г. Томск |
N 07АП-5087/08 Дело (N А45-2527/2008-49/76) |
07.11.2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 06.11.2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 07.11.2008 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующей Е.А. Залевской,
судей С.А. Зенкова, С.Н. Хайкиной,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Чиченковой,
при участии в заседании представителей:
от заявителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Новосибирска- без участия,
от заинтересованного лица Общества с ограниченной ответственностью "Статус"- без участия,
от третьих лиц:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Красноярска - без участия,
от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю - без участия,
рассмотрев апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19.06.2008 года по делу N А45-2527/2008-49/76 (судья И.А. Рубекина)
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Новосибирска к Обществу с ограниченной ответственностью "Статус" о признании недействительной государственной регистрации внесенных изменений в сведения о юридическом лице,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска (далее - Заявитель, ИФНС по Центральному району г. Новосибирска) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ о признании недействительной государственной регистрации изменений внесенных в учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью "Статус" (далее - ООО "Статус", Общество) за основным государственным регистрационным номером 2062466183790.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 19.06.2008 года ИФНС по Центральному району г. Новосибирска отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Заявитель обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующее:
-отсутствие юридического лица, по указанному в учредительных документах адресу, подтвержденное актом обследования свидетельствует о факте недостоверности сведений о месте нахождения юридического лица, представленных заявителем при их регистрации, а как следствие о незаконности такой регистрации;
- указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица нарушает права и законные интересы его контрагентов, затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с Обществом, препятствует осуществлению налогового контроля;
- судом не дана оценка пояснениям главного бухгалтера Драгуновой С. С..
Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке ст. 123 АПК РФ, в судебное заседание не явились.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 2, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как видно из материалов дела, ИФНС по Центральному району г. Новосибирска 11августа 2006 года принято решение о государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы ООО "Статус", в связи со сменой местонахождения юридического лица.
Общество указало в учредительных документах адрес постоянно действующего исполнительного органа- г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 5.
ИФНС по Центральному району г. Новосибирска были проведены контрольные мероприятия в ходе которых установлено, что Общество, по адресу, указанному в учредительных документах - г. Новосибирск, ул. Фрунзе, 5 не находится.
Полагая, что в связи с указанием недостоверных сведений о месте нахождения юридического лица государственная регистрация подлежит признанию недействительной, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора. Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда от 19.06.2008 года и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции в связи со следующим.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ государственные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Регистрация изменений в сведения о местонахождении юридического лица в силу статей 198, 200 АПК РФ может быть признана недействительной при наличии двух условий - несоответствия решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов Инспекции в связи с возложением на нее незаконной обязанности.
Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и отказ в государственной регистрации регламентированы главами VI и VIII Закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Перечень документов, необходимых для представления в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, определен статьей 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Статьей 18 вышеуказанного федерального закона установлен порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ).
Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица и в сроки, предусмотренные статьей настоящим Федеральным законом.
Представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.
Для целей учета и контроля юридических лиц используется понятие, "место нахождения организации". В НК РФ данное понятие применяется в том же значении, что и в гражданском законодательстве (п.1 ст.11 НК РФ). Поскольку иного не предусмотрено НК РФ, используются соответствующие нормы ГК РФ и Федеральных Законов.
Согласно ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах. Согласно ст. 5 Закона N 129-ФЗ под местом нахождения организации понимается адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица-иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального Закона 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения, указанному учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия-иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения организации определено в форме заявления о государственной регистрации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ООО "Статус" для государственной регистрации юридического лица на 11.08.2006 были представлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", основания для отказа в государственной регистрации, указанные в статье 23 названного Закона, у регистрирующего органа - ИФНС РФ по Центральному району г. Новосибирска отсутствовали.
Указанные юридическим лицом сведения носят заявительный характер, и ответственность за их достоверность в силу пункта 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ возложена на заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.
