г. Владимир |
|
"09" апреля 2009 г. |
Дело N А79-540/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.04.2009.
Полный текст постановления изготовлен 09.04.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Урлекова В.Н.,
судей Протасова Ю.В., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гавриловой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Чувашской Республике на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.02.2009 по делу N А79-540/2009, принятое судьей Щетинкиным А.В., по заявлению открытого акционерного общества "Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт релестроения с опытным производством" о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Чувашской Республике от 16.01.2009 N 97-09/02П о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании приняли участие представители:
от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела (уведомление N 38861);
от ОАО "Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт релестроения с опытным производством" - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела (уведомление N 38860).
Первый арбитражный апелляционный суд установил:
открытое акционерное общество "Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт релестроения с опытным производством" (далее - ОАО "ВНИИР", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике (далее - управление, административный орган) от 16.01.2009 N 97-09/02П о привлечении общества к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000руб.
В обоснование своего заявления Общество указало на отсутствие в его бездействии состава вменяемого ему в вину административного правонарушения, а в случае его признания судом на малозначительность совершенного правонарушения.
Управление с доводами общества не согласилось, ссылаясь на законность оспариваемого постановления.
Решением суда от 10.02.2009 заявленные требования удовлетворены. Постановление управления от 16.01.2009 N 97-09/02П признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда.
По мнению управления, наличие в бездействии общества состава вменяемого ему административного правонарушения установлено и подтверждается материалами дела. Податель апелляционной жалобы считает неприменимой к рассматриваемым правоотношениям категории малозначительности.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 06.11.2007 ОАО "ВНИИР" (подрядчик) заключило договор N 01-300чбк-XI-07-1331 с ТОО "КИП и Автоматика" - Республика Казахстан (заказчик) на оказание инжиниринговых услуг по пуско-наладке устройства безударного пуска высоковольтных электродвигателей. Перечень выполняемых работ и их сметная стоимость определены в приложениях N 1 и N 2 к названному договору.
03.12.2007 ОАО "ВНИИР" оформило паспорт сделки N 07120001/1000/0019/3/0 в филиале ОАО Банк ВТБ в г.Чебоксары.
Управление провело проверку соблюдения Обществом валютного законодательства и установило, что ОАО "ВНИИР" нарушены единые правила оформления паспортов сделок, выразившиеся в непереоформлении паспорта сделки N 07120001/1000/0019/3/0 при изменении указанной в нем информации.
Усмотрев в действиях Общества признаки состава правонарушения, предусмотренного в части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управление составило протокол об административном правонарушении от 13.01.2009 N 97-09/2, рассмотрев который, руководитель Управления принял постановление от 16.01.2009 N 97-09/02П о привлечении ОАО "ВНИИР" к административной ответственности в виде штрафа в размере 40000 рублей.
Посчитав данное постановление незаконным, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд Чувашской Республики посчитал совершенное ОАО "ВНИИР" правонарушение малозначительным и на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях освободил общество от административной ответственности.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее- Закон о валютном регулировании) полномочиями устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами наделен Центральный банк Российской Федерации.
Единые правила оформления паспортов сделок установлены в Инструкции Центрального банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее- инструкция).
Согласно требованиям пунктов 3.3, 3.5, 3.14 Инструкции N 117-И паспорт сделки оформляется в порядке, указанном в Приложении N 4 к Инструкции ЦБР N 117-И, и представляется в уполномоченный банк в сроки согласованные с последним, но не позднее совершения первой валютной операции по контракту или иного исполнения обязательства по контракту.
В пункте 3.15 названной Инструкции предусмотрено, что в случае внесения в контракт (кредитный договор) изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом паспорте сделки (далее- ПС), либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС, резидент представляет в банк ПС следующие документы: два экземпляра ПС, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт, либо изменений иной информации, указанной в оформленном ПС; документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт.
В соответствии с пунктом 3.15 (1) Инструкции в редакции указания ЦБ РФ от 08.08.2006 N 1713-У резидент представляет документы, указанные в пункте 3.15 Инструкции, после внесения соответствующих изменений в контракт либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту либо не позднее очередного срока представления в банк ПС документов и информации в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций.
