г. Пермь |
|
6 ноября 2008 г. |
Дело N А71-8368/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 ноября 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л.Х.,
судей Нилоговой Т.С., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя (Войсковая часть N 35776 Министерства обороны Российской Федерации) - представитель не явился;
от ответчика (Чайковский территориальный отдел Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю) - Жолобов П.Н. (представитель по доверенности от 19.11.2007г., предъявлено удостоверение);
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Чайковского территориального отдела Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 11 сентября 2008 года
по делу N А71-8368/2008,
принятое судьей Л.Ю. Глуховым
по заявлению Войсковой части N 35776 Министерства обороны Российской Федерации
к Чайковскому территориальному отделу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
В Арбитражный суд Удмуртской Республики обратилась Войсковая часть N 35776 Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Чайковского территориального отдела Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю от 24.07.2008г. по делу N 37 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда от 11.09.2008г. требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы указывает на ошибочность вывода суда первой инстанции о недоказанности наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения. По мнению ответчика, ответственность за использование земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю должна быть возложена на войсковую часть, поскольку в отношениях с органом местного самоуправления войсковая часть действовала от своего имени как самостоятельное юридическое лицо и именно ей были предоставлены эти участки в пользование под условием оформления соответствующих правоустанавливающих документов.
Присутствующий в заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы о наличии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения, об этом по его мнению свидетельствует то обстоятельство, что земельные участки были предоставлены Администрацией именно воинской части в ответ на ее собственное заявление, правоустанавливающие документы воинской частью оформлены не были..
Заявитель представил письменный отзыв с возражениями на доводы апелляционной жалобы, оснований для отмены судебного акта не усматривает, полагает, что состав вменяемого административного правонарушения в его действиях отсутствует, поскольку действовал от имени и в интересах Федерального агентства по промышленности РФ, при этом непосредственно работы выполнялись не им, а ООО "Фактор ЛТД", обязанность оформить правоустанавливающие документы возложена на него администрацией г.Чайковского неправомерно.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства заявитель, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав представителя ответчика, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 19.06.2008г. должностным лицом Управления Роснедвижимости по Пермскому краю проведена проверка соблюдения земельного законодательства на земельных участках расположенных в границах кадастровых кварталов 59:12 Чайковского района Пермского края площадью 93,17 га, предоставленных для реконструкции ВЛ-110 кВ "Воткинская ГЭС - Кармановская" до отпайки на ПС "Камбарка". По результатам проверки составлен акт от 17.07.2008г. (л.д. 22, 23).
На основании акта проверки, по факту использования земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, 17.07.2008г. составлен протокол о совершении Войсковой частью N 35776 МО РФ административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ (л.д.24).
По результатам рассмотрения материалов административного производства, постановлением административного органа от 24.07.2008г. по делу N 37, Войсковая часть привлечена к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ с наложением взыскания в виде штрафа в сумме 10 000 руб. (л.д. 26).
Не согласившись с указанным постановлением, Войсковая часть обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из незаконности оспариваемого постановления в связи с недоказанностью наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно п.1 ст.25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Главами III и IV Кодекса предусмотрены следующие права: собственность на землю, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельными участками, ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное срочное пользование земельными участками.
Статьей 26 Кодекса установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса (ст. 29 Земельного кодекса РФ).
На основании п.п. 1, 5, 7 ст. 30 Кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием: 1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность; 3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Пунктами 1, 2, 4, 5 ст. 31 Кодекса установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
Как видно из материалов дела, 21.02.2005г. Войсковая часть 35776 обратилась а администрацию Чайковского района Пермской области с заявлением от 17.02.2005г. N 460 о предоставлении земельного участка для проведения проектно-изыскательских работ и реконструкции внешнего электроснабжения объекта 1281 УХО г. Камбарка (реконструкция ВЛ 110 кВ. "Воткинская - Кармановская" до отпайки на ПС "Камбарка") на землях Чайковского района общей протяженностью 17,1 км. в разрезе нескольких землепользователей (в т.ч. ИП Кондакова С.А. и СПК "МТС") сроком на 1 год (л.д.31).
