г. Томск |
Дело N 07АП- 5099/08 |
11 сентября 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2008 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей Музыкантовой М.Х., Нагишевой О.Б.
при ведении протокола судебного заседания судьей Музыкантовой М.Х.
при участии: Сапелкина В.С., доверенность от 28.02.2008 г. (3 года); Стребковой И.С., доверенность от 14.01.2008 г. (до 31.01.2009 г.)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Алтайскому краю
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 02.07. 2008 года по делу N А03- 3502/2008-18 (судья Емельянова Г.М.)
по заявлению государственного унитарного предприятия дорожного хозяйства Алтайского края "Алтайское дорожное ремонтно-строительное управление"
к Межрайонной Инспекции ФНС N 3 по Алтайскому краю
о признании недействительным решения N РА-10-031 от 12.12.2007г.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие дорожного хозяйства Алтайского края "Алтайское дорожное ремонтно-строительное управление" (далее ГУП "Алтайское ДРСУ", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной Инспекции ФНС N 3 по Алтайскому краю (далее Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N РА-10-031 от 12.12.2007г.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 02.07.2008г. заявленные требования удовлетворены частично: признано недействительным решение Инспекции в части доначисления налога на прибыль в сумме 1 616 884 руб., 84 коп., пени в сумме 198 457, 20 руб., штрафа в сумме 318 769, 43 руб., НДС в сумме 847 022, 96 руб., пени в сумме 29 980 руб. и штрафа в сумме 84 559, 98 руб..
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части признания недействительным решения Инспекции, налоговый орган обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, в том числе по следующим основаниям:
- признавая контрагентов ГУП "Алтайское ДРСУ" зарегистрированными в ЕГРЮЛ, суд не принял во внимание доводы налогового органа о несоответствии данных, указанных в счетах-фактурах, договорах данным, содержащимся в ЕГРЮЛ; недобросовестность налогоплательщика подтверждена материалами выездной проверки; документы, представляемые налогоплательщиком в обоснование права на применение налоговых вычетов, должны содержать достоверную информацию;
- судом не дана оценка факту покупки экскаватора у ООО "Триал", который согласно данных государственной инспекции Гостехнадзора не зарегистрирован;
- доводы, изложенные в мотивировочной части решения суда, не соответствуют резолютивной части решения;
- суд не применил положения п. 4 ст. 267 НК РФ.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на её удовлетворении.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, считая требования апеллянта необоснованными, решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 02.07.2008г. подлежащим изменению в обжалуемой части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ГУП "Алтайское ДРСУ", по результатам которой принято решение N РА-10-031 от 12.12.2007г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Полагая указанное решение Инспекции незаконным, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из установления факта правомерности переноса налогоплательщиком суммы созданного резерва по налогу на прибыль; непредставления налоговым органом доказательств получения Предприятием необоснованной налоговой выгоды в части взаимоотношений с контрагентами ООО "Регионэнергоресурс", ООО "Никсан", ООО "Триал".
В соответствии с пп.1 абз.2 ст. 247 НК РФ, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком, то есть полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в том числе расходов на оказание услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию, включая отчисления в резерв на предстоящие расходы на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (подпункт 9 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 267 НК РФ, налогоплательщики, осуществляющие реализацию товаров (работ), вправе создавать резервы на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, и отчисления на формирование таких резервов принимаются для целей налогообложения в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно пункту 2 данной статьи налогоплательщик самостоятельно принимает решение о создании такого резерва и в учетной политике для целей налогообложения определяет предельный размер отчислений в этот резерв.
В соответствии с пунктом 5 статьи 267 Кодекса сумма резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров (работ), не полностью использованная налогоплательщиком в налоговом периоде на осуществление ремонта по товарам (работам), реализованным с условием предоставления гарантии, может быть перенесена им на следующий налоговый период. При этом сумма вновь создаваемого в следующем налоговом периоде резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего налогового периода.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о правомерности формирования Предприятием резерва на предстоящие расходы по гарантийному обслуживанию и ремонту в случае, если факт расходования указанного резерва может наступить в последующих годах, предусмотрев это в своей учетной политике; переноса на следующий налоговый период суммы резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, доказательств обратного налоговым органом в материалы дела не представлено.
В силу п.1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные, то есть экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, и документально подтвержденные затраты - подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществленные налогоплательщиком.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, носят заявительный характер, в связи с чем именно на налогоплательщика возложена обязанность доказать правомерность и обоснованность уменьшения налогооблагаемой прибыли, в том числе путем представления документов, отвечающих критериям статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом документы, подтверждающие расходы, должны отражать достоверную информацию и в силу ч. 1 ст. 9 ФЗ от 21.11.1996г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" оформляться первичными учетными документами.
Налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость подлежат применению налогоплательщиками в соответствии с положениями ст.ст. 171, 172 НК РФ.
В соответствии с п.1 ст.172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно п.1 ст.169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
Нормами статьи 169 НК РФ установлены требования, которым должен соответствовать счет-фактура. В частности счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации (п. 6 ст. 169 НК РФ).
