Котовского включен в перечень объектов, которым осуществляется поставка тепловой энергии (приложение N 7 к договору).
ООО "Регионэнергосбыт" заключен с ООО "Пермская сетевая компания" договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии N 14/06 от 10.01.2006г. и агентский договор N 23/07 от 01.07.2007г., в соответствии с которыми ООО "Пермская сетевая компания" является исполнителем услуг по передаче тепловой энергии по сетям и обязуется по требованию ООО "Регионэнергосбыт" производить ограничения и прекращения подач тепловой энергии потребителям последнего за несвоевременную оплату тепловой энергии или по иным основаниям.
16.08.2007г. ООО "Регионэнергосбыт" телеграфом известило МУ "Жилищная служба Дзержинского района г.Перми" о предстоящем ограничении подачи теплоносителя на нужды ГВС на объекты жилищного фонда, в том числе на дом N 4 по ул.Котовского, 17 августа 2007 г. с 10 час.00 мин. по причине неоплаты дебиторской задолженности за поставленную тепловую энергию (л.д.5 том 2).
Согласно письму от 16.08.2007г. N 4766 ООО "Регионэнергосбыт" обратилось к ЗАО "Пермская сетевая компания" с просьбой произвести ограничение подачи тепловой энергии (отключение ГВС) в 10-00 17.08.2008г. абонентам энергосбытовой организации, в числе которых указано МУ ЖС Дзержинского района, объекты жилищного фонда, в том числе дом N 4 по ул.Котовского. Причина введения ограничения в письме не указана (л.д.27 том 1).
Согласно телефонограмме N 461 от 16.08.2008г., что подтверждается книгой регистрации телефонограмм по ЗАО "Пермская сетевая компания", ООО "Регионэнергосбыт" потребовало от сетевой организации отключить горячее водоснабжение 17.08.2008г., в том числе в доме по ул.Котовского,4, причина отключения также не указана (л.д.51).
Согласно оперативному журналу ЦТП N 9 ЗАО "Пермская сетевая компания" 17.08.2007г. с 10-00 отключено горячее водоснабжение на жилой дом по ул.Котовского,4 в связи с задолженностью (л.д.41 том 1).
Как следует из жалобы гражданина Сибирякова С.Б., объявление об отключении горячего водоснабжения (ГВС) жилого дома было мотивировано неуплатой некоторыми жильцами услуг ГВС и подписано ООО "Пермская сетевая компания".
В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Из материалов дела следует, что тепловая энергия поставлялась (передавалась) заявителем и третьими лицами заведомо для нужд потребителей-граждан, проживающих в жилых домах, в том числе в доме 4 по ул.Котовского г.Перми.
Регулирование отношений между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (гражданами) осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. N 307 (далее - Правила).
В соответствии с п. 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена, в том числе, бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно п.2.2.1 договора N 1/ТГК прекращение поставки тепловой энергии полностью или частично осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства N 1 от 05.01.1998г.
Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998г. N 1 утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 3 и 4 Порядка при неоплате организацией - потребителем поданных ей (использованных ею) топливно - энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию - потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно - энергетических ресурсов.
При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно - энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором.
При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию - потребителя, за сутки до введения ограничения.
Если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно - энергетических ресурсов организацией - потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно - энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Доказательств соблюдения вышеизложенного порядка ограничения, а затем прекращения подачи тепловой энергии суду апелляционной инстанции не представлено.
Имеющееся в материалах дела уведомление ООО "Регионэнергосбыт" от 16.08.2008г. свидетельствует о намерении ограничить подачу теплоносителя, а не прекратить его подачу, в том числе на жилой дом по ул.Котовского 4.
В силу п.6 названного Порядка в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
Из анализа перечисленных норм следует, что ограничение режима потребления тепловой энергии в отношении потребителей, не имеющих задолженности по оплате, запрещено.
Таким образом, заявитель неправомерно осуществил прекращение подачи тепловой энергии по заявке сбытовой компании, не обеспечив соблюдение требований пунктов 3, 4, 6 указанного выше Порядка.
Поскольку прекращение подачи тепловой энергии на жилой дом по ул.Котовского, 4 произведено лицом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг - ООО "Пермская сетевая компания" с нарушением изложенных выше норм права и интересов граждан - потребителей, не имеющих задолженности по оплате поставленной тепловой энергии, то признание административным органом заявителя нарушившим п.4 ч.1 ст.10 Закона "О защите конкуренции" правомерно и обоснованно.
В соответствии с п.7 ст.11 Закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос либо на поставки которых размещены заказы при наличии возможности их рентабельного производства.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что ООО "Регионэнергосбыт" и ООО "Пермская сетевая компания" совершили согласованные действия, направленные на необоснованное прекращение подачи тепловой энергии, могущие привести к сокращению производства тепловой энергии при наличии спроса и размещенного заказа (в форме договора).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что участие в согласованных действиях МУ "ЖС Дзержинского района г.Перми" не нашло своего подтверждения материалами дела.
