Система добровольной сертификации методического и информационного
обеспечения оценочной деятельности
Обеспечение необходимого уровня качества оценки при определении стоимости объекта является основной задачей различных систем регулирования и контроля оценочной деятельности. Для решения этой задачи используются, в частности:
законодательно-правовое и нормативное регулирование;
стандартизация;
лицензирование;
сертификация услуг по оценке;
сертификация и аттестация оценщиков;
системы аккредитации и аттестации оценочных организаций;
системы образования оценщиков и аккредитация образовательных учреждений.
Однако практика экспертизы отчетов об оценке в экспертных советах, в органах государственного регулирования и управления, в судах, а также острая дискуссия по поводу качества отчетов об оценке и их экспертизы свидетельствуют о том, что все перечисленные системы не в полной мере обеспечивают комплексное решение указанной задачи.
Сложность систем регулирования и контроля оценочной деятельности объективно определяется экономической природой самого понятия "оценочная стоимость". Заметим, что оценочная стоимость объекта представляет собой расчетную величину, имеющую вероятностный характер, которая может быть определена (исчислена) только с помощью специальных методов экспертами-оценщиками.
Не существует средств объективного измерения (контроля) отклонения стоимости, определенной оценщиком и зафиксированной в отчете об оценке, от гипотетической "истинной стоимости", поэтому ориентируются в основном на формальный контроль соблюдения многочисленных нормативов, стандартов, правил, процедур и т.п., который проводится контролирующими органами самостоятельно или с привлечением других "независимых" экспертов-оценщиков, экспертных советов и т.п. В спорной ситуации вопрос о "правильности" величины оценки стоимости объекта также решается с привлечением "независимых" экспертов, которые проводят повторную оценку. Контролирующий орган или суд на основании собственных, зачастую субъективных суждений решает, какая из оценок принимается в качестве "правильной".
В настоящее время Минэкономразвития России подготовлен проект Концепции развития оценочной деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В Концепции намечены пути совершенствования оценочной деятельности по многим направлениям. В частности, в проект Концепции включено положение о том, что саморегулируемые оценочные организации могут осуществлять добровольную сертификацию методического обеспечения.
В Российской коллегии оценщиков (далее - РКО) разработан проект "Временное положение и порядок добровольной сертификации методического и информационного обеспечения оценочной деятельности" (далее - Временное положение), включающий пакет основных документов системы сертификации и детальную методику проведения экспертизы. В дальнейшем предполагаются включение системы добровольной сертификации методического и информационного обеспечения оценочной деятельности (далее - Система) в число стандартов РКО, а также апробация Временного положения и Методики комплексной экспертизы работ по научному, методическому и информационному обеспечению оценочной деятельности (утверждена Правлением РКО 19 мая 2005 г., протокол N 5).
При осуществлении сертификации используется следующая нормативная база:
Федеральный закон от 27.12.02 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями и дополнениями от 9.05.05 г.);
Правила по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Госстандарта России от 10.05.2000 г. N 26 (в ред. постановления Госстандарта России от 5.07.02 г. N 57);
ГОСТы Р ИСО 9000-2001, 9004-2001.
Добровольная сертификация осуществляется в целях:
создания условий для эффективной деятельности и повышения конкурентоспособности субъектов на рынке оценочной деятельности в Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
содействия потребителям в компетентном выборе продукции и исполнителей услуг;
защиты потребителя от недобросовестности изготовителя продукции (продавца, исполнителя) и исполнителей услуг;
подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителями;
обеспечения адекватного функционирования систем менеджмента качества оценочной деятельности, а также снижения затрат за счет использования в этих системах результатов централизованной (коллективной) сертификации закупок (внешнего методического и информационного обеспечения) и части процессов (внутреннего методического и информационного обеспечения).
Совокупность участников добровольной сертификации имеет трехуровневую иерархическую структуру: центральный орган сертификации (далее - ЦОС), в качестве которого могут выступать саморегулируемые оценочные организации (далее - СРО), а также их коллективный орган - Национальный совет (далее - НС), органы по сертификации и заявители, которые разделяются на три группы (изготовители или исполнители; потребители или покупатели; продавцы). Объектами сертификации являются методики, методические рекомендации, программы, информационно-вычислительные комплексы, автоматизированные рабочие места, информационное обеспечение, базы данных и т.п. Сертификация проводится не зависимыми от субъектов органами, является добровольной и платной. Система сертификации может быть зарегистрирована в Госстандарте России и в соответствующих международных организациях.
При сертификации оценивается соответствие продукции обязательным требованиям действующих нормативно-правовых актов и стандартов, дополнительных нормативных документов по выбору заявителя, в том числе - требованиям ЦОС, а также требованиям к уровню качества продукции, установленным в Системе. Схема сертификации выбирается заявителем из числа типовых схем, предусмотренных в Системе. Схемы могут варьироваться в зависимости от специфики конкретных задач и объектов сертификации и утверждаются решением ЦОС.
