г. Томск |
Дело N 07АП - 2540/09 |
24.04.2009 г. |
|
Резолютивная часть объявлена 22.04.2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 24.04.2009 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Залевской Е. А.,
судей: Кулеш Т.А., Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьёй Хайкиной С.Н.,
при участии представителей:
от заявителя - Открытого акционерного общества "Газотранспортный комплекс Новосибирской области" (ранее - Государственное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области "Новосибирскжилкомхоз") - Петренко И.В. по доверенности от 15.04.2009 года, Плотникова Ю.А. по доверенности от 17.04.2009 года,
от заинтересованного лица Межрегионального территориального управления технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Сибирскому федеральному округу - без участия (надлежащее извещение),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области "Новосибирскжилкомхоз" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 03.03.2009 года по делу N А45-1751/2009 по заявлению Государственного унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области "Новосибирскжилкомхоз" к Межрегиональному территориальному управлению Технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Сибирскому федеральному округу (МТУ Ростехнадзора по СФО) о признании недействительными постановления о назначении административного наказания от 02.09.2008 года, а также решения от 04.12.2008 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области "Новосибирскжилкомхоз" (далее по тексту - ГУП ЖКХ НСО "Новосибирскжилкомхоз", предприятие, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Сибирскому федеральному округу (далее - Управление, Ростехнадзор, административный орган) о признании недействительными постановления о назначении административного наказания от 02.09.2008 года, а также решения от 04.12.2008 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 03.03.2009 года по делу N А45-1751/2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением первой инстанции, предприятие обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что судом неправомерно установлено наличие правомочий у федерального органа исполнительной власти - МТУ Ростехнадзор по СФО на ведение государственного строительного надзора при строительстве опасного производственного объекта - наружного газопровода в составе объекта "Блочно-модульная котельная на природном газе в с. Соколове Колыванского района" в связи с неправильным толкованием ст., ст. 3, 6 Федерального закона от 21.07.1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также в связи с применением неподлежащих применению норм Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004г. N 401.
Также судом не применены нормы закона, подлежащие применению в части установления правомочий по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве спорного объекта "Блочно-модульная котельная на природном газе в с. Соколово Колыванского района", согласно которым правомочиями по ведению строительного надзора, составлению протоколов об административных правонарушениях и (или) рассмотрению дел об административных правонарушениях обладают органы исполнительной власти субъекта РФ.
Судом неправильно установлено, что заявителем пропущен срок на обжалование ненормативного акта административного органа - 10 суток со дня получения или вручения копии постановления, что послужило основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Что касается существа вменяемого правонарушения, неустановка на наружном газопроводе после отключающей задвижки Ду80, предусмотренного проектом, изолирующего фланцевого соединения ИФС не может расцениваться как не обеспечение технического надзора при строительстве. Данное нарушение является нарушением требований промышленной безопасности, допущенным при эксплуатации другого объекта -газопровода высокого давления "Газоснабжение села Соколово Колыванского района НСО. 1 очередь, 1 пусковой комплекс, ПК7+94,5 до ПК 12+24", а не при строительстве наружного газопровода к котельной с. Соколово.
Подробно доводы жалобы изложены в письменном виде.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу возражает против её доводов и указывает, что протокол N А60-01820/юл об административном правонарушении от 01.09.2008г. и постановление N А60-01820/юл о назначении административного наказания от 02.09.2008 года вынесены уполномоченным органом, на основании Положения о Ростехнадзоре и Закона 116-ФЗ.
Согласно раздела 5 ОСТ 153-39.3-051-2003 Технический надзор осуществляет заказчик, то есть ГУП ЖКХ НСО "Новосибирскжилкомхоз". Технический контроль включает в себя проверку соответствия выполненных работ, применяемых технологий, материалов и технических изделий проекту и нормативной документации, и др. а также ведение журнала производства работ или журнала технического надзора, куда вносятся записи об обнаруженных нарушениях и выявленных дефектах с указанием характера нарушений и объема дефектов, сроков их устранения и результатов повторной проверки. Документы, подтверждающие организацию и осуществление технического надзора ГУП ЖКХ НСО "Новосибирскжилкомхоз" за строительством опасного производственного объекта отсутствовали, а выявленные отклонения от проектной документации (отсутствие ИФС) не были выявлены ГУП ЖКХ НСО "Новосибирскжилкомхоз" и зафиксированы соответствующим образом.
Комиссией проверялось соответствие выполненных работ, применяемых технологий, материалов и технических изделий Проекту N СКЭ.06.08 с установкой ИФС, который получил положительное заключение МТУ Ростехнадзора по СФО. Проект с внесенными изменениями в части "не установки ИФС" МТУ Ростехнадзора по СФО не согласовывался.