Доводы подателя апелляционной жалобы о совершении МУ "ЖС Дзержинского района г.Перми" согласованных действий, ограничивающих конкуренцию на товарном рынке передачи тепловой энергии, а принятые муниципальным учреждением меры не свидетельствуют об отсутствии согласованных действий, подлежат отклонению.
Антимонопольный орган усмотрел согласованность действий муниципального учреждения "Жилищная служба Дзержинского района г.Перми" с хозяйствующими субъектами энергосбытовой и сетевой организациями в проявлении бездействия, выразившееся в заключении договора с условием о возможном прекращении подачи тепловой энергии в связи с неоплатой, т.е. с условиями, нарушающими требования законодательства и права непосредственных потребителей энергии, и в неустранении причины отключения ГВС - наличии задолженности по оплате коммунальных ресурсов, тем самым допустила прекращение подачи теплового носителя.
Данные выводы антимонопольного органа суд апелляционной инстанции находит ошибочными.
Причиной неоплаты МУ "ЖС Дзержинского района г.Перми" явились долги по оплате потребленных ресурсов со стороны населения.
Из имеющейся в материалах дела сальдовой ведомости видно, что по состоянию на 01.08.2007г. задолженность населения по жилищно-коммунальным услугам составила 65 985 412,64 руб., из них по услугам отопления - 23 202 243,92 руб., горячего водоснабжения - 7 773 436,45 руб.
МУ "ЖС Дзержинского района г.Перми" проводило работу по взысканию задолженности с граждан, о чем свидетельствуют заявления о направлении в службу судебных приставов исполнительных документов о взыскании с граждан задолженности за оказанные жилищно-коммунальные услуги (л.д.102-109 том 1). Однако, недобросовестность граждан по оплате, сложность реального исполнения судебных решений и задержка в оплате возмещения льгот из федерального и регионального бюджетов затрудняют своевременную оплату поставщику услуг за тепловую энергию.
МУ "ЖС Дзержинского района г.Перми" погашало задолженность по оплате за поставленную тепловую энергию в соответствии с графиком, установленным с ООО "Регионэнергосбыт".
МУ "ЖС Дзержинского района г.Перми" письменно обращалось с просьбой к ООО "Регионэнергосбыт" об отмене ограничения подачи теплоэнергии на нужды ГВС в связи с исполнением графика погашения задолженности за поставленную тепловую энергию.
Письмом от 16.07.2008г МУ "ЖС Дзержинского района г.Перми" извещало ООО "Регионэнергосбыт" о незаконности прекращения подачи энергоресурсов плательщикам и обращалось к обществу с просьбой изыскать техническую возможность для соблюдения прав и законных интересов добросовестных потребителей, своевременно оплативших потребленные ресурсы, путем бесперебойной подачи тепловой энергии в многоквартирные дома. Со своей стороны МУ "ЖС Дзержинского района г.Перми" было готово предоставить специалистов для проведения вышеуказанных мероприятий.
Таким образом, учреждением были предприняты все возможные меры, направленные на надлежащее обеспечение населения горячим водоснабжением.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым указать, что применительно к правовому регулированию отношений по поставке, а равно по передаче теплоресурса в сетевой воде для оказания коммунальных услуг населению, которое находится на стадии развития в связи с одновременным реформированием системы ЖКХ и электроэнергетики, с учетом конструктивных особенностей жилых домов (внутридомовые системы водоснабжения не предусматривают техническую возможность отключения каждого отдельно взятого жилого помещения), энергопоставщик должен принимать иные способы защиты имущественных интересов в случае неуплаты либо неполной уплаты управляющими компаниями за поставленный и потребленный энергоресурс, и такой способ защиты не должен приводить к ущемлению прав и интересов управляющих компаний в сфере оказания коммунальных услуг перед добросовестными гражданами.
При изложенных обстоятельствах согласованность бездействия МУ "ЖС Дзержинского района г.Перми", направленного на прекращение подачи тепловой энергии, не находит подтверждение материалами дела.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что МУ "ЖС Дзержинского района г.Перми" неправомерно применило к отношениям с участием граждан Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998г. в редакции от 17.07.1998г., является несостоятельной.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.
Действие Правил распространяется на потребителей и исполнителей услуг по теплоснабжению, водоснабжению и канализации независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы.
Исполнителем услуг согласно п. 3 Правил является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Пунктом 9 вышеуказанных Правил установлен режим бесперебойной подачи в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Из материалов дела следует, что МУ "ЖС Дзержинского района г.Перми" является исполнителем коммунальных услуг, поставляемым жителям спорного жилого дома, на балансе которого он находится, следовательно, учреждение, участвует в числе других организаций в обеспечении потребителя горячей водой, обязано предпринять надлежащие меры по соблюдению установленных требований по круглосуточному обеспечению потребителя горячей водой.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998г. N 1 утвержден Порядок прекращения и ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям социальной сферы, а также организациям, прекращение или ограничение подачи ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и повлечь опасные экологические или техногенные последствия (далее - Порядок).