Представление юридическим лицом недостоверных сведений в регистрирующий орган в соответствии с названной статьей является основанием для привлечения руководителя юридического лица к административной ответственности, установленной статьей 14.25 КоАП РФ.
При наличии неоднократных либо грубых нарушений закона или иных нормативных правовых актов, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица согласно пункту 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ.
Действующее законодательство не предусматривает признание судом недействительной государственной регистрации изменений в учредительных документах и незаконным решения о государственной регистрации изменений в учредительных документах в качестве правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице (аналогичная позиция изложена в определении ВАС РФ от 12.07.2007 N 8312/07).
Таким образом, довод апелляционной жалобы о незаконности регистрации юридического лица, не принимается апелляционным судом, поскольку обжалуемая регистрация не нарушает требования законодательства о государственной регистрации.
Ссылка ИФНС по Центральному району г. Новосибирска о том, что указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица нарушает права и законные интересы его контрагентов, затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с Обществом, препятствует осуществлению налогового контроля, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Регистрация изменений в сведения о местонахождении юридического лица в силу статей 198, 200 АПК РФ может быть признана недействительной при наличии двух условий - несоответствия решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов Инспекции в связи с возложением на нее незаконной обязанности (аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 15.09.2008 по делу Ф04-5565/2008(11408-А45-15).
По мнению Инспекции, указание недостоверного адреса юридического лица может повлечь невозможность осуществления налогового контроля.
При этом в материалы дела не представлены доказательства какие конкретно мероприятия налогового контроля невозможно осуществить в отношении ООО "Статус" и что это является следствием указания недостоверности сведений об адресе.
Кроме того, протокол осмотра юридического адреса ООО "Статус" не может являться доказательством того, что руководитель юридического лица на момент подачи заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р13001 не имел намерений разместить юридическое лицо по указанному в заявлении адресу. Протокол подтверждает лишь факт отсутствия по конкретному адресу на момент обследования юридического лица.
Адрес, являющийся местом нахождения ООО "Статус", указанный руководителем юридического лица фактически существует и не является вымышленным, поэтому, достоверность адреса юридического адреса ООО "Статус" не опровергается имеющимися доказательствами.
Одного лишь предположения о том, что возможно налоговый контроль в отношении ООО "Статус" будет невозможно осуществить недостаточно.
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит норм, позволяющих сделать вывод о том, что отсутствие юридического лица по адресу делает невозможным осуществление налогового контроля и взыскания налогов и сборов.
Согласно пункту 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом.
Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Взыскания налога производится в бесспорном порядке за счет денежных средств в соответствии со статьей 46 НК РФ.
Согласно статье 82 НК РФ одной из форм проведения налогового контроля в соответствии с пунктом 1 статьи 88 НК РФ является камеральная налоговая проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Согласно пункту 1 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Кроме того, Инспекция не доказала факты невозможности осуществления иных форм налогового контроля в отношении ООО "Статус" посредством проверки данных учета и отчетности, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что отсутствие информации о местонахождении юридического лица не является препятствием для осуществления мероприятий налогового контроля.
Довод апелляционной жалобы о том, что оценка пояснений главного бухгалтера Драгуновой С. С. не дана, опровергается решением суда, из которого следует, что пояснения данного свидетеля оценены судом первой инстанции как пояснения неуполномоченного лица .
Согласно статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Исходя из положений части 1 статьи 65, статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, допустимыми доказательствами.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах Седьмой арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции постановлено законно и обоснованно, каких - либо нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19.06.2008 года по делу N А45-2527/2008-49/76 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующая |
Е.А. Залевская |
Судьи |
С.А. Зенков С.Н. Хайкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-2527/2008-49/76
Заявитель: ИФНС России по Центральному району г.Новосибирска
Истец: ИФНС России по Центральному району г.Новосибирска
Ответчик: ООО "Статус"
Третье лицо: МИФНС России N23 по Красноярскому краю, ИФНС России по Центральному району г.Красноярска
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5087/08