Правовое регулирование обращения информации на рынке ценных бумаг
В законодательстве РФ содержится ряд норм, в соответствии с которыми российский эмитент имеет возможность выхода на рынок ценных бумаг за рубежом. Однако имеет место конфликт моделей права: российское законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг и основанное в значительной степени на континентальной системе права, требует существенной доработки, особенно в части определения ценных бумаг и адаптации модели акционерного общества, без чего правоотношения по ценным бумагам иностранных юридических лиц, учрежденных в странах, придерживающихся или содержащих элементы англо-американской системы права, не могут быть в полной мере изучены и, тем более, реализованы в рамках действующей модели*(1).
Кроме того, российские эмитенты вправе размещать ценные бумаги за пределами России, в том числе посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов, только по разрешению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг*(2).
Требования, предъявляемые к эмитенту ценных бумаг
по раскрытию информации
Организация обращения эмиссионных ценных бумаг российского эмитента за пределами России на основании договора с российским эмитентом, в том числе посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении эмиссионных ценных бумаг иностранных эмитентов, допускается только по разрешению федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Указанные разрешения выдаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг при соблюдении следующих условий:
если осуществлена государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг российского эмитента;
если ценные бумаги российского эмитента включены в котировальный список хотя бы одного организатора торговли на рынке ценных бумаг;
если количество акций российского эмитента одной категории, размещение или обращение которых предполагается за пределами России, в том числе посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении указанных акций, не превышает 40% общего количества всех акций этого российского эмитента той же категории*(3);
если договор, на основании которого осуществляется размещение в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций российских эмитентов, предусматривает, что право голоса по указанным акциям осуществляется не иначе как в соответствии с указаниями владельцев упомянутых ценных бумаг иностранных эмитентов;
если соблюдены иные требования, установленные федеральными законами.
Разрешение на размещение и/или на обращение ценных бумаг российских эмитентов за пределами России выдается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг на основании заявления, к которому прилагаются документы, подтверждающие соблюдение эмитентом вышеуказанных требований. Заявление на получение разрешения ФСФР*(4) на допуск эмиссионных ценных бумаг российского эмитента к обращению за пределами РФ посредством размещения иностранных ценных бумаг подписывается всеми сторонами, заключившими договор, на основании которого организуется обращение или осуществляется размещение эмиссионных ценных бумаг российского эмитента за пределами РФ, за исключением владельцев иностранных ценных бумаг. Также в ФСФР предоставляется документ, подтверждающий включение ценных бумаг российского эмитента в котировальный список организатора торговли на рынке ценных бумаг, имеющего лицензию ФСФР. Кроме того, российский эмитент обязан предоставить заверенную копию договора, на основании которого организуется обращение за пределами России эмиссионных ценных бумаг российского эмитента или осуществляется размещение за пределами России эмиссионных ценных бумаг российского эмитента посредством размещения иностранных ценных бумаг, на русском языке либо переведенного на русский язык.
Разрешение на размещение ценных бумаг российских эмитентов за пределами России может быть выдано одновременно с государственной регистрацией выпуска (дополнительного выпуска) таких ценных бумаг.
Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг обязан выдать указанное разрешение или принять мотивированное решение об отказе в его выдаче в течение 30 дней с даты получения всех необходимых документов.
Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для получения разрешения. При этом течение срока, предусмотренного для выдачи разрешения или решения об отказе в выдаче разрешения, может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней*(5).
В соответствии с приказом ФСФР от 16 марта 2005 г. N 05-5/пз-н "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" более не применяются с даты вступления в силу данного приказа некоторые нормативные правовые акты:
постановление ФКЦБ России от 1 апреля 2003 г. N 03-19/пс "О раскрытии информации об аффилированных лицах открытых акционерных обществ";
постановление ФКЦБ России от 24 апреля 2003 г. N 03-24/пс "Об утверждении Положения об особенностях эмиссии облигаций и раскрытия информации международными финансовыми организациями на территории Российской Федерации";
постановление ФКЦБ России от 2 июля 2003 г. N 03-32/пс "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг".