Подробно доводы отзыва на жалобу изложены в письменном виде.
В судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке Государственным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области "Новосибирскжилкомхоз" было заявлено ходатайство о замене его на правопреемника - открытое акционерное общество "Газотранспортный комплекс Новосибирской области", которое судом удовлетворено.
Представители заявителя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Административный орган, извещённый о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направил, суд апелляционной инстанции счёл возможным в порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 26 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя административного органа.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, в полном объёме в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как следует из материалов дела, 19.08.2008 года на основании письменного уведомления ГУП ЖКХ НСО "Новосибирскжилкомхоз" от 13.08.2008 года N 1441-9/06 о направлении представителя Ростехнадзора для приемки законченного строительством опасного производственного объекта - Системы газопотребления в составе: Наружный газопровод высокого давления 2 категории, внутренняя система газопотребленин "Блочно-модульной котельной с. Соколове Колыванского района Новосибирской области - была проведена проверка требований промышленной безопасности.
В результате проведенной проверки административным органом выявлено, что предприятием не обеспечен технический надзор за качеством строительства наружного газопровода высокого давления к ШРП котельной, а именно, на наружном надземном газопроводе после отключающей задвижки Ду 80 не установлено, предусмотренное проектом, изолирующее фланцевое соединение (ИФС), что в дальнейшем может привести к разрушению подземного газопровода высокого давления от электрохимической коррозии, под действием блуждающих токов, что, по мнению Управления, является нарушением п. 3.1.4 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 года N 9 (далее Правила безопасности).
02.09.2008 года должностным лицом административного органа вынесено постановление N А60-01820/юл о назначении административного наказания ГУП ЖКХ НСО "Новосибирскжилкомхоз" в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей в соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
04.12.2008 года заместитель руководителя МТУ Ростехнадзора вынес решение N А60-01820/ юл по жалобе предприятия на постановление N А60-01820/юл от 02.09.2008 года по делу об административном правонарушении, которым оставил жалобу ГУП ЖКХ N 1775-9/06 от 08.10.2008 года без удовлетворения, а постановление N А60-01820/юл от 02.09.2008 года без изменения.
Полагая данные постановление и решение Роспотребнадзора незаконными, предприятие обжаловало их в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявления, исходил из наличия состава вменяемого предприятию правонарушения и правомочности лица, вынесшего постановление о назначении административного наказания.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения судебного решения.
Согласно части 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом данного административного правонарушения является порядок деятельности в области промышленной безопасности.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ состоит в том, что виновный нарушает требования промышленной безопасности, либо условия лицензирования в области промышленной безопасности.
К требованиям промышленной безопасности согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) относятся условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в названном Законе N 116-ФЗ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
В силу части 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с данным Законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Закону N 116-ФЗ.
Согласно подп. "в" п. 1 Приложения 1 к Закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 года N 116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21.07.1997 года N 116-ФЗ, в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (ст. 3 указанного Закона).
В соответствии со статьёй 6 Закона, к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта. Следовательно, федеральный надзор в области промышленной безопасности организуется и осуществляется в целях проверки выполнения требований промышленной безопасности организациями, не только при эксплуатации опасных производственных объектов, но и при строительстве, проектировании и т.п.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона N 116-ФЗ приемка в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в установленном порядке. В процессе приемки в эксплуатацию опасного производственного объекта проверяются соответствие опасного производственного объекта проектной документации, готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что организацией - заказчиком строительства ГУП ЖКХ НСО "Новосибирскжилкомхоз" не был обеспечен технический надзор за качеством строительства наружного газопровода высокого давления к ШРП котельной, а именно: на наружном надземном газопроводе после отключающей задвижки Ду 80 не установлено, предусмотренное проектом, изолирующее фланцевое соединение (ИФС), что в дальнейшем может привести к разрушению подземного газопровода высокого давления от электрохимической коррозии, под действием блуждающих токов.
Из материалов дела следует, что проектной документацией шифр N 742 предусматривалась установка изолирующих фланцевых соединений (далее ИФС) на входе и выходе газопровода из земли (участок газопровода от домика оператора до котельной). В листе N 1 проекта шифр N СКЭ.06.08 - "общие данные" указано, что границей проектирования является газопровод от ПК 12+24 после отключающей задвижки Ду 80 мм до ввода в котельную.
Согласно заключения экспертизы промышленной безопасности на проектную документацию шифр N СКЭ.06.08 (N01012.011/018-04-08), проектом предусматривалась установка ИФС на входе и на выходе подземного газопровода высокого давления (ПК 12+24) из земли (л.д. 47-48).
