г. Пермь
10 июня 2008 г. |
Дело N А60-1060/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.06.2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.06.2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.
судей Риб Л.Х. , Мещеряковой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания Русановой Ю.С.
при участии:
от заявителя ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (филиал "Свердловский ОРТПЦ") : Блинова Н.Ю. - представитель по доверенности от 18.01.2008г., Шукшин Д.А. -представитель по доверенности от 18.01.2008г.
от заинтересованного лица ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга : не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга (ответчика по делу)
на решение Арбитражный суд Свердловской области от 09 апреля 2008 года
по делу N А60-1060/2008,
принятое судьей Евдокимовым И.В.
по заявлению ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (филиал "Свердловский ОРТПЦ")
к ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга
о признании недействительным решения,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Свердловский областной радиотелевизионный передающий центр" (далее - предприятие, ФГУП "РТРС") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Орджоникидзевскому району г.Екатеринбурга от 18.12.2007г. N 3476 о доначислении земельного налога за первое полугодие 2006 г., соответствующих пеней.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.03.2008г. заявленные требования удовлетворены.
Налоговый орган (ответчик по делу) не согласившись с решением суда, просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права - статьи 7, 85, 87 Земельного кодекса РФ, статьи 387 и 394 Налогового кодекса РФ, Решение Екатеринбургской городской Думы N 14/3 от 22.11.2005г. в части определения категории спорного земельного участка, вида разрешенного использования, размера ставки при исчислении земельного налога в 2006 году. Полагает, что в целях исчисления земельного налога спорный земельный участок, имеющий вид разрешенного использования - земли предприятий связи, соответствует понятию земель специального назначения, для которых Решением Екатеринбургской Думы N 14/3 от 22.11.2005г. установлена налоговая ставка 1,5 %.. Ставки земельного налога зависят от целей использования налога, а не от особенностей территориальных зон. Налоговый орган, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направил.
ФГУП "РТРС" (заявитель по делу) просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" по земельному налогу за 1 полугодие 2006 года.
По результатам проверки составлен акт проверки N 487 от 24.10.2007г. и вынесено решение N 3476 от 18.12.2007г., согласно которому предприятию доначислен земельный налог за 1 полугодие 2006 года в сумме 8 029 757руб., а также предложено уплатить пени в соответствии со статьей 75 НК РФ.
Основанием для доначисления налога и пеней послужили выводы акта проверки о необоснованном применении налогоплательщиком в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г.Екатеринбург, пр.Космонавтов, 99, с кадастровым номером 66:41:0109071:0009, кадастровой стоимостью на 1.01.2006г. 3 568 781 505 руб. при исчислении земельного налога за 1 полугодие 2006 года - ставки 0,6%, установленной Решением Екатеринбургской городской Думы N 14/3 от 22.11.2005г. "для прочих земельных участков". Налоговый орган полагает, что налогоплательщику следовало применять ставку 1,5%, установленную для земельных участков, "отнесенных к землям специального назначения".
Полагая, что решение вынесено налоговым органом незаконно, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требований, исходил из того, что поскольку занимаемый заявителем земельный участок относится к категории земель поселений, а не к категории земель специального назначения, то заявитель правомерно применил ставку 0,6 %, установленную для "прочих земельных участков".
Вывод суда является правильным, соответствует действующему законодательству и материалам дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу положений пункта 2 статьи 387 НК РФ, пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. При этом пунктом 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земли и (или) разрешенного использования земельного участка.
Понятие и перечень "категории земли" даны в статье 7 Земельного кодекса РФ. К ним относятся: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли поселений; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 6) земли запаса.
В соответствии с частью 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ - землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель иных категорий. Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий (часть 2 статьи 83 ЗК РФ). В силу положений статьи 87 Земельного кодекса РФ - такие категории земель, как земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности, обороны и безопасности- относятся к категории земли "земли специального назначения".
Понятие и перечень "виды разрешенного использования земельных участков" даны в статьях 35, 36 и 37 Градостроительного кодекса РФ. Это основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования. Они устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне. В результате градостроительного зонирования определяются: 1)жилые; 2) общественно-деловые; 3) производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур; 4) зоны сельскохозяйственного использования; 5) зоны рекреационного назначения; 6) зоны особо охраняемых территорий; 7) зоны специального назначения; 8) зоны размещения военных объектов; 8) иные виды территориальных зон.
Из анализа указанных норм следует, что целевое назначение устанавливается земельным законодательством для всех категорий земель, указанных в статье 7 Земельного кодекса РФ, разрешенное использование земельных участков, конкретизирует целевое назначение для участков в составе отдельных категорий земель (в том числе в границах черты поселений и их пригородных зон) и определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством.
На территории муниципального образования "Город Екатеринбург" решением Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005г. N 14/3 с 1.01.2006г. (в редакции, действовавшей в 2006 году) установлены ставки земельного налога в зависимости о категории земли и вида разрешенного использования. Этот вывод следует из анализа Приложения N 1 к указанному Решению N 14/3. Так, таблица "Ставки земельного налога на территории МО "Город Екатеринбург" Приложения N 1 имеет следующее оглавление: "Вид разрешенного использования земельного участка и категория земель". Указанному оглавлению соответствует и содержание Приложения N 1 в решению. Согласно пункту 3- ставкой 0,3% облагаются земельные участки: как отнесенные к такой категории земли, как "земли сельскохозяйственного назначения" (ст.77 ЗК РФ, категория земли, отличная от категории земель поселений), так и земельные участки, отнесенные к категории земель поселений и вида разрешенного использования "зоны сельскохозяйственного использования в поселениях и используемые для сельскохозяйственного производства". В пункте 5 Приложения N 1 - ставка 1,5 также установлена в зависимости от категории земли "земельные участки, отнесенные к землям специального назначения" (ст.87 ЗК РФ), и от вида разрешенного использования (занятые на землях поселений объектами обрабатывающего производства, досугово-развлекательными и игорными заведения и т.д.).