В рамках упомянутого выше приказа было принято Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг. Данным положением регулируются состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг. Также устанавливаются требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам. Положение распространяется на всех эмитентов, в том числе иностранных, включая международные финансовые организации, размещение и/или обращение ценных бумаг которых осуществляется в РФ. По сравнению с ранее действующим положением, утвержденным постановлением ФКЦБ России от 2 июля 2003 г. N 03-32/пс, новое Положение содержит ряд существенных изменений. Так, исключается правило об уведомлении организатора торговли на рынке ценных бумаг о намерении и содержании раскрываемой информации не менее чем за 30 минут до ее раскрытия в ленте новостей. Вводится требование о раскрытии акционерными обществами, обязанными раскрывать информацию на рынке ценных бумаг, бухгалтерской отчетности (квартальной, годовой, индивидуальной, консолидированной), подготовленной по МСФО или US GAAP, а также содержания такой отчетности, а в случае ее аудита - также итоговой части аудиторского заключения. Текст годового и ежеквартального отчетов должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет. Приказ вступает в силу по истечении 10 дней с даты его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Особенности раскрытия информации при включении ценных бумаг эмитента в листинг российской фондовой биржи и при обращении ценных бумаг на российской фондовой бирже
В соответствии с Законом "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.
Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с Законом "О рынке ценных бумаг".
Эмитент обязан обеспечить доступ любому заинтересованному лицу к информации, содержащейся в каждом из сообщений, в том числе в каждом из сообщений о существенных фактах, публикуемых эмитентом, а также в зарегистрированных решениях о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, проспекте ценных бумаг и изменениях/дополнениях к ним, отчете об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, а также в ежеквартальном отчете, путем помещения их копий по адресу (в месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа эмитента (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа эмитента - по адресу (в месте нахождения) иного органа или лица, имеющего право действовать от имени эмитента без доверенности), по которому осуществляется связь с эмитентом, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а до окончания срока размещения - также в местах, указанных в рекламных сообщениях эмитента.
Любая информация, которая может оказать существенное влияние на стоимость публично размещаемых и/или находящихся в публичном обращении ценных бумаг эмитента, должна быть опубликована эмитентом в ленте новостей до ее раскрытия иными способами, содержащими информацию о размещении ценных бумаг*(6).
В случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме:
ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет);
сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента эмиссионных ценных бумаг (сообщения о существенных фактах).
Ежеквартальный отчет должен содержать информацию, состав и объем которой соответствуют требованиям Закона "О рынке ценных бумаг", предъявляемым к проспекту ценных бумаг, за исключением информации о порядке и условиях размещения эмиссионных ценных бумаг.
Годовая бухгалтерская отчетность за последний завершенный финансовый год включается в состав ежеквартального отчета за первый квартал.
В случае составления сводной бухгалтерской отчетности эмитента такая бухгалтерская отчетность за последний завершенный финансовый год включается в состав ежеквартального отчета за второй квартал.
Годовая бухгалтерская отчетность эмитента, а также сводная бухгалтерская отчетность эмитента за два завершенных финансовых года, предшествующих последнему завершенному финансовому году, в составе ежеквартального отчета не предоставляются.
В ежеквартальный отчет за четвертый квартал бухгалтерская отчетность не включается.
Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.
Ежеквартальный отчет должен быть подписан лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главным бухгалтером (иным лицом, выполняющим его функции), подтверждающими тем самым достоверность всей содержащейся в нем информации. Ежеквартальный отчет должен предоставляться владельцам эмиссионных ценных бумаг эмитента по их требованию за плату, не превышающую затраты на изготовление брошюры. Лица, подписавшие ежеквартальный отчет, несут ответственность за полноту и достоверность сообщенных в нем сведений.