При работе государственного инспектора Роспотребнадзора в комиссии по приемке законченного строительством объекта был установлен факт отсутствия ИФС после отключающей задвижки Ду 80 мм установленной на выходе газопровода из земли, то есть в пределах границы проектирования проекта шифр N СКЭ.06.08.
Вместе с тем, при осуществлении технического надзора за строительством системы газопотребления котельной организацией-заказчиком не было предпринято никаких мер по приведению газопровода в соответствие с требованиями НТД и проектной документации, что подтверждается отсутствием сведений о проведении технического надзора.
На основании изложенного, апелляционный суд пришел к мнению об обоснованности вывода суда первой инстанции о наличии состава вменяемого предприятию правонарушения.
Апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы об отсутствии полномочий у Роспотребнадзора на осуществление проведенной проверки в связи со следующим.
В силу пункта 1, подпункта 5.3.1.5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. N 401 (далее - Положение), органом, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В числе прочих пунктом 5.3 названного Положения предусмотрено, что на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Ростехнадзор осуществляет полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, в том числе соблюдение требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах (п. 5.3.1.5 Положения). Проводит проверки (инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности (п. 5.3.8 Положения).
Кроме того, апелляционная инстанция находит несостоятельным довод апелляционной жалобы о том, что у Ростехнадзора отсутствуют полномочия на составление протокола об административных правонарушениях и (или) рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривают органы государственного горного и промышленного надзора, а также органы, осуществляющие государственный контроль за безопасностью взрывоопасных производств (статьи 23.31, 23.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004г. N 401 (опубликовано в "Собрании законодательства РФ" 09.08.2004г., N 32, ст. 3348, и "Российской газете" N 170 11.08.2004г.), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является: органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии; специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности; органом государственного горного надзора; специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности; органом государственного энергетического надзора; специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 данного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29.11.2004г. N 278 "Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 30.12.2004г. N 6248 и опубликован в "Российской газете" N 7 19.01.2005г.) в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору полномочиями составлять протоколы об административном правонарушении наделены руководители территориальных органов и их заместители, начальники отделов в составе территориальных органов и их заместители, главные государственные инспекторы, государственные инспекторы и другие должностные лица, осуществляющие функции надзора и контроля, в пределах своей компетенции.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции находит обоснованным довод апелляционной жалобы о том, что судом неправильно установлено, что заявителем пропущен срок на обжалование ненормативного акта административного органа - 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.
Согласно части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен Федеральным законом.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 113 АПК РФ, процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало процессуального срока.
Как видно из материалов дела, оспариваемое постановление N А60-01820/юл принято 02.09.2008 года.
09.10.2008 года предприятием была подана жалоба заместителю начальника Роспотребнадзора на постановление N А60-01820/юл от 02.09.2008 года.
Решение заместителя начальника Роспотребнадзора об оставлении постановления без изменения, а жалобы- без удовлетворения вынесено 04.12.2008 года.
Согласно входящему штампу данное решение получено предприятием 22.12.2008г.
Таким образом, десятидневный срок на подачу жалобы начал течь с 23.12.2008г. и с учетом количества рабочих дней, предусмотренных производственным календарем на 2008 и 2009 годы, истек 13.01.2009 года.
Заявление предприятием об оспаривании постановления и решения административного органа было сдано почтовому органу 13.01.2009 года, что подтверждается отметкой в штемпеле на почтовом конверте (л.д. 31).
С учетом изложенного, в рассматриваемом случае срок, установленный ч. 2 ст. 208 АПК РФ, пропущен не был.
Однако, указанный данный ошибочный вывод суда первой инстанции не повлек принятия неправильного и незаконного решения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
На основании изложенного Седьмой арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, каких-либо нарушений процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено. Решение арбитражного суда первой инстанции по рассматриваемому делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269 (часть 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 03.03.2009г. по делу N А45-1751/2009 по заявлению открытого акционерного общества "Газотранспортный комплекс Новосибирской области" (правопреемника Государственного унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области "Новосибирскжилкомхоз") к Межрегиональному территориальному управлению Технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Сибирскому федеральному округу (МТУ Ростехнадзора по СФО) о признании недействительными постановления о назначении административного наказания от 02.09.2008г., а также решения от 04.12.2008г. по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Газотранспортный комплекс Новосибирской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: |
Залевская Е.А. |
Судьи |
Кулеш Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-1751/2009-29/40
Истец: ГУ предприятие ЖКХ Новосибирской области "Новосибирскжилкомхоз"
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Сибирскому федеральному округу (МТУ Ростехнадзора по СФО)
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2540/09