Доводы налогового органа о том, что все земли в пределах границ муниципального образования "Город Екатеринбург" относятся к землям поселений (одной категории земель), и, следовательно, ставки налога могли быть установлены в Решении Екатеринбургской городской Думы N 14/3 от 22.11.2005г. только в зависимости от вида разрешенного использования, а не от категории земель и вида разрешенного использования, отклоняется.
Решением Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005г. N 14/3 земельный налог был введен с 1.01.2006г. на территории Муниципального образования "Город Екатеринбург".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28.08.1995г. N 154-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" дано понятие "муниципального образования" - это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых, осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления (пункт 1 статьи 1 Закона). Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения (пункт 2 статьи 8 Закона). Указанное понятие территории муниципального образования, с перечнем 30 населенных пунктов (города Екатеринбурга, поселков, сел), входящих в состав муниципального образования, содержится в статьях 2 и 3 Устава муниципального образования "Город Екатеринбург", принятого Решением городской Думы от 30.06.2005г. N 8/1.
При указанных обстоятельствах, в Решении Екатеринбургской городской Думы N 14/3 от 22.11.2005г. ( в редакции, действовавшей в 2006 году) могли быть установлены ставки и в зависимости от категории земель (земли специального назначения - глава 16 ЗК РФ; земли сельскохозяйственного назначения - глава 14 ЗК РФ; земли поселений - глава 15 ЗК РФ), а также от вида разрешенного использования в составе отдельных категорий земель.
Последующие изменения в Решение Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005г. N 14/3, вступившие в силу с 1.01.2007г. подтверждают указанную позицию. Как и ранее, в пункте 5 Приложения N 1 поименованы земельные участки, относящиеся к такой категории земли, как "земли специального назначения" (земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и т.д.). Кроме того, пункт 5 дополнен земельными участками, отнесенными к "землям поселений", занятым промышленными объектами, объектами коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, объектами транспорта и т.д. Таким образом, по прежнему, размер ставок зависит от различных категорий земли и видов разрешенного использования, однако с 1.01.2007г. ставкой в размере 1,5% дополнительно подлежат обложению и земли поселений, занятые промышленными и производственными объектами.
Согласно пункту 6 статьи 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. В соответствии со статьей 17 НК РФ - одним из обязательных элементов налогообложения является налоговая ставка.
Формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение. Такой критерий определенности правовой нормы был сформулирован Конституционным Судом РФ в его постановлениях от 8.10.1997г., от 28.03.2000г., в которых указано, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными, и что неопределенность налоговых норм может привести к не согласующемуся с принципом правового государства произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками, к нарушению равенства прав граждан перед законом.
Таким образом, критерием определенности налогового акта является способность плательщика соответствующего налога, исходя из содержания такого акта, точно определить совокупность все элементов налогообложения, в том числе размер налоговой ставки.
Из представленного в суд заявителем кадастрового плана земельного участка, следует, что спорный земельный участок имеет категорию земель "земли поселений" и вид разрешенного использования "земли предприятий связи". Полагая, что на территории муниципального образования ставка земельного налога в размере 1,5% установлена в 2006 году в зависимости от категории земли "земли специального назначения", проанализировав положения статей 7, 85, 87 Земельного кодекса РФ, статей 35, 36, 37 Градостроительного кодекса РФ, а также Приложение N 1 к Решению Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005г. N 14/3 , и учитывая, что согласно сведениям, содержащимися в кадастровом плане, спорный земельный участок ФГУП "РТРС" не относится к категории земель - "земли специального назначения", налогоплательщик обоснованно применил при исчислении земельного налога 1 полугодие 2006 года ставку 0,6%, установленную для "прочим земельных участков".
Налоговым органом, в нарушение статей 65 и п.5 ст.200 АПК РФ, не доказан также размер доначисленной пени. Пунктом 8 статьи 101 НК РФ установлено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней. В нарушение указанной нормы, в тексте оспариваемого решения ИФНС (а также в акте проверки) отсутствуют правовое обоснование для доначисления пени, ее размер, период доначисления, однако в резолютивной части решения содержится указание налогоплательщику уплатить пени, исчисленные в соответствии со ст.75 НК РФ. Из материалов дела также не следует, что налогоплательщику были вручены какие-либо расчеты пени с актом проверки или с решением об отказе в привлечении к налоговой ответственности.
При указанных обстоятельствах, доначисление налоговым органом ФГУП "РТРС" земельного налога за 1 полугодие 2006 года и соответствующих пеней является необоснованным. В связи с чем, решение суда от 09.04.2008г. следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
В соответствии со ст.110 АПК РФ с ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб., в связи с ранее предоставленной отсрочкой.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 апреля 2008 г. по делу А60-1060/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России по Орджоникидзевскому району г.Екатеринбурга в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб. (тысяча рублей).
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Председательствующий: |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Л. Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-1060/2008-С10
Истец: ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (филиал "Свердловский ОРТПЦ"), ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"
Ответчик: ИФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3422/08