Сообщениями о существенных фактах признаются:
сведения о реорганизации эмитента, его дочерних и зависимых обществ;
сведения о фактах, повлекших разовое увеличение или уменьшение стоимости активов эмитента более чем на 10%, о фактах, повлекших разовое увеличение прибыли или чистых убытков эмитента более чем на 10%, о фактах разовых сделок эмитента, размер которых либо стоимость имущества по которым составляет 10% и более от активов эмитента по состоянию на дату сделки;
сведения о выпуске эмитентом ценных бумаг, о начисленных и/или выплаченных доходах по ценным бумагам эмитента;
сведения о появлении в реестре эмитента лица, владеющего более чем 25% его эмиссионных ценных бумаг любого отдельного вида;
сведения о датах закрытия реестра, о сроках исполнения обязательств эмитента перед владельцами, о решениях общих собраний;
сведения о принятии уполномоченным органом эмитента решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг.
Сообщения о существенных фактах должны направляться эмитентом в федеральный орган исполнительный власти по рынку ценных бумаг или уполномоченный им орган, а также публиковаться эмитентом не позднее 5 дней с момента наступления этих фактов в печатных средствах массовой информации, распространяемых тиражом, доступным для большинства владельцев ценных бумаг эмитента.
Владелец обязан осуществлять раскрытие информации о приобретении эмиссионных ценных бумаг какого-либо эмитента, за исключением облигаций, не конвертируемых в акции, в следующих случаях:
владелец вступил во владение 20% или более любого вида эмиссионных ценных бумаг эмитента;
владелец увеличил свою долю владения любым видом эмиссионных ценных бумаг эмитента до уровня, кратного каждым 5% свыше 20% этого вида ценных бумаг;
владелец снизил свою долю владения любым видом эмиссионных ценных бумаг эмитента до уровня, кратного каждым 5% свыше 20% этого вида ценных бумаг.
Владелец раскрывает указанную информацию (содержащую наименование владельца, вид и государственный регистрационный номер ценных бумаг, наименование эмитента, количество принадлежащих ему ценных бумаг) не позднее 5 дней после соответствующих действий путем уведомления федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченного им органа.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг обязаны осуществлять раскрытие информации о своих операциях с ценными бумагами в следующих случаях:
профессиональный участник рынка ценных бумаг произвел в течение одного квартала операции с одним видом ценных бумаг одного эмитента, если количество ценных бумаг по этим операциям составило не менее 100% от общего количества указанных ценных бумаг*(7);
профессиональный участник рынка ценных бумаг произвел разовую операцию с одним видом ценных бумаг одного эмитента, если количество ценных бумаг по этой операции составило не менее 15% от общего количества указанных ценных бумаг.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг раскрывают указанную информацию (содержащую наименование профессионального участника рынка ценных бумаг, вид и государственный регистрационный код ценных бумаг, наименование эмитента, цену одной ценной бумаги, количество ценных бумаг по соответствующим сделкам) не позднее 5 дней после окончания соответствующего квартала или после соответствующей разовой операции путем уведомления федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченного им органа.
Профессиональный участник рынка ценных бумаг при предложении и/или объявлении цен покупки и/или продажи эмиссионных ценных бумаг обязан раскрыть имеющуюся у него общедоступную информацию, раскрываемую эмитентом этих эмиссионных ценных бумаг, или сообщить о факте отсутствия у него этой информации.
Состав, порядок и сроки раскрытия информации, а также представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Также необходимо отметить возможность распространения информации в глобальной сети Интернет. Важно подчеркнуть особенность торговли ценными бумагами в глобальной сети посредством профессиональных трейдеров. В России такие услуги предоставляются лишь несколькими компаниями, которые размещают на своих сайтах оферту и ряд форм. После заполнения анкеты (он-лайн) предполагаемому клиенту высылается по почте договор. Далее, клиенты, заключив договор, могут осуществлять сделки купли-продажи при помощи электронно-цифровой подписи. Как правило, на сайте компании обычно содержится вся необходимая информация для заключения сделок купли-продажи ценных бумаг - котировки, характеристика различных ценных бумаг, возможность построения графиков и др.
Необходимо подчеркнуть, что с принятием Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утв. приказом ФСФР от 16 марта 2005 г. N 05-4/пз-н, снимаются ограничения, запрещающие профессиональным участникам рынка ценных бумаг оказывать эмитентам услуги по подготовке проспекта ценных бумаг (услуги финансового консультанта на рынке ценных бумаг) при наличии каких-либо гражданско-правовых обязательств между ними. При этом вводится требование о необходимости раскрытия информации о таких обязательствах в проспекте ценных бумаг.
