г. Чита |
Дело N А78-6771/2007-C1-3/295 |
"26" мая 2008 г.
04АП-1107/2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е.В. Желтоухова, И.Ю. Григорьевой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лопаткиной Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу на решение Арбитражного суда Читинской области от 29 февраля 2008 года по делу N А78-6771/2007-С1-3/295
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу к Администрации городского поселения "Карымское" о признании недействительным распоряжения N 52 от 05.06.2007 г.
При участии в деле третьих лиц: Муниципального унитарного предприятия "Карымское" и Муниципального унитарного предприятия "Тепловодоканал"
(суд первой инстанции судья Шеретеко Н.Ю.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Черняева И.В., представитель по доверенности от 24.04.2008 г. N 10.01-40/8667, Куприянов А.С., представитель по доверенности от 09.04.2008 г. N 8115,
От заинтересованного лица: не явился.
От третьего лица - МУП "Карымское": не явился;
От третьего лица - МУП "Тепловодоканал": не явился
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 3 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу (далее налоговый орган, заявитель) обратилась в суд с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Администрации городского поселения "Карымское" (далее Администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения N 52 от 05.06.2007 г. "Об изъятии имущества муниципальной собственности городского поселения "Карымское", находящегося в хозяйственном ведении у Муниципального унитарного предприятия "Карымское".
Решением суда первой инстанции от 29.02.2008 г. в удовлетворении требований заявителю отказано.
Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя послужил вывод суда о том, что действия администрации не являются противозаконными, признание оспариваемого распоряжения недействительным не влечет реального возмещения налогов должником в процессе конкурсного производства.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении требований о признании недействительным распоряжения по основаниям, указанным в жалобе.
Представители налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить, требования инспекции удовлетворить.
Администрация городского поселения "Карымское" в отзыве на апелляционную жалобу, с доводами, изложенными в ней, не согласилась, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
МУП "Тепловодоканал" отзыв на апелляционную жалобу не направил.
В соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом произведена замена истца на правопреемника - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 3 по Забайкальскому краю.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заинтересованное лицо и третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, Администрация заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, выслушав доводы представителей заявителя, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 09.10.2007 г. МУП "Карымское" решением арбитражного суда признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
По решению суда от 09.10.2007 г. по делу N А78-5032/2007-Б-350 и определению от 25.12.2007 г. в реестр требований кредиторов МУП "Карымское" включены требования Федеральной налоговой службы России третьей очереди по задолженности по налогам в размере 3891752,38 руб.
05.06.2007 г. распоряжением Главы администрации городского поселения "Карымское" N 52 у МУП "Карымское" было изъято переданное в хозяйственное ведение имущество для передачи во вновь созданное предприятие "Тепловодоканал".
Из материалов дела установлено, что МУП "Карымское" было создано в 2002 году учредителем Администрацией Карымского района для целей решения социальных задач, связанных с обслуживанием жилого фонда.
В соответствии с требованиями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ на основании постановления администрации муниципального района "Карымский район" от 11.11.2005 г. N 286 городскому поселению "Карымское" были переданы в собственность муниципальные предприятия, учреждения, расположенные на территории муниципального образования, в том числе МУП "Карымское".
Как установлено решением арбитражного суда от 09.10.2007 г. по делу N А78-5032/2007-Б-350, МУП "Карымское" хозяйственную деятельность не осуществляет, имущество предприятия по юридическому адресу отсутствует. В связи с чем, предприятие признано должником, и в отношении него введена процедура банкротства - конкурсное производство.
Распоряжением Главы администрации городского поселения "Карымское" от 05.06.2007 г. N 52 с 01.07.2007 г. изъято имущество муниципальной собственности городского поселения "Карымское", переданное в хозяйственное ведение МУП "Карымское", в связи с не обеспечением эффективного использования имущества муниципальной собственности на основании аудиторского заключения за 2006 год.
По акту приема-передачи МУП "Карымское" передало в казну городского поселения имущество, находящееся в хозяйственном ведении предприятия, в том числе жилые дома и нежилые помещения, котельные, тепловые, водопроводные и канализационные сети, машины, оборудование и другое имущество, остаточной стоимостью 68784521,50 руб.
Распоряжением администрации городского поселения "Карымское" от 24.06.2007 г. N 66 данное имущество было передано в хозяйственное ведение вновь созданного предприятия МУП "Тепловодоканал".
В соответствии со статьей 294 Гражданского кодекса РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 295 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению принадлежащего предприятию имущества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества или учреждения по решению собственника.
Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" статьей 18 установлено, что движимым и недвижимым имуществом муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.
Статьей 20 указанного Закона определены права собственника унитарного предприятия, в перечень которых не включено право изымать, а также иным образом распоряжаться находящимся в хозяйственном ведении имуществом.
Как правомерно указано судом первой инстанции, в данном случае, изъятие имущества произведено из-за не обеспечения его эффективного использования. Однако в силу закона собственник вправе изымать излишнее неиспользуемое или используемое не по назначению имущество указанного предприятия.
Апелляционный суд согласен с выводами суда первой инстанции о том, что распоряжение администрации городского поселения "Карымское" от 05.06.2007 г. N 52 принято в нарушение требований ст.299 Гражданского кодекса Российской Федерации, но в данном случае само по себе признание распоряжение администрации городского поселения "Карымское" от 05.06.07 недействительным не влечет реального возмещения налогов, должников в процессе конкурсного производства.
Судом первой инстанции установлено, что у МУП "Карымское" было изъято из хозяйственного ведения жилой фонд и сооружения, инженерные коммуникации, связанные с их жизнеобеспечением, котельные, скважина, водонапорные башни, тепловые, водопроводные и канализационные сети, а также транспорт и оборудование.
В соответствии со статьей 132 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" жилищный фонд, а также объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения в конкурсную массу не включаются. Факт продажи социально значимых объектов не является обязательным, и в таком случае эти объекты в силу указанной нормы закона подлежит передаче в собственность соответствующего муниципального образования.
Кроме того, на балансе МУП "Карымское" на 01.10.2007 г. имеется имущество на общую сумму 16011 тыс. руб.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами Арбитражного суда Читинской области, что действия администрации городского поселения "Карымское" не являются противозаконными, так как изъятые у МУП "Карымское" объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения жилищного фонда в городском поселении "Карымское", переданы в хозяйственное ведение вновь созданного предприятия МУП "Тепловодоканал" для создания и поддержания жизнеобеспечения поселка.
На основании всего вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что приведение сторон в первоначальное положение не возможно, и избранный заявителем способ защиты не приведет к восстановлению его прав, в связи с чем, у суда нет оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Ссылка налогового органа в апелляционной жалобе на то, что распоряжение администрации городского поселения "Карымское" N 52 от 05.06.2007 г. нарушает прав налогового органа как кредитора МУП "Карымское" является несостоятельной по указанным выше основаниям.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Читинской области от 29 февраля 2008 года по делу N А78-6771/2007-С1-3/295, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Читинской области от 29 февраля 2008 года по делу N А78-6771/2007-С1-3/295 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Забайкальскому краю в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-6771/07
Истец: МРИ ФНС России N 3 по Забайкальскому краю
Ответчик: Администрация городского поселения "Карымское"
Третье лицо: МУП ЖКХ "Коммунальник" , МУП "Карымское"
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1107/08