Постановлением администрации Чайковского района Пермской области от 28.04.2005г. N 1425 был утвержден акт N 312 от 01.03.2005г. обследования и выбора участка площадью 625 100 км. для реконструкции ВЛ 110 кВ. "Воткинская - Кармановская", составленный соответствующей комиссией. Также указанным постановлением Войсковой части 35776 предписывалось заключить договоры субаренды на земельные участки из состава земель с Кондаковым С.А. и СПК "МТС", а также договоры аренды с администрацией г.Чайковского. После окончания работ произвести рекультивацию земель и передать их прежним землепользователям, возместить убытки и потери сельского хозяйства (л.д. 32, 34).
Отсутствие у Войсковой части в момент проверки объекта реконструкции правоустанавливающих документов на земельные участки послужило основанием для привлечения ее к административной ответственности по ст.7.1 КоАП РФ.
Между тем из материалов дела видно, что работы на земельных участках производились ООО "Фактор ЛТД" (Подрядчик) на основании государственного контракта N УР/06/2120/УЗО от 19.01.2006г. "На выполнение работ для государственных нужд по строительству внешних сетей электроснабжения объекта по уничтожению химического оружия в г.Камбарка Удмуртской Республики (объект 1281)", заключенного с Федеральным агентством по промышленности РФ (Государственный заказчик) (л.д.51).
В соответствии с условиями Контракта Подрядчик обязан по заданию Государственного заказчика и за его счет выполнить в полном объеме работы по строительству внешних сетей электроснабжения объекта по уничтожению химического оружия в г.Камбарка УР (объект 1281), а Государственный заказчик обязан принять результат работы и оплатить его (пункт 2.1). Заказчик обязан передать Подрядчику в установленном порядке и в установленные сроки земельный участок под строительство, утвержденную проектно-сметную и разрешительную документацию, оборудование поставки, обеспечить открытие финансирования строительства, принять от Подрядчика по актам законченные строительством внешние сети электроснабжения объекта, совместно с Подрядчиком ввести их в действие в установленные сроки, провести окончательные расчеты с Подрядчиком (пункт 4.1.2). Подрядчик обязан осуществить своими силами строительство внешних сетей электроснабжения объекта в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, требованиями СНиП (пункт 4.2.1). Подрядчик обязан обеспечивать выполнение необходимых мероприятий по технике безопасности, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли во время проведения работ (пункт 4.2.8)
Войсковая часть 35776 поименована в контракте как Получатель, которому Подрядчик обязан передать электротехническое оборудование и относящиеся к нему документы, при этом право собственности на закупаемое Подрядчиком в соответствии с контрактом оборудование переходит к Государственному заказчику с момента подписания товарной накладной Получателем (пункты 6.1, 6.2, 6.3, 6.4).
С третьими лицами в отношениях по строительству объектов в рамках программы "Уничтожение запасов химического оружия в РФ" Войсковая часть действует от имени и в интересах Федерального агентства по промышленности РФ, что подтверждается представленными в материалы дела доверенностями от 15.05.2007г. N 231/07, от 27.03.2008г. N 303/08 и административным органом не опровергнуто (л.д.49, 50).
Таким образом, заявление от 17.02.2005г. N 460 о предоставлении земельного участка для проведения проектно-изыскательских работ и реконструкции внешнего электроснабжения объекта 1281 УХО г.Камбарка подано Войсковой частью также от имени указанного Федерального агентства, иного из материалов дела не усматривается.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ч. 4 указанной статьи Кодекса по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ, следовательно, оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным и подлежит отмене.
Доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе о том, что Войсковая часть действовала от своего имени и земельные участки предоставлены именно ей, судом апелляционной инстанции отклоняются как не подтвержденные документально и не соответствующие материалам настоящего дела. Заявление Войсковой части от 17.02.2005г. N 460 о предоставлении земельного участка и Постановление администрации Чайковского района Пермской области от 28.04.2005г. N 1425 не доказывают факта использования земельных участков Войсковой частью и соответственно наличия у нее обязанности оформления соответствующих правоустанавливающих документов.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции отмене, апелляционная жалоба удовлетворению, не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 сентября 2008 года по делу N А71-8368/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Чайковского территориального отдела Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Т.С. Нилогова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-8368/2008-А6
Истец: Войсковая часть N 35776
Ответчик: Чайковский территориальный отделУправления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю, Управление Роснедвижимости по Пермскому краю
Хронология рассмотрения дела:
06.11.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7951/08