Ответственность за неблагоприятные последствия при раскрытии
информации в РФ
Российское законодательство устанавливает различные виды юридической ответственности за непредставление информации или предоставление информации, не соответствующей действительности, а также за предоставление "излишней"*(8) информации.
Под непредоставлением инвестору любой информации, которая должна быть опубликована в официальном издании ФСФР, понимается бездействие эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг.
В случае несоответствия информации, предоставляемой эмитентом ценных бумаг, информации, опубликованной в официальном издании ФСФР, такая информация считается недостоверной.
К информации, которую по требованию инвестора обязан предоставить профессиональный участник, оказывающий инвестор услуги на рынке ценных бумаг, относятся следующие документы и сведения:
копия лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
копия документа о государственной регистрации профессионального участника в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
сведения об органе, выдавшем лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
его наименование, адрес и телефоны;
сведения об уставном капитале, о размере собственных средств профессионального участника в его резервном фонде.
Профессиональный участник при приобретении у него ценных бумаг инвестором либо при приобретении им ценных бумаг по поручению инвестора обязан по требованию инвестора, помимо информации, состав которой определен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, предоставить следующую информацию:
сведения о государственной регистрации выпуска этих ценных бумаг и государственный регистрационный номер выпуска;
сведения, содержащиеся в выпуске этих ценных бумаг и проспекте их эмиссии;
сведения о ценах*(9) и котировках*(10) этих ценных бумаг на организованных рынках ценных бумаг в течение 6 недель, предшествующих дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, если эти ценные бумаги включены в листинг организаторов торговли, либо сведения об отсутствии ценных бумаг в листинге организаторов торговли;
сведения о ценах, по которым ценные бумаги покупались и продавались этим профессиональным участником в течение 6 недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, либо сведения о том, что такие операции не производились, и т.д.
Профессиональный участник при отчуждении ценных бумаг инвестором обязан по требованию инвестора, помимо информации, состав которой определен федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, предоставить информацию о ценах и котировках этих ценных бумаг на организованных рынках ценных бумаг в течение 6 недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, если эти ценные бумаги включены в листинг организаторов торговли, либо сведения об отсутствии этих ценных бумаг в листинге организаторов торговли; информацию о ценах, по которым эти ценные бумаги покупались и продавались этим профессиональным участником в течение шести недель, предшествовавших дате предъявления инвестором требования о предоставлении информации, либо сведения о том, что такие операции не проводились.
В соответствии с Федеральным законом от 25 января 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации" информация представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их предоставления. Гражданский кодекс служебную и коммерческую тайну относит к объектам гражданских прав и определят основные признаки служебной информации: соответствующая информация известна третьим лицам; к ней нет свободного доступа на законном основании; обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Служебная информация является одним из видов информации, обладающей ограниченным доступом. По общим правилам, использование служебной информации на рынке ценных бумаг регламентируется на законодательном уровне путем установления специальных правил ее использования и распространения. Федеральный закон о рынке ценных бумаг запрещает использование служебной информации для заключения сделок, а также ее передачу для совершения сделок третьим лицам.
Служебной информацией признается любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг.
Недобросовестной рекламой признается также публичное гарантирование или доведение иным образом до сведения потенциальных владельцев данных о доходности ценной бумаги, ее обеспеченности по сравнению с другими ценными бумагами или иными финансовыми инструментами, а также сообщение заведомо ложной или недостоверной информации, способной повлечь либо повлекшей заблуждение потенциальных владельцев относительно приобретаемых ценных бумаг.
Рекламой на рынке ценных бумаг не является общедоступная информация о ценных бумагах и эмитентах, которая подлежит раскрытию в соответствии с Законом "О рынке ценных бумаг" (раскрытие информации), а также информация, предоставляемая уполномоченным органам в связи с выполнением ими функций по регулированию рынка ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ.