Настоящий Порядок является льготным и распространяется на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен.
Законодатель, принимая Порядок, обеспечивал публичные интересы и исходил из того, что экономически более слабой стороной в данных правоотношениях является потребитель ресурсов, интересы которой защищаются государством в приоритетном порядке.
Согласно ст.1 Федерального закона от 14.04.1995г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" энергоснабжающая организация - хозяйствующий субъект, осуществляющий продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии; потребитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью).
Доказательств того, что МУ "ЖС Дзержинского района г.Перми" имеет собственное либо принадлежащее ему на каком-либо ином праве тепловые сети, ЦТП, специальное оборудование, преобразующие энергоресурс в коммунальные услуги в виде отопления и горячего водоснабжения, материалы дела не содержат. Следовательно, тепловую энергию для нужд ГВС учреждение также не производит и тепловую энергию в сетевой воде не преобразует в коммунальную услугу в виде горячего водоснабжения.
Таким образом, исходя из характера возникших правоотношений и указанных правовых норм, МУ "ЖС Дзержинского района г.Перми" является организацией - потребителем тепловой энергии по отношению к ресурсоснабжающей организации - ООО "Регионэнергосбыт" и исполнителем коммунальных услуг по отношению к гражданам - потребителям в одном лице.
В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно разъяснению, содержащемуся в письме Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.07.2006 N 03-6/401, положения указанной нормы направлены на обеспечение соответствия условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемых исполнителем коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией, и основанных на Правилах обязательств исполнителей перед собственниками помещений в многоквартирных домах и потребителям.
Требование пункта 8 Правил распространяется на необходимость соответствия Правилам условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), в частности, регулирующих: порядок подачи коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод).
Таким образом, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п.2.1 договора поставки тепловой энергии в горячей воде N 1/ТГК от 01.01.2007г., заключенному между ООО "Регионэнергосбыт" (Поставщик) и МУ "ЖС Дзержинского района г.Перми" (Покупатель) поставщик обязуется поставлять покупателю тепловую энергию в горячей воде, а покупатель - принимать и оплачивать принимаемую тепловую энергию в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.
Пунктом 2.2.1 данного договора предусмотрено, что Поставщик вправе прекратить поставку тепловой энергии Покупателю полностью или частично в случае неоплаты (полностью или частично) или несвоевременной оплаты тепловой энергии в установленные договором сроки, в порядке, установленном Постановлением Правительства от 05.01.1998г. N 1.
ООО "Регионэнергосбыт" в силу заключенного с МУ "ЖС Дзержинского района г.Перми" произвело отключение горячей воды ввиду задолженности населения по потребленным коммунальным услугам.
В соответствии с п.80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.
Энергоснабжающая организация обязана соблюсти положения п.6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 г. N 1, и согласовать с организацией-потребителем порядок обеспечения абонентов, подключенных к сетям организации-потребителя и своевременно оплачивающих использованные энергетические ресурсы, в необходимых для них объемах.
Ограничение подачи тепловой энергии жилому дому в целом не предусмотрено данными нормативными правовыми актами.
Таким образом, указанные положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и Порядка сопоставимы и направлены на защиту интересов прав добросовестных потребителей-граждан, потребляющих коммунальные ресурсы в многоквартирном доме.
Следовательно, МУ "ЖС Дзержинского района г.Перми" является предприятием - потребителем тепловой энергии, в отношении которого осуществляется регулирование, предусмотренное Порядком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998г. N 1.
Учитывая данные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа от 22.04.2008г. является законным и обоснованным, за исключением признания в действиях МУ "ЖС Дзержинского района г.Перми" нарушения п.7 ст.11 Федерального закона "О защите конкуренции", в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению в части.
На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
В соответствии со ст.110 АПК РФ, ст.333.21 НК РФ с антимонопольного органа подлежит взысканию государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей, поскольку при подаче жалобы госпошлина уплачена не была, а оснований для освобождения государственных органов от госпошлины по делам, в которых они выступали в качестве ответчиков, НК РФ не предусматривает (п.2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007г.N 117).
Руководствуясь ст. ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 04 августа 2008 г. по делу N А50-9950/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю - без удовлетворения.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю в доход федерального бюджета госпошлину 1000 (одна тысяча) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
Н.М.Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-9950/2008-А18
Истец: ООО "Пермская сетевая компания" (ЗАО "Пермская сетевая компания")
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
Третье лицо: ООО "Регионэнергосбыт", МУ "Жилищная служба Дзержинского района г. Перми"
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7200/08