При сертификации должны быть объективно установлены и в формуляре продукции зафиксированы:
постановка задачи;
границы областей применения сертификации;
качественные и количественные показатели (перечень и методика экспертной оценки первичных и комплексных показателей регламентированы Временным положением).
Следует отметить, что формуляр сертифицируемого продукта не только важен для работы Системы, но и имеет самостоятельную ценность. Он является первичным документом, обеспечивающим создание и ведение СРО единой базы данных, предназначенной для широкого использования всеми субъектами оценочной деятельности, а также государственными органами управления и регулирования, судебными органами, образовательными и научными организациями и т.д. Кроме того, результаты сертификации собственного методического и программного обеспечения, а также сведения об использовании сертифицированной продукции могут учитываться в других системах при сертификации оценщиков и оценочных организаций, проведении аккредитации и конкурсов на получение заказов, при составлении рейтингов и т.д.
Принципиальным отличием Системы от существующих систем стандартизации, сертификации, аттестации, аккредитации, рейтиногования, экспертизы отчетов и т.п. является то, что все перечисленные выше системы (кроме комплексной экспертизы отчетов) представляют собой системы косвенного действия. Подтверждение соответствия требованиям этих систем свидетельствует только о том, что при проведении и оформлении результатов оценки учтены действующие законодательно-нормативные акты, стандарты и методические рекомендации. Однако это не может дать прямого ответа на вопрос, соответствует ли значение стоимости, указанное в отчете, реальной рыночной стоимости. Для ответа на данный вопрос необходимо еще убедиться в корректности используемого в отчете алгоритма (методики или комплекса методик) расчета, в достоверности исходных данных и правильности их отбора для расчета по данной методике, в отсутствии элементарных арифметических ошибок в расчетах.
Что касается комплексной экспертизы отчета, то она осуществляется в порядке индивидуального контроля на завершающем этапе процесса оценки, когда всю ответственность за результаты уже взял на себя оценщик, подписавший отчет. В рамках же Системы производятся экспертиза и сертификация информационно-методического обеспечения заранее, что делает корректным их применение во многих отчетах об оценке. Таким образом осуществляется контроль на начальном этапе процесса оценки. Хотя само по себе применение Системы не подтверждает соответствия результата оценки реальной стоимости, она может быть отнесена к системам прямого действия, так как может подтвердить корректность применяемых для расчетов стоимости алгоритмов (методик) и информационного обеспечения.
Согласно Федеральному закону от 27.07.06 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" имущественное возмещение ущерба, возникшего в результате оценки, практически возложено на физических лиц - оценщиков. Чтобы уменьшить риск возмещения возможного ущерба, оценщик фактически должен самостоятельно провести экспертизу ("сертификацию" всех опубликованных методик, в том числе разработанных им самим). Для этого оценщик должен обладать соответствующей квалификацией, затратить значительное количество времени и средств. Однако он не гарантирован от того, что впоследствии другие оценщики, выступающие в роли экспертов по отчету об оценке, не сочтут его выбор некорректным, или правоту оценщика будет выяснять суд. С помощью предлагаемой Системы можно выполнить работу по независимой сертификации каждой методики в централизованном порядке. За методику, процесс и результаты сертификации несут ответственность не только экспертная группа и Орган сертификации, но и ЦОС, а также орган, зарегистрировавший систему сертификации (например, Госстандарт России). Добровольная сертификация рассматриваемых методик поможет установить их корректность для определенных условий и границ применения. В результате часть исков может быть парирована еще на стадии проведения предварительной экспертизы.
Таким образом, применение Системы способствует снижению рисков необходимости возмещения, а также сокращению размера ущерба.
Национальный совет, выступая в качестве ЦОС, может использовать Систему для применения предписанных законом функций по выработке единой политики и координации оценочной деятельности за счет использования единых систем экспертизы и сертификации, создания единых баз данных, классификаторов и т.п. Уполномоченный федеральный орган может использовать документы и результаты работы Системы на всех уровнях для осуществления функций контроля и регулирования оценочной деятельности, а также совершенствования нормативно-правовой базы.
Добровольная сертификация методического и информационного обеспечения оценочной деятельности может предоставить разработчикам и продавцам продукции значительные конкурентные преимущества и, кроме того, снизить риски получения исков о возмещении ущербов от заказчиков и потребителей данной продукции.
Б. Лужанский,
председатель Научного совета РКО,
член комиссии по методологии и стандартам Экспертно-консультативного
совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России,
профессор кафедры "Экономика и менеджмент НИОКР" МАИ, д.т.н.
"Финансовая газета", N 41, октябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71