Информация о выпуске эмитентом ценных бумаг и начисленных и/или выплаченных дивидендах является рекламой.
За нарушение Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" предусматривается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность. Статья 3 данного Закона определяет, что разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, - это действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.
Следует привести следующую классификацию раскрываемой эмитентом ценных бумаг информации:
1) информация, раскрываемая государственным органам;
2) информация, раскрываемая в СМИ;
3) информация о существенных фактах;
4) существенная информация;
5) информация рекламного характера;
6) информация, связанная с коммерческой тайной и др.
Административная ответственность за нарушения в исследуемой сфере предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях. Так, например, ст. 15.17 устанавливает ответственность за недобросовестную эмиссию ценных бумаг. К нарушению эмитентом порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг можно отнести:
нарушение эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства РФ о ценных бумагах, в том числе наличие в предоставленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству РФ и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству РФ о ценных бумагах;
непредставление эмитентом в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска ценных бумаг после истечения срока размещения ценных бумаг;
несоответствие представленных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям Федерального закона "О рынке ценных бумаг";
внесение в проспект эмиссии или решения о выпуске ценных бумаг, а также в иные документы, являющиеся основанием для регистрации выпуска ценных бумаг, ложных сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений), и др.
Совершение профессиональными участниками рынка ценных бумаг сделок с ценными бумагами, отчет об итогах выпуска которых не зарегистрирован, также влечет наложение административного наказания (ст. 15.18 КоАП РФ). Государственная регистрация эмиссии ценных бумаг является основным фактором, определяющим действительность сделок с ценными бумагами. В соответствии с положениями ст. 18 Закона "О рынке ценных бумаг" эмиссионные ценные бумаги, не прошедшие государственную регистрацию, размещению не подлежат. Следовательно, они не могут быть допущены к обращению. Ограничения на совершения сделок с ценными бумагами (обращение ценных бумаг) до регистрации отчета об итогах выпуска, установленные Федеральным законом от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", направлены на защиту инвесторов от риска признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся в случае отказа в регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг. Несоблюдение указанного требования может повлечь причинение убытков инвесторам, которыми ценные бумаги были приобретены на вторичном рынке. Таким инвесторам может быть неизвестно, что ценные бумаги при их размещении не были полностью оплачены, а также что процесс эмиссии таких ценных бумаг еще не завершен, и выпуск ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ может быть признан несостоявшимся.
Порядок предоставления информации на рынке ценных бумаг регулируется Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", Федеральным законом "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", а также иными нормативными правовыми актами. Обязанность эмитента предоставить инвестору информацию, определенную законодательством РФ, закреплена в ст. 6 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".
КоАП устанавливается ответственность за нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Так, непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации, а также нарушение эмитентом профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному предоставлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, установлена административная ответственность в ст. 15.19 КоАП РФ.
Кроме того, ст. 15.20 в КоАП РФ закреплена ответственность за воспрепятствование эмитентом или регистратором осуществлению инвестором прав по управлению хозяйственным обществом. Нарушение соответствующей статьи влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц- от 400 до 500 МРОТ.
Административная ответственность устанавливается также за использование служебной информации для заключения сделок на рынке ценных бумаг лицами, располагающими такой информацией в силу служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, а равно передача служебной информации для совершения сделок третьим лицам.
К лицам, располагающим служебной информацией, относятся:
члены органов управления эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором;
аудиторы эмитента или профессионального участника рынка ценных бумаг, связанного с этим эмитентом договором;
служащие государственных органов, имеющие в силу контрольных, надзорных и иных полномочий доступ к указанной информации.
Лица, располагающие служенной информацией, не имеют права использовать эту информацию для заключения сделок, а также передавать служебную информацию для совершения сделок третьим лицам. Лица, нарушившие указанное требование, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Кроме того, Закон четко устанавливает требования к рекламе*(11) на рынке ценных бумаг. Так, в рекламе должно содержаться наименование (имя) рекламодателя. Рекламодатель, являющийся профессиональным участником рынка ценных бумаг, обязан также включать в рекламу сведения о видах осуществления им на рынке ценных бумаг деятельности в соответствии с рекламным объявлением.