В силу прямого указания п.2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Из взаимосвязанных положений ст.ст. 169, 171, 172, 247, 252, НК РФ следует, что налоговые вычеты, произведенные налогоплательщиком, расходы в целях уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль осуществляются в отношении реальных хозяйственных операций с реальными товарами; при этом при решении вопроса о правомерности применения налоговых вычетов учитываются не только наличие полного пакета документов, предоставляющих право на вычет, но и результаты мероприятий налогового контроля по достоверности и непротиворечивости представленных документов, оценивается не только формальное соответствие представленных документов требованиям закона, но и действительное наличие тех обстоятельств, с которыми Налоговый Кодекс РФ связывает предоставление права как на возмещение НДС из бюджета, так и признания обоснованности и документальной подтвержденности произведенных расходов.
При этом, в силу пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
В силу ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Как установлено в ходе налоговой проверки, поставщики товаров ООО "Триал", ООО "Никсан", ООО "Регионэнергоресурс" в ЕГРЮЛ не значатся, на налоговом учете не состоят и не состояли, ИНН, указанный в счетах-фактурах, представленных Предприятием на проверку, им не присваивался, по адресам, указанным в указанных счетах-фактурах, организации не находятся, что подтверждено ответами Инспекций.
Доказательств, опровергающих указанные факты, Предприятием в материалы дела не представлено.
В соответствии с действующим законодательством регистрация юридических лиц осуществляется налоговыми органами. Факт регистрации юридического лица публично подтверждает реальность существования и правоспособность участника гражданского оборота.
Таким образом, организация, не прошедшая регистрацию в установленном законом порядке в качестве юридического лица, вследствие чего и не прошедшая регистрацию как налогоплательщик, не может являться участником гражданских правоотношений.
Заявитель не предпринимал каких-либо действий для установления правоспособности своих контрагентов, то есть не проявил необходимой доли разумности и добросовестности в отношениях с контрагентами и, как следствие, понес для себя негативные последствия в виде отказа налогового органа признать обоснованным его право на включение понесенных затрат по оплате стоимости услуг в расходы при налогообложении прибыли, а также на применение налогового вычета по НДС.
Указанные доказательства, положенные налоговым органом в основу оспариваемого решения свидетельствует о том, что представленные налогоплательщиком документы содержат недостоверные сведения и не могут являться документальным подтверждением экономической оправданности и обоснованности произведенных предприятием расходов в целях уменьшения доходов для исчисления налога на прибыль и заявления права на сумму НДС к вычету по указанным поставщикам.
С учетом изложенного, заявленная налогоплательщиком налоговая выгода не может быть признана обоснованной, поскольку получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом ссылка суда первой инстанции на то, что в материалы дела представлены заверенные Инспекцией выписки из ЕГРЮЛ указанных контрагентов, что свидетельствует о их действительности, признается судом апелляционной инстанции необоснованной ввиду того, что указанные данные ЕГРЮЛ ООО "Триал", ООО "Никсан", ООО "Регионэнергоресурс" не соответствуют данным (ИНН, адреса, сведения о руководителях), содержащимся в представленных на проверку счетах - фактурах, договорах.
Суд апелляционной инстанции также принимает доводы налогового органа об ошибочности признания недействительным решения налогового органа по налогу на прибыль в сумме 1 616 884 руб. 84 копейки, поскольку согласно оспариваемому решению налогоплательщику предложено уплатить налог на прибыль в сумме 1 581 168 руб. 83 коп.
Учитывая несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (п.3 ч.1 ст. 270 АПК РФ), подтверждение материалами дела факта неправомерного предъявления НДС к вычету и включения в состав расходов сумм по контрагентам ООО "Триал", ООО "Никсан", ООО "Регионэнергоресурс", принятое судом первой инстанции решением в части признания незаконным решения Инспекции в указанной части подлежит изменению.
Государственная пошлина по делу по правилам части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относится на лиц, участвующих в деле, пропорционально удовлетворенным требованиям.
В нарушение указанной нормы, суд первой инстанции, удовлетворив заявления Предприятия частично, в резолютивной части решения указывает на взыскание государственной пошлины в размере 2 000 рублей с Инспекции, то есть в полном объеме.
Руководствуясь статьями 110, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Алтайского края от 02 июля 2008 года по делу N А03-3502/2008-18 в обжалуемой части изменить.
Признать недействительным решение Межрайонной Инспекции ФНС N 3 по Алтайскому краю N РА-10-031 от 12.12.2007г. в части доначисления налога на прибыль в размере 546 486, 70 рублей, соответствующих сумм пени и налоговых санкций по ст. 122 НК РФ.
Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Алтайскому краю в пользу Государственного унитарного предприятия дорожного хозяйства Алтайского края "Алтайское дорожное ремонтно-строительное управление" государственную пошлину в размере 1 000 рублей.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия дорожного хозяйства Алтайского края "Алтайское дорожное ремонтно-строительное управление" в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Алтайскому краю государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
М.Х. Музыкантова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-3502/2008
Истец: ГУП дорожного хозяйства Алтайского края "Алтайское дорожное ремонтно-строительное управление"
Ответчик: МИФНС России N3 по Алтайскому краю
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5099/08