Согласно пункту 3.16 Инструкции переоформление ПС производится с учетом особенностей заполнения отдельных граф в соответствии с Приложением N 4 к Инструкции ЦБ РФ N 117-И, требованиями которого установлено, что в пункте 1.5 раздела 1 указывается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) или код причины постановки на учет (КПП) при его наличии в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, при оформлении паспорта сделки N 07120001/1000/0019/3/0 в пункте 1.5 листа 1 ИНН/КПП указано "2128001516/212801001".
26.12.2007 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары выдано свидетельство серии 21 N 001782896 о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации, в которой ОАО "ВНИИР" присвоен ИНН/КПП 2128001516/213001001, также 26.12.2007 ОАО "ВНИИР" поставлено на учет в налогом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика с присвоением КПП 213050001. Указанные свидетельство и уведомление получены ОАО "ВНИИР" 16.01.2008, о чем свидетельствует отметка отделения почтовой связи на конверте.
На банковский счет ОАО "ВНИИР" в уполномоченном банке 17.01.2008 от нерезидента поступили денежные средства в размере 133 000,00 руб., то есть осуществлена следующая валютная операция, что подтверждается данными раздела II "Сведения о платежах" ведомости банковского контроля от 21.07.2008 по ПС N 07120001/1000/0019/3/0, столбца 4 справки о поступлении валюты Российской Федерации от 21.01.2008 и самим платежным поручением N 1 от 16.01.2008.
Таким образом, обществу необходимо было переоформить паспорт сделки N 07120001/1000/0019/3/0 с указанием в пункте 1.5 следующих данных КПП: "213001001" или "213050001" не позднее 17.01.2008, однако ОАО "ВНИИР" паспорт сделки не переоформило.
Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок являются административными правонарушениями, ответственность за которые установлена в части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на юридических лиц- от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Довод ОАО "ВНИИР" об отсутствии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного в части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отклоняется апелляционной инстанции, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права.
Согласно Приложению N 4 к Инструкции ЦБР N 117-И в паспорте сделки указывается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) или код причины постановки на учет (КПП) при его наличии.
Между тем в пункте 3.15 Инструкции предусмотрено, что в случае изменения иной информации, указанной в оформленном паспорте сделки, резидент представляет в банк два экземпляра паспорта сделки, переоформленного с учетом изменений иной информации, указанной в оформленном ПС; документы, подтверждающие вносимые изменения.
Поскольку Обществом в оформленном паспорте сделки изначально указаны ИНН и КПП, следовательно, при изменении номера территориального КПП и присвоении нового КПП крупнейшего налогоплательщика ОАО "ВНИИР" обязано было переоформить паспорт сделки с учетом изменения, информации о КПП, указанной в оформленном паспорте сделки.
При таких данных Арбитражный суд Чувашской Республики правомерно усмотрел в действиях ОАО "ВНИИР" признаки состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного в части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок привлечения общества к административной ответственности Управлением соблюден.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Суд первой инстанции установил, что обществу для внесения изменения в паспорт сделки представлялся очень короткий срок, так как уведомление об изменении КПП ОАО "ВНИИР" получило только 16.01.2008 года и в тот же день контрагент произвел оплату по договору. Данным платежом исполнение контракта было завершено. Общество не было уведомлено заблаговременно о конкретной дате предстоящей валютной операции и смене КПП. ОАО "ВНИИР" не принимало активных действий в осуществлении валютной операции. В связи с этим Арбитражный суд Чувашской Республики обоснованно расценил совершенное обществом правонарушение как малозначительное, не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правомерно освободил ОАО "ВНИИР" от административной ответственности, что по мнению суда апелляционной инстанции соответствует целям административного наказания, предусмотренным статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с вышеизложенным апелляционная жалоба Управления подлежит отклонению.
Арбитражный суд Чувашской Республики полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.02.2009 по делу N А79-540/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово- бюджетного надзора в Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Н.Урлеков |
Судьи |
Ю.В.Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-540/2009
Заявитель: ОАО "ВНИИР" г.Чебоксары
Ответчик: Федеральная служба Финансово-бюджетного надзора Территориального управления в Чувашской Республике
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2009 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-889/09