Рекламодателям запрещается:
указывать в рекламе недостоверную информацию о своей деятельности и о видах и характеристиках ценных бумаг, предлагаемых к покупке или продаже либо к другим сделкам с ними, и об условиях этих сделок и другую информацию, направленную на обман или введение в заблуждение владельцев и других участников рынка ценных бумаг;
указывать в рекламе предполагаемый размер доходов по ценным бумагам и прогнозы роста их курсовой стоимости;
использовать рекламу в целях недобросовестной конкуренции путем указания на действительные либо мнимые недостатки профессиональных участников рынка ценных бумаг, занимающихся аналогичной деятельностью, или эмитентов, выпускающих аналогичные ценные бумаги. В случае наличия вышеуказанных обстоятельств реклама ценных бумаг признается недобросовестной.
Рекламодатель несет ответственность за ущерб, причиненный недобросовестной рекламой, в соответствии с законодательством РФ. При признании рекламы недобросовестной договоры рекламодателя с рекламораспространителем являются недействительными.
Запрещается реклама эмиссионных ценных бумаг до даты регистрации их выпусков в соответствии с законодательством РФ. Договоры на рекламу незарегистрированных выпусков эмиссионных ценных бумаг являются недействительными. Органы, осуществившие государственную регистрацию выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, имеют право на предъявление иска по возникшим из-за недействительности договоров последствиям.
Признание выпуска эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся является основанием для прекращения договора на рекламу этих ценных бумаг. Договор на рекламу эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых признан несостоявшимся, прекращается с момента уведомления рекламораспространителя регистрирующим органом, признавшим выпуск эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся. Рекламораспространитель имеет право требовать от рекламодателя возмещения убытков, причиненных в результате прекращения договора на рекламу.
Незаконный отказ или уклонение от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценны бумаг, либо внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведений по вине держателя реестра, либо нарушение сроков выдачи выписки из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг, а также невыполнение или ненадлежащее выполнение держателем реестра иных законных требований владельца ценных бумаг или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ (ст. 15.22 КоАП РФ). Установленные законодательством правила ведения реестра владельцев ценных бумаг должны исключать возможность внесения недостоверных сведений в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Это следует из сущности деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, которая заключается в сборе, фиксации, обработке, хранении и предоставлении данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Данное положение также следует из цели, поставленной законодателем по отношению к системе ведения реестра владельцев ценных бумаг, - обеспечение сбора и хранения в течение установленных законодательством сроков информации обо всех фактах и документах, влекущих необходимость внесения изменений в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, и обо всех действиях держателя реестра по внесению этих изменений.
Административная ответственность в соответствии со ст. 15.23 КоАП РФ наступает и за уклонение от передачи или нарушение срока передачи регистратору информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, в случаях, установленных законодательством. Для осуществления владельцами прав, закрепленных ценными бумагами, держатель реестра имеет право требовать от номинального держателя ценных бумаг представления списка владельцев, номинальным держателем которых он является по состоянию на определенную дату. Номинальный держатель ценных бумаг обязан составить требуемый список и направить его держателю реестра в течение 7 дней после получении требования.
Под уклонением необходимо понимать неисполнение требования регистратора или иных заинтересованных лиц о предоставлении предусмотренных действующим законодательством информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, в течение длительного времени после предъявления соответствующего требования, без уведомления о причинах бездействия.
Необходимо также отметить, что ст. 5 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов" запрещает публичное размещение, рекламу и предложение в любой иной форме неограниченному кругу лиц документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства, но при этом не являющиеся ценными бумагами в соответствии с законодательством РФ. За публичное размещение, рекламу или предложение в любой иной форме под видом ценных бумаг, документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства и не являющихся ценными бумагами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, также наступает административная ответственность (ст. 15.24 КоАП РФ).
Кроме того, необходимо обратить внимание на срок давности привлечения к административной ответственности. В соответствии с п. 1 ст. 4.5 постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Однако в том случае, если правонарушение имеет длящийся характер, то сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Примечателен тот факт, что за нарушение рассмотренных выше статей, содержащихся в гл. 15 "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг" КоАП РФ, законодатель предусмотрел административное наказание лишь в виде штрафа. На наш взгляд, именно в данной сфере необходимо предусмотреть возможность дисквалификации профессиональных участников рынка ценных бумаг за нарушения соответствующего законодательства.
В соответствии с п. 2 ст. 51 Закона "О рынке ценных бумаг" в случае обнаружения фактов, дающих основание предполагать наличие в действиях лиц признаков манипулирования ценами, ФСФР России проводит проверку указанных фактов в порядке, установленном законодательством РФ и нормативными правовыми актами ФСФР. По результатам проведенной проверки и с учетом объяснений указанных лиц ФСФР России выносит решение о признании факта манипулирования ценами на рынке ценных бумаг и привлечении виновного лица (лиц) к ответственности, предусмотренной законодательством РФ, и/или приостановлении (аннулировании) выданной профессиональному участнику рынка ценных бумаг, виновному в манипулировании ценами, лицензии либо о направлении материалов проверки в правоохранительные органы.
Согласно ст. 14 Федерального закона "О коммерческой тайне" работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей получил доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях такого работника состава преступления несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Согласно ГК РФ работники, разгласившие служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, обязаны возместить причиненные убытки.
Уголовная ответственность предусматривается Уголовным кодексом РФ за злоупотребления при эмиссии ценных бумаг. Так, статья 185 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за внесение в проспект эмиссии ценных бумаг заведомо недостоверной информации, утверждение содержащего заведомо недостоверную информацию проспекта эмиссии или отчета об итогах выпуска ценных бумаг, а также размещение эмиссионных ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственную регистрацию, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству.
Статьей 185.1 УК РФ предусмотрена ответственность за злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством РФ о ценных бумагах.
Кроме того, в УК РФ содержится ответственность за мошенничество (ст. 159 Уголовного Кодекса РФ), а также за заведомо ложную рекламу (ст. 182). За изготовление и сбыт поддельных бумаг или ценных бумаг установлена уголовная ответственность в соответствии со ст. 186 УК РФ.
М.А. Сухарева,
руководитель международно-правового отдела НП "Адвокатское
бюро "Адвокат Сухарев и партнеры". Аспирант Московской
государственной юридической академии (МГЮА).Специализируется
в области международного частного права,
производных финансовых инструментов
"Право и экономика", N 9, сентябрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Соловьев Д.В. Иностранные ценные бумаги: проблема легитимации // Вестник НАУФОР. Ежемесячный информационный бюллетень. 2000. N 9.
*(2) См.: Петров М.И. Правовое регулирование рынка ценных бумаг. М.: ПИТЕР, 2005. С.156.
*(3) Положение о порядке выдачи разрешения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг на допуск к размещению или обращению эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации, утв. постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 1 апреля 2003 г. N 03-17/пс.
*(4) В настоящее время в соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 г. N 314 орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование в сфере рынка ценных бумаг, переименован в Федеральную службу по финансовым рынкам (здесь и далее - ФСФР).
*(5) Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
*(6) См.: Петров М.И. Указ. соч. С. 160.
*(7) См.: Петров М.И. Указ. соч. С. 170.
*(8) Имеется в виду информация, представляющая собой коммерческую тайну.
*(9) Под рыночной ценой следует понимать величину денежных средств, уплаченных за ценную бумагу при расчетах по заключенной сделке.
*(10) Под котировкой следует понимать величину денежных средств, по которой продавец/покупатель готов продать/купить ценную бумагу.
*(11) Здесь и далее под рекламой автор понимает доведение до общего сведения информации, т.е. ее раскрытие третьим лицам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовое регулирование обращения информации на рынке ценных бумаг
Автор
М.А. Сухарева - руководитель международно-правового отдела НП "Адвокатское бюро "Адвокат Сухарев и партнеры", аспирант Московской государственной юридической академии (МГЮА), специализируется в области международного частного права, производных финансовых инструментов
"Право и экономика", 2006, N 9